Стратегическое планирование развития крупных городов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:21, реферат

Описание работы

Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования.
Для достижения поставленной цели по совершенствованию системы стратегического планирования необходимо решение следующих задач:
Изучение теоретических основ стратегического планирования.
Разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
Глава 1.Сущность стратегического планирования……………………4
1.1.Применение стратегического планирования на практике………..4
1.2.Элементы стратегического планирования…………………………6
1.3 Принципы и этапы стратегического планирования……………….9
Глава 2.Анализ стратегического плана развития города Нижний Новгород…13
2.1. Общая характеристика стратегического плана развития Нижнего Новгорода…13
2.2. Основные направления стратегического плата развития Нижнего Новгорода…17
2.3 Общие тенденции развития экономики города Нижнего Новгорода на период до 2020 года…28
Глава 3. Современные требования к разработке стратегий развития крупных городов России………..34
3.1.Становление системы стратегического планирования городов России…….34
3.2. Современные требования к разработке стратегий крупных городов России……...35
Заключение…………………………………….………………………...38
Список использованных источников и литературы…………………..41

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

 

7. Развитие физической культуры и спорта.

Ключевая цель: эффективное использование возможностей физической культуры и спорта в оздоровлении населения, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни.

Проблемы:

- слабая мотивация населения к регулярным занятиями спортом и здоровому образу жизни;

- недостаточная обеспеченность населения спортивными объектами, слабая материально-техническая база;

- нехватка организаторов спорта, тренеров для работы с населением, в том числе с детьми;

- недостаток финансовых средств для участия спортсменов в соревнованиях разного уровня;

Задачи:

- реализация муниципальных целевых программ, федеральных и региональных законов и иных правовых и нормативных актов, направленных на создание условий для развития физической культуры и спорта;

- улучшение качества процесса физического воспитания и образования населения, особенно детей и молодежи;

- формирование у населения, особенно у детей и подростков, устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни, повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

- создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса; обеспечение равных возможностей для занятий физкультурой и спортом всех слоев и возрастных групп населения;

- повышение результативности и эффективности работы учреждений физической культуры и спорта посредством внедрения муниципальных стандартов качества предоставляемых услуг и системы оценки потребности в данных услугах;

- увеличение численности занимающихся физической культурой и спортом, улучшение физи­ческой подготовленности и физического развития населения;

- достойное выступление нижегородских спортсменов на различных соревнованиях

Ожидаемые результаты:

увеличение в 2-3 раза числа занимающихся физической культурой и спортом в городе;

создание условий для достойного выступления городских спортивных команд в соревнованиях различных уровней;

формирование правовой, материально-технической, научно-методической и педагогической базы для дальнейшего (количественного и качественного) развития физической культуры и спорта в городе

8. Экономическое развитие Нижнего Новгорода.

Цель:

- интенсивное развитие промышленного потенциала с учетом Генерального плана развития города.

- повышение конкурентоспособности производимой продукции

Основные задачи:

- повышение эффективности деятельности предприятий.

- повышение коэффициента интенсивности использования производственных территорий, увеличение фонда производственной застройки.

- поэтапный вывод ряда предприятий и производств на новые производственные территории и зоны.

Ожидаемые результаты:

- достижение докризисного уровня объемов отгруженной продукции собственного производства к концу 2012 - началу 2013 года, обеспечение среднегодовой величины прироста в последующий период до 2020 года не менее 5% (в сопоставимых ценах);

- занятость не менее 22% работающего населения;

- возникновение синергетического эффекта во взаимном развитии с другими секторами и видами деятельности экономики города;

- расширение возможностей государственных и местных органов власти осуществлять социально-ориентированные проекты, направленные на повышение уровня жизни населения города за счет стабильного роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

9.Развитие малого и среднего предпринимательства.

Цели:

- создание условий для развития малого предпринимательства и увеличения его вклада в социально-экономическое развитие города.

- повышение уровня занятости населения.

- увеличение социальной ответственности малого бизнеса и культуры ведения предпринимательской деятельности

Основные задачи:

- развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса с целью создания благоприятных условий для ведения деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе за счет использования лучшего российского и зарубежного опыта;

- оказание содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

- увеличение количества субъектов малого предпринимательства;

- обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства;

- увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг);

- оказание поддержки субъектам малого инновационного предпринимательства;

- развитие финансово-кредитных форм поддержки малого бизнеса;

- стимулирование населения к занятию предпринимательской деятельностью;

- совершенствование законодательства, системы налогообложения субъектов малого предпринимательства.

- выявление и устранение существующих административных барьеров в области развития малого бизнеса.

- содействие в организационном и информационном обеспечении деятельности малого предпринимательства.

Ожидаемые результаты:

- увеличение количества субъектов малого предпринимательства к 2020 году не менее чем на 30 процентов по отношению к 2008 году;

- увеличение доли занятого трудоспособного населения в секторе малого предпринимательства к 2020 году до 30 процентов;

- увеличение доли производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) к 2020 году до 30 процентов

10.Территориальное развитие города Нижний Новгород.

В этой части подробно излагаются проблемы и задачи, а также пути их решения по формированию планировочной структуры Нижнего Новгорода, восприимчивой к внутреннему и внешнему развитию, учитывающую различную градостроительную ценность территорий города, обеспечивающей сохранение и реабилитацию природного каркаса.

2.3. Общие тенденции развития экономики Нижнего Новгорода на период до 2020 года

В будущем экономика Нижнего Новгорода как одного из крупнейших индустриальных центров России будет подвержена влиянию тенденций, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. Это:

             обострение глобальной экономической конкуренции на рынке товаров, капиталов, технологий, рабочей силы, а также конкуренции систем управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;

             ожидаемый в ближайшем будущем новый виток в развитии технологий, который вызовет усиление роли инноваций в социально-экономическом развитии и обесценит многие традиционные факторы роста;

             возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

В этих условиях разработка приоритетов и направлений будущего развития города требует:

 проведения анализа существующих проблем, выявления тенденций соци­ально-экономического развития, способных распространять свое отрица­тельное влияние на будущее,

 определения конкурентных преимуществ города и возможностей их будущего использования с учетом российских и мировых тенденций развития экономики.

Основными проблемами для Нижнего Новгорода, оказывающими в настоящее время негативное влияние на характер социально-экономических процессов, и без решения которых невозможно обеспечить поступательное развитие в будущем, являются:

•              недостаточная конкурентоспособность продукции, ставшая следствием отсутствия собственной сырьевой базы, высокого уровня энерго- и ресурсоемкости промышленности города, значительной степени износа основных фондов на большинстве промышленных предприятий, использования устаревших технологий, высоких издержек производимой продукции, низкой производительности труда, недостаточного взаимодействия образования, науки и производства, несбалансированности системы подготовки кадров с существующими потребностями современной экономики;

•   слабая вовлеченность региона в глобальную экономику в результате низкой степени международной кооперации и интеграции в международную систему труда (что в свою очередь препятствует обмену знаниями, технологиями, трудовыми ресурсами и ограничивает возможности роста производительности предприятий города), а также из-за неразвитой системы сбыта производимой продукции на международных рынках и использования стандартов мирового уровня в производстве и управлении;

•   недостаточное развитие инфраструктуры для обеспечения высоких темпов экономического роста, т. е. ограниченные возможности транспортного комплекса города, энергетики, неразвитость логистики, недостаточное развитие инфраструктуры по привлечению инвестиций, инфраструктуры поддержки развития бизнеса;

•              социально-демографические проблемы, а именно уменьшение численности населения города, возрастающая нагрузка на трудоспособное население в результате низкого уровня рождаемости, малая доля в структуре населения «среднего класса», имущественная дифференциация, недостаточное качество городской среды (наличие в городе значительного объема «ветхогофонда», не обеспечивающего гражданам жилищных условий необходимого качества, недостаточное качество социальных услуг и пр.), высокий уровень травматизма и распространение социально обусловленных заболеваний.

Основными конкурентными преимуществами, эффективное использование которых способно обеспечить позитивную динамику будущему развитию города, являются:

•   выгодное географическое положение и наличие развитой транспортной инфраструктуры, способствующие активному развитию межрегиональных производственных и торговых связей как внутри России, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья;

•   выгодное геополитическое положение, обусловленное близостью к столице государства, а также статусом центра Приволжского федерального округа;

•   наличие предприятий, выпускающих наукоемкую и высокотехнологичную продукцию в таких отраслях как автомобилестроение, авиа- и судостроение, микроэлектроника;

•   достаточная прочность позиций и закрепление рыночных ниш промышленными предприятиями по отдельным видам продукции на российском и мировом рынках вследствие благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры для ряда отраслей реального сектора экономики, что обеспечивает определенный запас устойчивости экономике города;

•  наличие организаций постиндустриальной экономики;

•  высокий удельный вес организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками;

•  развитая сеть финансово-кредитных организаций;

•  значительный образовательный потенциал (подготовку специалистов для экономики города осуществляют 21 высшее и 34 средне-специальных государственных учебных заведения, 15 негосударственных вузов и сузов);

•  квалифицированные трудовые ресурсы.

Приоритеты будущего развития Нижнего Новгорода обусловлены необходимостью преодоления существующих деструктивных процессов и негативных тенденций. В то же время они базируются на основе общегосударственных приоритетов, отражающих стратегические цели России как одной из ведущих мировых держав, и определенных с учетом возможных угроз и вызовов мировой экономики в ближайшие годы. Учитывая также то, что Нижний Новгород является административным центром Нижегородской области и на его территории сосредоточена значительная часть всех ресурсов – производственных, финансовых, кадровых, информационных – приоритеты его развития соотнесены с региональной Стратегией развития. Экономический потенциал города составляет основу экономики региона и служит базой для формирования свыше 50% налоговых доходов регионального бюджета. Экономика Нижнего Новгорода обеспечивает занятость около 40% населения Нижегородской области.

Поэтому город во многом выступает гарантом экономической стабильности и социального благополучия всей области. От того, насколько эффективно в Нижнем Новгороде будут реализованы стратегические приоритеты, зависит динамика и перспективы развития всей Нижегородской области. Статус лидера дает основания задавать тон будущих направлений социально-экономического развития, но в то же время накладывает дополнительную ответственность – как при выборе стратегических ориентиров, так и непосредственно в ходе реализации са­мой стратегии.

Стратегия социально-экономического развития Нижнего Новгорода – определяет основные ориентиры и перспективные направления развития города до 2020 года, то есть является документом, имеющим системный, комплексный характер. Она затрагивает сферы, которые находятся в зоне ответственности разных уровней власти, а также функционирующие независимо от прямого влияния государства.

Информация о работе Стратегическое планирование развития крупных городов