Стратегическое планирование развития крупных городов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:21, реферат

Описание работы

Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования.
Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо решение следующих задач:
Изучение теоретических основ стратегического планирования.
Разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
Глава 1.Сущность стратегического планирования……………………4
1.1.Применение стратегического планирования на практике………..4
1.2.Элементы стратегического планирования…………………………6
1.3 Принципы и этапы стратегического планирования……………….9
Глава 2.Анализ стратегического плана развития города Нижний Новгород…13
2.1. Общая характеристика стратегического плана развития Нижнего Новгорода…13
2.2. Основные направления стратегического плата развития Нижнего Новгорода…17
2.3 Общие тенденции развития экономики города Нижнего Новгорода на период до 2020 года…28
Глава 3. Современные требования к разработке стратегий развития крупных городов России………..34
3.1.Становление системы стратегического планирования городов России…….34
3.2. Современные требования к разработке стратегий крупных городов России……...35
Заключение…………………………………….………………………...38
Список использованных источников и литературы…………………..41

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

                  Стратегический план является действенным инструментом приобретения и поддержания конкурентных преимуществ города при соперничестве с другими городами за инвестиции, высококвалифицированную рабочую силу и передовые позиции в международном сотрудничестве.

                  Стратегический план позволяет наиболее эффективным образом упорядочить и распределить ресурсы города, всегда ограниченные в той или иной мере.

                  Стратегический план привлекает к активному творчеству население города, которое в процессе его разработки и реализации вовлекается в партнерство с местными властями, общественными организациями, предпринимательскими структурами.

                  Стратегический план помогает обеспечить концентрацию основных усилий членов городского сообщества на ключевых направлениях развития, являющихся наиболее перспективными для города.

                  Стратегический план является обязательным условием, выдвигаемым при реализации крупных инвестиционных проектов с иностранным участием.

2.2. Основные направления стратегического плана развития г.Нижний Новгород

Стратегия содержит основные цели и направления социально-экономического развития Нижнего Новгорода до 2020 года. Долгосрочные ориентиры в дальнейшем будут использованы для разработки планов и программ краткосрочного характера. Их успешная реализация призвана обеспечить жизнеспособность Стратегии на практике. Наличие стратегических ориентиров будет являться дополнительным стимулом для повышения эффективности управления. Ведь необходимость достижения стратегических целей обязывает согласовывать параметры текущего планирования с долгосрочными ориентирами и принимать оперативные решения с учетом видения перспективы.

Стратегия задает ориентиры для всего городского сообщества, бизнеса, потенциальных инвесторов. Только совместными усилиями на основе максимального использования внутренних возможностей возможно создать в Нижнем Новгороде комфортные условия для жизни и ведения предпринимательской деятельности. Эффективная экономика и благоприятный инвестиционный климат, устойчивый рост доходов жителей и качественные жилищные условия, удобное транспортное сообщение и широкий спектр доступных социальных услуг – все это должно прочно ассоциироваться с городом Нижний Новгород. Стратегия – это курс, следуя которому, можно обеспечить прогрессивное развитие в интересах настоящих и будущих поколений нижегородцев.

Основные  направления развития города Нижний Новгород до 2020 года:

1.Главная стратегическая цель – Достижение уровня развития, способного обеспечить высокое качество жизни нижегородцев на основе укрепления экономических позиций Нижнего Новгорода.

Основными составляющими качественно нового уровня социально-экономического развития города к 2020 году должны стать:

- устойчивая и конкурентоспособная  экономика;

- высокие стандарты благосостояния населения;

- комфортная городская среда.

В результате повышения эффективности экономики основные целевые индикаторы социально-экономического развития города к 2020 году должны достигнуть следующих значений:

- денежные доходы на душу населения должны увеличиться не менее, чем в 5 раз к уровню 2008 года;

- объем отгруженной продукции, оказанных услуг, выполненных работ предприятиями (организациями) города – не менее чем в 3 раза

- инвестиции в основной капитал – не менее чем в 5 раз

- прибыль предприятий города – не менее чем в 4 раза

2. Обеспечение роста и стабилизации численности населения Нижнего Новгорода к 2020 году на уровне 1 300 тыс. человек и создание условий для ее последующего роста до 1 350 тыс. человек на основе снижения темпов естественной убыли населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни и эффективной миграционной политики.

Основные приоритетные  направления:

-cнижение смертности населения;

-повышение уровня рождаемости;

-сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни;

-привлечение мигрантов в целях компенсации естественной убыли населения города

3.Занятость населения.

Основные проблемы:

-отток кадров из составляющей основу экономики города сферы материального производства;

-непропорциональное распределение занятых по видам экономической деятельности, являющееся следствием структурных диспропорций в экономике города;

-несоответствие спроса (количества вакантных мест) и предложения рабочей силы (численности ищущих работу лиц) по основным параметрам - возрасту, образованию, профессии и квалификации.

Основная цель:

Создание условий для эффективного использования квалифицированного труда, развитие эффективной инфраструктуры рынка труда.

4.Уровень жизни населения.

Основная цель:

Обеспечение устойчивого повышения уровня жизни нижегородцев.

- динамичные темпы роста благосостояния населения;

- доступность населению широкого спектра услуг образования, здравоохранения, культуры, спорта;

- необходимый уровень обеспеченности жильем;

- высокие стандарты личной и экологической безопасности; гарантированная реализация и защита прав граждан.

Основные целевые ориентиры:

- ежегодный прирост реально располагаемых доходов нижегородцев к 2020 году должен составлять не менее 10%;

- уровень бедности населения к 2020 году должен снизиться до 5%;

- дифференциация населения по уровню доходов (соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных) должна сократиться к 2020 году с 25 до 18 раз

Основные приоритетные направления:

- переход основной массы населения в группу с высоким уровнем дохода на душу населения, доминирование в социальной структуре общества среднего класса;

- уменьшение дифференциации населения по уровню доходов, снижение уровня бедности, формирование эффективной системы предоставления социальных услуг.

5.Развитие образование.

Ключевые проблемы:

- неудовлетворенность населения города обеспеченностью местами в дошкольных образовательных учреждениях.

- неполное соответствие материально-технической базы образовательных учреждений современным требованиям.

- отсутствие эффективной системы профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных кадров в соответствии с запросами рынка труда.

- недостаточная квалификация значительной части административно-управленческого персонала образовательных учреждений и т. д.

Ключевая цель: Доступное качественное образование, ориентированное на решение задач инновационного развития экономики.

Ключевые задачи:

- реформирование структуры образования.

- повышение качества образовательных услуг.

- улучшение воспитательной работы и здоровья детей.

- совершенствование экономических отношений и социальных гарантий участников образования.

- кадровое и научное обеспечение развития образования.

- участие в международной деятельности.

- совершенствование управления и правового регулирования

Ожидаемые результаты

Таблица 1.

•              Формирование инфраструктуры для обеспечения мобильности студентов и препода-

вателей.

•              Развитие перспективных направлений подготовки специалистов массовых профессий, наиболее востребованных инновационной и экономикой.

•              Обеспечение каждому ребенку до посту
пления в первый класс возможности освоить
программы дошкольного образования.

•              Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
в неспециализированных образовательных
учреждениях.

•              Усиление позиций нижегородских учебных заве дений на рынке образовательных услуг (доход от
обучения иногородних и иностранных студентов

в нижегородских вузах составит не менее 10% от объема финансирования системы образования).

•              Получение услуг дополнительного образования
не менее 60% детей в возрасте от 5 до 18 лет.

•              Увеличение доли иногородних и иностранных
студентов, обучающихся в Нижнем Новгороде, не
менее чем до 5% от общего числа студентов.

•              Увеличение доли средств на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования
не менее чем до 30%.

•              Предоставление возможностей всем обучаю
щимся старшей школы осваивать индивиду
альные образовательные программы, включая
профильное обучение и профессиональную
подготовку.

•              Наличие программ развития персонала, включающих финансирование программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации
работников не менее чем у 60% предприятий и
организаций.

•              Использование образовательных кредитов не
менее чем 12% студентов.

•              Обеспечение каждому учащемуся возможности
получать образование в современных условиях.

 

5.Развитие здравоохранения.

Ключевая цель: Доступность медицинской помощи, повышение эффективности медицинских услуг

Проблемы:

- поэтапное сокращение уровней воздействия на рост заболеваемости населения в раннем возрасте (показатели первичной заболеваемости населения в возрастных группах «дети и подростки» увеличивается начиная с 2005 года);

- в структуре общей заболеваемости населения в течение ряда лет преобладают болезни органов дыхания, болезни системы кровообращения, травмы и отравления, отмечается повышение показателей онкологической заболеваемости;

- не во всех лечебно-профилактических учреждениях созданы современные и безопасные условия для оказания медицинской помощи населению;

- структура сети и коечного фонда лечебных учреждений нуждается в оптимизации;

- недостаточная укомплектованность медицинскими кадрами, отток молодых кадров из здравоохранения.

Задачи:

- реформирование первичной медицинской помощи;

-реорганизация стационарной помощи;

- улучшение лекарственного обеспечения;

- совершенствование скорой медицинской помощи;

- совершенствование организации медицинской помощи матерям и детям;

-социальная помощь медицинским работникам;

- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия;

- совершенствование кадровой политики и медицинского образования;

- комплексное переоснащение муниципальных лечебно-профилактических учреждений современным медицинским оборудованием;

- оптимизация финансирования муниципального здравоохранения;

-развитие медицинской науки.

 

 

 

Ожидаемые результаты

Таблица 2.

•              обеспечение снижения уровня смертности от болезней системы кро
вообращения, от несчастных случаев, отравлений и травм, показателей младенческой и материнской смертности
до уровня, достигнутого развитыми странами, уменьшение заболеваемо
сти социально значимыми болезнями;

•              повышение доступности бесплатной лечебно-диагностической
помощи населению города Нижнего Новгорода путем

увеличения объемов амбулаторно-поликлинической помощи; повышение эффективности использования коечного фонда;

•              сокращение сроков раннего выявления заболеваний, в том числе за счет
снижения сроков ожидания диагностических исследований, обеспечения
современного уровня диагностики наиболее распространенных заболеваний;

•              повышение эффективности лечения

больных с наиболее распространенными заболеваниями;

•              улучшение качества экстренной
медицинской помощи;

•              увеличение числа малоинвазивных
оперативных вмешательств и эндоскопических манипуляций;

•              обеспечение в полном объеме удовлетворения потребности населения
в высокотехнологичной медицинской
помощи.

 

6.Развитие культуры.

Основная цель: Развитие и реализация культурного и духовного потенциала города как основы устойчивого развития.

Проблемы:

- недостаточное обновление музейных и библиотечных фондов;

- слабая актуализация культурного наследия;

- высокий процент износа материальной базы в учреждениях культуры;

- низкая информационная культура населения;

-  недостаточные финансовые возможности повышения квалификации кадров

Задачи:

- формирование условий для осуществления и взаимодействия различных культур как фактора социальной стабильности и целостности;

- создание условий для равного доступа граждан к культурным благам и услугам, образованию в сфере культуры и искусства;

- повышение качества услуг в сфере культуры;

- сохранение и развитие многонационального культурного наследия;

- интеграция Нижнего Новгорода в общероссийский и мировой культурный процесс с формированием положительного имиджа города;

- формирование организационно-экономических и правовых механизмов на адаптацию сферы культуры к рыночным условиям;

Ожидаемые результаты.

Таблица 3

•              закрепление за Нижним Новгородом статуса ведущего культурного
и исторического центра Приволжского Федерального округа, имиджа
культурно-образовательного центра;

•              сохранение имеющихся и создание новых объектов историко-культурного
достояния округа путем повышения
уровня экономической отдачи от их
функционирования;

•              достижение большей привлекательности города» как места проведения
культурного досуга и

повышения
уровня интеллектуального и эстетического образования, организации «культурного

и туристского бизнеса;

•              развитие контактов с ведущими
российскими и мировыми культурными
центрами и использование их опыта

и потенциала для повышения уровня организации культурного и интеллектуального досуга в городе;

•              создание оптимальных условий для повышения качества и масштаба обслуживания населения учреждениями культуры, при
 

сохранении общественной
доступности используемых культурно-

исторических памятников;   •              достижение большей доступности
культурного досуга для

максимального числа жителей и гостей города
при сохранении и повышении их качества путем снижения среднего уровня расходов в расчете на одного человека;

•              создание условий для творческой
и культурной самореализации населения города, в первую очередь молодежи и лиц с ограниченными возможностями, системная и
долгосрочная поддержка молодых талантов города.

Информация о работе Стратегическое планирование развития крупных городов