Управление муниципальной собственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:21, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявление проблем и обобщение опыта управления муниципальной собственностью.
Для достижения поставленной цели предусмотрено решить следующие задачи:
 дать характеристику муниципальной собственности как экономической основы местного самоуправления;
 рассмотреть правовое обеспечение муниципальной собственности и деятельности местного самоуправления по управлению ею;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 6
1.1. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 6
1.2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЕЮ 10
1.3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 16
2. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 22
2.1. СОСТАВ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА Г. ИЖЕВСКА 22
2.2. АРЕНДА КАК СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 41
2.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ 57
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 65
3.1. РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РФ 65
3.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ Г. ИЖЕВСКА 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 93

Работа содержит 1 файл

Управление муниципальной собственностью.doc

— 584.00 Кб (Скачать)

Одним из первых в России Ижевск встал на путь развития системы местного самоуправления. В 1993 году принят Устав муниципального образования, в 1996 году утвержден Герб города Ижевска. В 1994 году состоялись первые всенародные выборы депутатов Городской Думы и Главы местного самоуправления – мэра города Ижевска.

В настоящий  момент представительная ветвь власти в Ижевске представлена 30 депутатами Городской Думы, осуществляющими свою депутатскую деятельность на неосвобожденной основе. В рамках Думы работают пять постоянных комиссий: по экономике и бюджету, по городскому хозяйству, по местному самоуправлению, по социальным вопросам и по экологии и защите прав потребителей. Работу Думы возглавляет Председатель, избираемый из числа депутатов на первой сессии вновь избранного состава Думы.

Исполнительная  ветвь власти представлена Администрацией города, а также администрациями пяти административных районов города.

Структура местного самоуправления г. Ижевска представлена на рис.1.

 

Рис.1. Структура местного самоуправления г. Ижевска

 

Городское самоуправление осуществляется на основе Конституции  Российской Федерации, Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Конституции Удмуртской Республики, действующего законодательства, Устава, решений Городской думы и постановлений Главы городского самоуправления - мэра города.

Муниципальное образование "город Ижевск" –  городское поселение «город Ижевск», в пределах которого осуществляется городское самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборный (представительный) орган городского самоуправления - Городская дума.  Муниципальное образование “город Ижевск” не имеет внутригородских муниципальных образований.

Город Ижевск на основании Конституции Удмуртской Республики является столицей Удмуртской Республики.  Статус города Ижевска, как столицы Удмуртской Республики определяется законом Удмуртской Республики.

Город Ижевск имеет  свой герб и флаг.  В целях сохранения исторических традиций и самобытного развития города Ижевска, устанавливается городской праздник - День города, который проводится ежегодно 12 июня.

Жители города Ижевска имеют право участвовать  в городском самоуправлении как непосредственно путем прямого волеизъявления, так и через своих представителей (выборные органы и должностных лиц городского самоуправления).

В структуру  органов городского самоуправления входят:

  • Глава городского самоуправления - мэр города Ижевска;
  • представительный орган городского самоуправления - Городская дума;
  • исполнительный орган городского самоуправления - Администрация города и входящие в ее состав администрации районов в городе, иные исполнительные органы.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Удмуртской Республики и органами городского самоуправления определяется действующим законодательством.

Глава городского самоуправления – мэр города Ижевска  является главой муниципального образования  “город Ижевск” - главным должностным лицом в городе Ижевске. Наименование “Глава городского самоуправления – мэр города Ижевска” равнозначно наименованию “Мэр города Ижевска”.

Администрация города является исполнительным органом  городского самоуправления, наделенная Уставом элементами юридического лица. Администрация города как исполнительный орган городского самоуправления наделяется полномочиями действующим законодательством, настоящим Уставом и в рамках установленной компетенции вступает в гражданско – правовые отношения. Ущерб, причиненный деятельностью Администрации города, возмещается за счет казны муниципального образования.

Администрация города осуществляет комплексное социально-экономическое  развитие города; управляет муниципальной  собственностью; составляет проект бюджета и исполняет бюджет; организует исполнение действующего законодательства по вопросам городского самоуправления, в том числе местных нормативных актов. Финансирование Администрации города осуществляется за счет средств городского бюджета.

Администрация города состоит из территориальных структурных подразделений, управлений, комитетов и отделов, обеспечивающих осуществление полномочий Администрации города.

Вице-мэры являются первыми заместителями Мэра города по его полномочиям Главы Администрации города. Вице-мэры, руководители территориальных структурных подразделений Администрации города в пределах своей компетенции, издают постановления, а по внутриорганизационным вопросам деятельности Администрации  города и территориальных структурных подразделений, Администраций районов города соответственно - распоряжения, вступающие в силу с момента их издания или в срок, указанный в самих правовых актах.

В целях обсуждения проблем развития города при Администрации  города создается совещательный  орган под руководством Мэра города - Коллегия.   Положение и состав членов Коллегии утверждается Мэром города.  Решения Коллегии Администрации города носят рекомендательный характер.

 

Таблица 4

Муниципальные торговые предприятия  в г. Ижевске

 

№ п/п

Наименование предприятия

Адрес

Форма собственности

Доля муниципальной собственности

Результаты деятельности

1.

Муниципальное предприятие  Магазин № 1 "Продукты"

г.Ижевск ул.Областная, ;20

торговая деятельность

муницип.

100

прибыльное

2.

Муниципальное предприятие  Магазин № 8

г.Ижевск ул.Саратовская, 38

торговая деятельность

муницип.

100 '

прибыльное

3.

Муниципальное предприятие  Магазин № 12 "Родина"

г.Ижевск, ул.Клубная, 38

торговая деятельность

муницип.

100

прибыльное

4.

Муниципальное предприятие  Магазин № 13

г.Ижевск, ул.Клубная, 65

торговая деятельность

муницип.

100

прибыльное

5.

Муниципальное предприятие  Магазин № 19 "Продтовары"

г.Ижевск, ул. 1 -я Тверская, 36

торговая деятельность .

муницип.

1004,

прибыльное

6.

Муниципальное предприятие  Магазин № 39 "Продукты"

г.Ижевск, ул.Коммунаров, 165

торговая деятельность

муницип.

100

прибыльное


 

В соответствии с законами «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» и «О выборах в органы местного самоуправления» 10 апреля 1994 года проведены выборы представительных органов местного самоуправления, глав администраций и глав местного самоуправления во всех районах и городах Республики. Представительный орган города Ижевска – Городская Дума – состоит из 30 депутатов. Исполнительный орган – Администрация города и входящие в ее состав администрации районов в городе, иные исполнительные органы. Глава городского самоуправления – Мэр Ижевска, избранный всенародно и руководит Администрацией города.

Муниципальное образование  «город Ижевск» - городское поселение  «город Ижевск», в пределах которого осуществляется городское самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборный (представительный) орган городского самоуправления – Городская Дума.

В соответствии с Уставом  города Ижевска (ст. 66)6 экономическую основу городского самоуправления города Ижевска составляют муниципальная собственность города Ижевска, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам городского самоуправления города Ижевска, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения города Ижевска.

В состав муниципальной  собственности входят средства бюджета  города Ижевска, целевые бюджетные  и внебюджетные фонды, ценные бумаги, имущество органов городского самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные унитарные предприятия и учреждения, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, другое муниципальное движимое и недвижимое имущество (ст. 67).7

В соответствии с Законом «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» (ст. 28)8 население муниципального образования, органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики.

Полномочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью города Ижевска органы самоуправления осуществляют в порядке, утвержденном Городской Думой.

Финансовую основу городского самоуправления составляют средства бюджета города Ижевска и целевых фондов, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам городского самоуправления и другие финансовые средства (ст. 74).9

Органы городского самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют  бюджет города, осуществляет контроль за его исполнением, а также за использованием средств бюджета города.

Местные налоги и сборы устанавливаются Городской  Думой в соответствии с действующим законодательством.

Администрация города, в порядке, определяемой Городской Думой, вправе в соответствии с действующим законодательством выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, предоставлять субсидии, субвенции, бюджетные инвестиции.

Отличительные признаки города – высокая плотность населения и концентрация производства – чрезвычайно обостряют проблему загрязнения окружающей среды.

Население, проживающее  в городе Ижевске, образует городское  сообщество. Численность населения по состоянию на 1 января 2003 года составляет 645 тысяч человек. По этому показателю Ижевск относится к крупным городам.10

Состав населения  города Ижевска многонационален. Преобладают  в национальном составе населения горда русские – 69,4 %; удмуртов – 17,2 %; татар – 9,6 %; 3,8 % - составляют представители более чем 100 различных национальностей.11

Город Ижевск, как  столица Удмуртской Республики, должен обладать развитой инфраструктурой рынка: достаточным количеством финансовых и страховых организаций, развитой инфраструктурой торговли, бытового обслуживания и общественного питания. В настоящее время инфраструктура рынка в полной мере не соответствует статусу Ижевска как столицы Республики. К примеру, на предприятиях торговли и общественного питания в Ижевске трудится 5,3 % занятых в городе, аналогичный показатель по Российской Федерации – 14,5 %.12

Уровень жизни  населения характеризуется уровнем  доходов населения, его покупательской способностью, уровнем обеспеченности населения жильем, услугами учреждений здравоохранения, образования, культуры и другими услугами. Основным источником доходов населения является заработная плата. В структуре доходов населения оплата труда населения составляет более 60 %. Город Ижевск имеет высокий потенциал рынка труда: доля трудовых ресурсов в численности населения города составляет более 60%.13

Развитие городского самоуправления в современных условиях, по мнению экспертов, требует внедрения  в практику управления городом современных  технологий управления: стратегический подход, программно-целевое управление, согласование интересов субъектов развития города.14

Повышение качества жизни населения является долгосрочной целью развития города Ижевска, определенной Стратегией устойчивого развития города. В понятие «качество жизни» вкладывается: возможность иметь работу и достойную оплату труда, общественная безопасность, политическая стабильность, укрепление здоровья, возможность получения образования и культурного развития, качество окружающей среды, достойное жилье. Достижение этих целей возможно при динамично развивающейся экономике города, обеспечении социальных гарантий, экономической свободе, эффективной инфраструктуре и финансовой стабильности.

Для достижения цели, определенной в Стратегии устойчивого  развития города Ижевска, - повышение  качества жизни горожан – приоритетными в деятельности органов городского самоуправления являются следующие направления:

  • эффективное управление муниципальной собственностью и земельными ресурсами;
  • обеспечение режима экономии в отраслях, финансируемых из бюджета города;
  • оптимизация системы размещения муниципального заказа, в том числе с привлечением промышленных предприятий, субъектов малого предпринимательства города Ижевска;
  • обеспечение гарантий в области здравоохранения, образования, культуры и социальной защиты;
  • сохранение темпов строительства и ремонта дорог, объектов жилищно-коммунального хозяйства;
  • содействие увеличению объемов жилищного строительства, сносу и расселению ветхого жилого фонда;
  • обеспечение надежной работы всех систем жизнеобеспечения города;
  • повышение уровня благоустройства территории города;
  • содействие развитию инфраструктуры рынка товаров и услуг.15

Следует отметить, что для  реализации данных направлений устойчивого  социально-экономического развития необходима соответствующая финансово-экономическая база.

Городской бюджет содержит около 36 тысяч бюджетников, работающих, в частности, в 107 школах и лицеях, 76 детских дошкольных учреждениях.

Ижевск подразделен на пять районов, которые, не являются муниципальными образованиями, не имеют свой депутатский корпус, а располагают лишь исполнительной небольшой структурой, руководствующейся в своей деятельности сметой доходов и расходов, утверждаемой городской властью. Бюджет города Ижевска расположен на одном  счете, открытом в городском Расчетно-Кассовом Центре Национального Банка Удмуртской Республики. Кроме основного счета, имеется еще, валютный счет, на который зачисляется недоимка с предприятий, имеющих валютную выручку. Также при получении мэрией ссуд и кредитов обычно открывается ссудный счет в банке- кредиторе. 

Вся бюджетная работа  по городу Ижевску возложена на Управление финансов, которое является структурным подразделением администрации местного самоуправления.

Бюджет города Ижевска  составляет финансовую основу города. С 2000 года исполнение бюджета города осуществляется по казначейской системе, вследствие чего стало возможным отслеживать весь бюджет города до конечного бюджетополучателя в режиме реального времени и в различных разрезах. Весь процесс формирования, исполнения бюджета, составления отчетности в основном автоматизирован.

Информация о работе Управление муниципальной собственностью