Управление муниципальной собственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:21, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявление проблем и обобщение опыта управления муниципальной собственностью.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решить следующие задачи:
 дать характеристику муниципальной собственности как экономической основы местного самоуправления;
 рассмотреть правовое обеспечение муниципальной собственности и деятельности местного самоуправления по управлению ею;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 6
1.1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 6
1.2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЕЮ 10
1.3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 16
2. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 22
2.1. СОСТАВ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА Г. ИЖЕВСКА 22
2.2. АРЕНДА КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 41
2.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ 57
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 65
3.1. РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РФ 65
3.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ Г. ИЖЕВСКА 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 93

Работа содержит 1 файл

Управление муниципальной собственностью.doc

— 584.00 Кб (Скачать)

В 1995 году город Ижевск перешел  на единый бюджет, ликвидировав районные бюджеты. В 2004 году внебюджетные фонды структурных подразделений  Администрации города Ижевска были преобразованы в фонды и консолидированы в бюджете города (в том числе: фонды администраций районов города Ижевска).

Проанализируем бюджет города по утвержденным решениям Городской  думы Ижевска за 1999-2004 годы. Следует  отметить, что исполнение бюджета  города утверждается за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев, год. В связи с тем, что на данный момент времени исполнение бюджета за 2004 год не утверждено, анализ последнего исполнения бюджета города произведем далее за 9 месяцев 2004 года.

Анализируя бюджет города Ижевска, необходимо отметить наличие  дефицита. Бюджеты 2003 и 2004 годов утверждены с 10% дефицитом, погашение которого в 2003 и 2004 году планировалось за счет приватизации муниципальных предприятий, деятельность которых не соответствует предметам ведения органов местного самоуправления и заемных средств. Исполнение бюджета по расходам в 2003 году показывает экономию полученных доходов.

С 1999 по 2002 год доходы бюджета  Ижевска увеличиваются, но темпы  роста показывают замедление – с 154,2 % до 114 %. Следует отметить, что  в 2002 году поступления доходов превышают планируемые на 6 %. Исполнение бюджета города по расходам в 1999-2002 годах в пределах 99 %.

В структуре доходов города Ижевска доминируют собственные  доходы. В 2001 году их доля составляла 94,7 %; а в 2002 году – 89,3 % к общему объему поступлений. В 2003 году произошло увеличение доли собственных доходов 95,6 %, а в 2004 году – 82,3 % от общего объема доходов. По структуре доходов оценивают финансовую самостоятельность бюджета, чем большую долю составляют собственные доходы, тем выше финансовая самостоятельность бюджета.

Между тем, большую роль в  доходах бюджета города играют регулирующие налоги – около 80 %. Основная причина неустойчивой финансовой самостоятельности городского самоуправления – изменение ставок и нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджет г. Ижевска в течение 1999-2004 гг. Утверждение нормативов отчислений в бюджет города Ижевска от регулирующих налогов, в том числе федеральных, находится в компетенции Государственного Совета Удмуртской Республики.

Ежегодный пересмотр нормативов отчислений от регулирующих налогов привели к снижению доли налоговых доходов в бюджете города Ижевска. За 1999-2002 годы доля налоговых доходов в бюджете города Ижевска сократилась с 91,8 до 85,6 %. Согласно, принятого бюджета на 2004 год ожидается дальнейшее снижение до 74,9 %.

В 1999-2001 годах  наибольшую долю в структуре доходов  бюджета занимают налог на прибыль организаций (31,3 – 36,3 %) и налог на доходы физических лиц (22,7 – 27,3 %). В 2002 году в связи с изменениями в федеральном налоговом законодательстве доля поступлений от налога на прибыль резко сократилась и составила 5,8 % и наибольшую долю стали составлять поступления от налога на доходы физических лиц (48,5 %), налога на имущество предприятий (19,7 %) в общем объеме доходов бюджета.

В 2003-2004 годах  произошло снижение доли налога на доходы физических лиц (44,5 – 34,5 %) в связи с изменением нормативов отчислений регулирующих налогов (72,9 – 48 %) соответственно.

Следует отметить, что с 2002 года увеличилась доля поступлений  от акцизов и составляет 0,8% (в сравнении с 1999-2001 годами – около 0,2-0,1%), в 2004 году произошел рост поступлений от акцизов до 3 % от общей доли доходов бюджета города.

Необходимо сказать, что с 31 декабря 2003 года отменен налог  с продаж и предусмотрен в бюджете города на 2004 год в части сумм по расчетам за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет.

В связи с  отменой местного налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, в структуре доходов бюджета  города Ижевска за 1999-2002 годы удельный вес поступлений от местных налогов снизился в 16 раз (в 1999 году – 6 %; в 2002 году – «- 0,9 %» от общей доли доходов бюджета) и в 2002 году имеет отрицательное значение в исполнении бюджета «- 29703 тыс. рублей».

В бюджетах 2003 и 2004 годах произошло снижение доли местных налогов в общем объеме налоговых доходов бюджета, а именно: 0,09 % и 0,06 % соответственно.

Роль неналоговых  поступлений в бюджет города невелика. За 1999-2002 годы доля неналоговых доходов  в бюджете города увеличилась незначительно. В 2002 году сумма неналоговых доходов составила 128449 тыс. руб. от общей суммы доходов бюджета, что на 1,5 % больше, чем в 1999 году. В 2003-2004 годах произошло увеличение сумм неналоговых поступлений в 2,2 раза по сравнению с 2002 годом, за счет увеличения доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (в 2002 г. – 99163 тыс. руб., а в 2003-2004 годах  - 222300-228600 тыс. руб. соответственно).

В структуре  доходов бюджета города увеличился удельный вес межбюджетных доходов с 6 % до 10,7 %. За 2001 год средства, перечисленные из бюджетов других уровней, составили 20960 тыс. руб. или 6,6 % доходов бюджета. В 2002 году поступления составили 37184 тыс. руб., что составляет 10,7 % доходов бюджета. В 2003 году произошло уменьшение доли безвозмездных перечислений до 1,7 % или 71065 тыс. руб. в денежном выражении, а в 2004 году в бюджете города было заложено 627368 тыс. руб., или 17,7 % доходов бюджета.

К основным статьям  расходов бюджета города относятся: расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение.

В 2002 году существенно  увеличились расходы бюджета  города (в 2,1 раза по сравнению с 1999 годом), достигнув 3479,9 млн. руб. В связи с  увеличением доли оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, снизился удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. По сравнению с 1999 годом увеличилась доля расходов: на образование на 6,7 пункта, здравоохранение – на 4,6 пункта. Необходимо учесть, что в 2004 году за счет средств бюджета Удмуртской Республики планируется произвести расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и автомобильный транспорт в размере 60,0 млн. руб., а в 2004 году базовые расходы на образование и питание детей будит выплачиваться из республиканского бюджета (в общей сложности 627 млн. руб.).

В составе бюджета  на 2003-2004 годы установлены общие  объемы капитальных (654558 – 305792 тыс. руб.соответственно) и текущих расходов ( 3649109 – 3632269 тыс. руб. соответственно), и отсутствуют строки о финансировании текущего и капитального ремонта.

Следует остановиться на исполнении бюджета за 9 месяцев 2004 года. Доходы бюджета города за 9 месяцев 2004 года по сравнению с соответствующим периодом 2003 года уменьшились на 17,8 % и составили 2289902 тыс. руб. Уменьшение в части налоговых доходов за 9 месяцев 2003 года составило 18,2 % к аналогичному периоду 2003 года.

В структуре  налоговых доходов бюджета города лидирующие позиции по-прежнему занимают:

  • налог на доходы физических лиц – 48,2 %;
  • налог на имущество предприятий – 19,5 %,
  • налог на прибыль предприятий и организаций – 7,5 %.

Суммарная доля поступлений от этих налогов за 9 месяцев 2004 года составила 83,4%, в соответствующем периоде 2003 года – 81,3 %.

Исполнение бюджета  по расходам за 9 месяцев 2004 года составило в сумме 2624655 тыс. рублей с учетом безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней, что на 5,9 % больше расходов в аналогичном периоде 2003 года (2478341 тыс. рублей).

За 9 месяцев 2004 года по сравнению с соответствующим  периодом 2003 года произошло увеличение финансирования следующих статей расходов бюджета: управления, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, образования, социальной политики, охрана окружающей среды. Уменьшение объемов финансирования произошло по следующим статьям: транспорт и связь, жилище – коммунальное хозяйство, обеспечение безопасности.

В целом расходы  бюджета города сохраняют социальную направленность. Из бюджета города возмещается разница в тарифах  для населения за капитальный ремонт жилья, отопления и горячее водоснабжение. Гражданам выплачиваются компенсации, если расходы на оплату жилья и коммунальных услуг превышают установленный процент от совокупного дохода семьи.

За счет дотаций, предоставляемых из бюджета города предприятиям пассажирского транспорта, пенсионеры города Ижевска пользуются правом бесплатного проезда в городском общественном транспорте. Действует сеть магазинов, реализующих продукты и товары по льготным для ветеранов войны и труда ценам.

Особо нуждающимся  семьям и гражданам оказывается материальная помощь. Для оказания материальной помощи используются средства бюджета города, бюджета Удмуртской Республики, Городского фонда социальной поддержки населения, привлеченные средства. Растет общая сумма средств, направленных на оказание материальной помощи, и число людей, которым эта помощь оказана.

Уровень жизни  населения может быть охарактеризован  с помощью показателя бюджетной обеспеченности, который измеряется доходами бюджета на душу населения. Несмотря на то, что бюджетная обеспеченность жителей города Ижевска увеличивается, темпы роста бюджетной обеспеченности с 2001 года резко замедлились в связи изменениями в налоговом законодательстве, которое трактует их в пользу федерального и республиканского бюджетов. В итоге, ежегодный пересмотр нормативов отчислений от регулирующих налогов, занижение минимальных расходов бюджета привело к сокращению собственных доходов городского бюджета, к низкому уровню бюджетной обеспеченности населения города.

Следует отметить, что основой устойчивого развития города Ижевска должна стать финансовая устойчивость, которая предполагает: обеспечение минимально необходимого объема текущих расходов бюджета на уровне не ниже, а по возможности и выше минимальных государственных стандартов; обеспечение формирования бюджета развития; обеспечение финансовыми ресурсами (путем взаимодействия с органами государственной власти Удмуртской Республики) отдельных государственных полномочий, возложенных на органы городского самоуправления города Ижевска; обеспечение сбалансированного бюджета. Для достижения этого необходимо создать условия для разумного, не подавляющего деловую активность, увеличения доходов бюджета и экономного, эффективного расходования бюджетных средств. Поэтому в области увеличения доходов бюджета приоритетным является увеличение налогооблагаемой базы за счет развития промышленности и малого бизнеса, повышения эффективности использования муниципальной собственности.

Муниципальная собственность является важным экономическим  ресурсом развития города. В современных условиях роль эффективного использования муниципальной собственности при формировании городского бюджета значительно возрастает. Целью политики в области управления собственностью является получение максимального эффекта от ее использования. В настоящее время в муниципальной собственности и на балансе города находятся основные социально-культурные объекты города, инженерные коммуникации, около 80% жилого фонда.

В современных  условиях роль эффективного использования  муниципальной собственности при формировании городского бюджета значительно возрастает. Муниципальная собственность предназначена для выполнения следующих задач: предоставление комплекса социальных услуг и получения социального результата; извлечения прибыли, используя часть собственности (повышения рентабельности муниципальных предприятий, пополнения бюджета за счет налоговых поступлений).

Выполнение данных задач в городе Ижевске сталкивается с рядом трудностей. Прежде всего, это проблемы, связанные с приемом объектов инженерной инфраструктуры и социального назначения в муниципальную собственность и их содержанием. Следующая проблема- высокая степень износа основных фондов муниципальных унитарных предприятий (МУП), которая в различных отраслях экономики составляет 40-60%.

Характерной особенностью для большинства предприятий всех отраслей является технологическая отсталость, обусловленная моральным и физическим износом основных фондов. Невысокая степень обновления основных фондов снижает рост производительности труда, объемов и качества оказываемых услуг, выполненных работ. Необходимо часть полученной муниципальными предприятиями прибыли направлять на техническое переоснащение.

Необходимо оценить  структуру муниципальной собственности  города Ижевска. Основными элементами в структуре собственности являются объекты недвижимости: жилые дома-2834, объекты нежилого фонда (за исключением зданий и строений, инженерных сетей и коммуникаций)-2996. Часть активов в имущественном комплексе составляют пакеты акций акционерных обществ и доли в уставном капитале хозяйственных обществ. По состоянию на 01.01.05 года в собственности города Ижевска находится 473 муниципальных учреждения и 56 муниципальных предприятий, пакеты акций 12 акционерных обществ. Численность работающих в муниципальных учреждениях и на муниципальных предприятиях составляет около 45 тыс. человек.

За период с 2000 по 2004 год количество предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность, сократилось  с 69 до 56 в связи с реорганизацией или ликвидацией предприятий. Приватизации подлежали убыточные предприятия, а также нежилой фонд, при этом, особое внимание уделялось сохранению объектов социальной инфраструктуры в муниципальной собственности.

Надежное функционирование городского хозяйства в значительной степени зависит от работы муниципальных унитарных предприятий.

Всего муниципальными унитарными предприятиями в 2004 году произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на 2131,6 млн. рублей, с ростом на 34,4% к предыдущему году. Рост объемов производства товаров и услуг муниципальных предприятий города был обеспечен в основном за счет инфляционной составляющей и роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Среднемесячная  заработная плата на муниципальных  предприятиях в 2004 году увеличилась  на 32% относительно соответствующего периода прошлого года и составила 3599,85 руб.

Выработка на одного работающего на муниципальных предприятиях в 2004 году составила 178,6 тыс. руб.

Происходит адаптация  деятельности муниципальных учреждений социальной сферы к рыночным условиям. Возрастает доля средств, полученных муниципальными учреждениями от оказания платных услуг населению, за счет предоставления новых видов услуг одновременно с сохранением гарантированных государством бесплатных услуг.

Следует отметить, что бюджетным учреждениям направляется не менее 30% средств, полученных от платных услуг, на покрытие расходов, связанных с закупкой товаров, оплатой работ и услуг.

Информация о работе Управление муниципальной собственностью