Управление муниципальной собственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:21, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявление проблем и обобщение опыта управления муниципальной собственностью.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решить следующие задачи:
 дать характеристику муниципальной собственности как экономической основы местного самоуправления;
 рассмотреть правовое обеспечение муниципальной собственности и деятельности местного самоуправления по управлению ею;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 6
1.1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 6
1.2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЕЮ 10
1.3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 16
2. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 22
2.1. СОСТАВ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА Г. ИЖЕВСКА 22
2.2. АРЕНДА КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 41
2.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ 57
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 65
3.1. РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РФ 65
3.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ Г. ИЖЕВСКА 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 93

Работа содержит 1 файл

Управление муниципальной собственностью.doc

— 584.00 Кб (Скачать)

Такой подход к понятию  управления муниципальной собственностью шире традиционного цивилистического и позволяет полнее охарактеризовать имеющие здесь особое значение публично-правовые элементы.

Вообще, когда речь идет о  таком щепетильном вопросе, как  размежевание публично-правовых и частноправовых категорий, следует, с нашей точки зрения, учитывать, что:

  • эти категории имеют одинаковую правовую природу, ткань, поскольку публичное и частное право - подсистемы единой правовой системы;
  • в идеале публичный интерес слагается из массы частных интересов;
  • в процессе правоприменения публичное и частное право могут затрагивать различные, иногда противоположные интересы. И поэтому в данном случае невозможно решить одновременно и публичную, и частную задачу, предпочтение должно быть отдано какой-то одной;
  • публичное и частное право имеют собственные категориальные аппараты;
  • категории, имманентно присущие одной правовой подсистеме, должны использоваться и соблюдаться в точности другой подсистемой.

Для того чтобы не перегружать правоприменительную практику каузальными толкованиями частных случаев, следует законодательно решить вопрос относительно принципов установления примата одной подсистемы права над другой, определив типичные правовые ситуации.

Это - общие посылки. Проследим, как используется публично-правовое понятие "управление" в основном нормативном акте цивилистики - Гражданском кодексе РФ.

 

Таблица 1

Содержание понятия "управление" в Гражданском кодексе  
Российской Федерации

 

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|Значение понятия|   Содержание понятия "управление"    | Статьи ГК РФ  |

|  "управление"  |                                      |               |

|                |                                      |               |

|————————————————|——————————————————————————————————————|———————————————|

|I. Управление   |1)    управление         имуществом на|1) ст.37, 38,  |

|имуществом      |основаниях, предусмотренных законом, -|   41, 43, 44  |

|                |при опеке, попечительстве,  патронаже,|               |

|                |признании гражданина безвестно  отсутс-|               |

|                |твующим. Во всех  этих  случаях может|               |

|                |заключаться договор доверительного  уп-|               |

|                |равления;                             |               |

|                |2) собственник  имеет  право   передать|               |

|                |имущество  в  доверительное  управление|2) п.4 ст.209, |

|                |с заключением договора  доверительного|     гл.53     |

|                |управления                            |               |

|————————————————|——————————————————————————————————————|———————————————|

|II. Управление  |1) общие положения о необходимости  ос-|1) ст.52, 57   |

|деятельностью   |вещения вопросов управления  деятельно-|               |

|(делами)  юриди-|стью  юридического лица в учредительных|               |

|ческих лиц объе-|документах                            |               |

|динений         |2) управление в хозяйственных   общест-|               |

|                |вах и товариществах (полное  товарищес-|2) ст.67, 71,  |

|                |тво, товарищество на вере, ООО, АО)   | 84, 89, 91,   |

|                |3)  управление в производственном  ко-|               |

|                |оперативе                             |               |

|                |                                      |3) ст.108, 110 |

|                |4) управление в некоммерческих  органи-|               |

|                |зациях  (потребительский   кооператив,|               |

|                |фонд, ассоциация (союз))              |4) ст.116, 118,|

|                |                                      |       122     |

|————————————————|——————————————————————————————————————|———————————————|

|III. Управление |Статус   государственного   унитарного|  Ст.115, 296  |

|как основа орга-|предприятия,  основанного на праве опе-|               |

|низации   юриди-|ративного  управления                  |               |

|ческого     лица|                                      |               |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Понятие управления по отношению  к собственному (в смысле - своему) имуществу не используется в ГК РФ вообще5. Оно появляется лишь когда отсутствует непосредственное взаимодействие собственника и имущества, субъекта и объекта управления. Существуют две его разновидности - управление имуществом собственника и управление деятельностью юридического лица.

А. При управлении имуществом собственник отстранен (физически  и юридически) от своего имущества, не осуществляет триаду полномочий, предоставляя это другому лицу, то есть существуют два субъекта, связанные отношениями по поводу объекта собственности. Соответственно, с управляющего субъекта можно спросить за "эффективность" управления. Когда же собственник и пользователь (лицо, осуществляющее право собственности) совпадают, вопрос об эффективности управления не встает, оставаясь внутренним делом собственника. Для гражданского права не имеет значения, каким образом и что именно делает собственник в отношении своего имущества (если только речь не идет о нарушении прав и интересов других лиц, публичного порядка и прочих нарушениях).

Схема взаимоотношений собственника и лица, осуществляющего управление объектом собственности, заимствована из публичного управления. В управлении имуществом собственника присутствуют признаки публичного (государственного) управления:

  • множественность субъектов и их юридическая иерархия;
  • субъекты имеют "связь" с объектом и друг с другом по поводу объекта;
  • главный юридический субъект (собственник) отстранен от объекта;
  • у управляющего субъекта строго определенный объем полномочий;
  • отношения субъектов регулируются отдельно и подробно - непосредственно законом или договором между ними;
  • действия управляющего субъекта ограничены заданием собственника или его интересами (изначальная целевая заданность управления);
  • деятельность управляющего субъекта контролируется и оценивается собственником или органом, назначившим управление имуществом;
  • за неэффективность управленческой деятельности возможны санкции.

Б. При управлении деятельностью  юридического лица сходство с государственным управлением еще больше:

  • органы управления юридического лица выполняют общезначимые функции;
  • в своей деятельности они подконтрольны общему собранию участников - "законодателю";
  • они оперативны и непосредственны в своих действиях;
  • их деятельность регламентирована положением об органе управления и нормами гражданского законодательства;
  • построение органов управления юридического лица отвечает иерархии;
  • лица, действующие от имени органов управления юридического лица, профессиональны;
  • органы управления юридического лица имеют властную компетенцию;
  • для случаев неправомерного использования полномочий органами управления юридического лица предусматривается механизм контроля и ответственности (ревизионная комиссия, годовые отчеты, досрочное увольнение директора и пр.).

В итоге можно заключить, что использование публично-правового  понятия "управление" в области  частного права вполне отвечает его  сущности. Однако управление муниципальной  собственностью заслуживает отдельного законодательного регулирования. И прежде всего необходимо совершенно четко определить публично-правовую, властную сторону проблемы.

 

2. проблемы организации деятельности  органов местного самоуправления  по управлению муниципальной  собственностью

2.1. Состав и экономическая характеристика муниципального имущества  
г. Ижевска

 

Ижевск основан 10 апреля 1760 года. Город Ижевск на основании  Конституции Удмуртской Республики является столицей Удмуртской Республики. Удмуртия отнесена к Приволжскому федеральному округу.

Город занимает площадь в 315,6 кв. км. В административном отношении современный Ижевск разделен на Ленинский, Октябрьский, Первомайский, Индустриальный и Устиновский районы. Это деление чисто условное, не связанное ни с физико-географическими особенностями города (кроме заречной части — Ленинского района), ни с экономико-географическими функциями отдельных его частей. Но в то же время у каждого района столицы есть свое лицо, типичное и характерное только для него.

Таблица 2

Характеристика административных районах Ижевска

 

Наименование района

Численность, тыс. чел.

Доля в численности населения, %

Площадь, кв. км

Доля в площади городе, %

Индустриальный район (восток)

116,4

17,8

68,9

21,8

Ленинский район (юго-запад)

105,4

16,2

81,7

25,9

Октябрьский район (север)

148,2

22,7

55,4

17,6

Первомайский район (восток и юго-восток)

127,5

19,5

60,8

19,3

Устиновский район (северо-восток)

155,0

23,8

48,8

15,4

ВСЕГО

652,5

100,0

315,6

100,0


 

Ижевск расположен в юго-восточной части Удмуртской Республики, в восточной части Восточно-Европейской равнины, в междуречье Камы и Вятки. Географические координаты центра города: 56 градусов 50 минут 38 секунд северной широты и 53 градуса 10 минут 11 секунд восточной долготы. Город расположен на несудоходной реке Иж, правом притоке реки Камы. По экономико-географическому положению Ижевск относится к Средне-Уральскому экономическому району. Он расположен на границе между лесной и лесостепной климатическими зонами России.

Расстояние по прямой от Ижевска до соседних с Удмуртской Республикой областей:

  • на север – 185,5 км (Кировская область);
  • на юг –112 км (республика Татарстан); на восток - 73 км (Пермская область);
  • на запад – 127 км (Кировская область).

Ижевск является одним из крупных промышленных центров России. Численность населения Ижевска составляет 0,4 процента от численности населения России, а объем производства промышленной продукции равен 0,5 процента.

Таблица 3

Место Ижевска в экономике  России по годам

 

Наименование показателя

2001

2002

2003

2004

Объем промышленной продукции  по городу Ижевску, в % к объему промышленной продукции России

0,5

0,5

0,5

0,6

Объем оборота розничной  торговли по городу Ижевску, в % к объему оборота розничной торговли России

0,5

0,5

0,3

0,2

Численность населения города Ижевска, в % к численности населения России (на конец года)

0,4

0,4

0,4

0,4


 

Ижевск - промышленный центр Удмуртской Республики. Здесь  проживает 40,0 процентов всего населения  Удмуртской Республики. На городских  предприятиях производится более половины всей промышленной продукции республики, а розничный товарооборот составляет более 55 процентов от республиканского показателя. Предприятия и организации Ижевска являются основными налогоплательщиками в бюджет Удмуртской Республики, поскольку доля Ижевска в валовом доходе от реализации продукции (работ, услуг) составляет более 77 процентов. Промышленники и коммерсанты. Ижевска в силу сложившихся экономических связей ведут активную экономическую деятельность со всеми регионами России, странами СНГ, в ближнем и дальнем зарубежье.

Предприятия города имеют большой потенциал, который  в последние годы реализуется в росте объемов поставок машиностроительной продукции.

Экономической базой развития Ижевска на протяжении всей его истории со дня основания была и остается промышленность с преобладанием в ней энергоемких отраслей – машиностроения и металлургии, которые занимают более 70 % в общей структуре промышленности. В последней трети 20-го века интенсивно развивается электроника. Сегодня в основе промышленного комплекса Ижевска находятся 50 крупных предприятий машиностроения, металлургии, приборостроения, электроники, химии. Среди них: ОАО "Ижсталь", ОАО "Ижмаш", ГУП “Ижевский механический завод”, ФГУП "Ижевский электромеханический завод “Купол”", ОАО "Ижевский мотозавод "Аксион-Холдинг", ОАО "Ижнефтемаш", ОАО "Буммаш", ОАО "Ижевский подшипниковый завод", ОАО "Ижевский радиозавод", ОАО "Ижевский завод пластмасс" и ряд других.

Местное самоуправление в г. Ижевске – это система  организации деятельности населения города для самостоятельного решения под свою ответственность вопросов местного значения. В ведении муниципального образования г. Ижевска находятся вопросы городского значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы городского самоуправления.

Информация о работе Управление муниципальной собственностью