Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр.
Объектом исследования - процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста,
Предмет - формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2 .docx

— 77.13 Кб (Скачать)

Введение

Человек, являясь социальным существом, с  первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими  людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном  контакте к глубокому личностному  общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную  непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.

Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических  знаний и умений, которыми человек  овладевает в процессе усвоения социального  опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, A.B. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.

В ряде исследований отмечается, что коммуникативные  умения способствуют психическому развитию дошкольника (A.B. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).

Значение  сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

Изменение отношения к дошкольному детству  потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса, личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности, ощутить чувство психологической защищенности. В психолого-педагогических исследованиях доказывается, что это во многом определяется содержанием и характером общения с воспитателем (М.И. Лисина, В.Р. Лисина, В.А. Петровский), с родителями (З.М. Богуславская, C.B. Корницкая, А.Г. Рузская и др.), отношениями со сверстниками (Л.H. Башлакова, Т.И. Ерофееева, A.A. Рояк), деятельностью и достижением успеха в ней (P.C. Буре, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина), культурой общения (Т.А. Антонова, М.В. Ильяшенко, Н.С. Малетина).

Анализируя  практику организации процесса общения  у детей дошкольного возраста, нами выявлены противоречия между сложностью формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного  возраста и недостаточной практической реализацией новых социально-культурных технологий, одной из которых является использование метода театрализованных игр. Как родовой метод социально-культурной деятельности, театрализация означает организацию жизненного события по законам театра, позволяет организовать игровую деятельность на основе включения ребенка в зрелищное сценическое действие, обладающее элементами театральной экспрессии, визуализации персонажа, создания драматического напряжения и конфликтов между персонажами, динамики действия, концентрированности содержательных компонентов.

Противоречия 2:

  1. Между потребностью общества в формировании у дошкольников коммуникативных умений и недостатками их сформированности;
  2. Между потенциальными возможностями театрализованных игр в формировании коммуникативных умений и снижением интереса к ним у детей;
  3. Между потребностями практики в новой технологии использования театрализованных игр как средства формирования коммуникативных умений и отсутствием такой технологии.

Это противоречие позволило следующим образом  сформулировать проблему исследования: как в современном дошкольном учреждении в соответствии с обозначенной в педагогике и психологии значимостью общения в развитии личности дошкольника сделать процесс формирования коммуникативных умений наиболее успешным, отвечающим государственным федеральным требованиям практики, средствами театрализованных игр.

С учетом теоретической и практической значимости данной проблемы была определена тема исследования: «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр».  

Проблема  определяется тем, что в этот период дети проявляют более высокую потребность в общении, чем младшие школьники (A.B. Мудрик). Кроме того, к этому возрасту дети приобретают способность произвольно управлять своим поведением (A.B. Запорожец, М.Г. Маркина, Т.В. Пуртова), в стадии становления находятся все компоненты коммуникативной деятельности (М.И. Лисина).

Цель  исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр.

Объектом  исследования - процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста,

  Предмет - формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр.

При проведении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой формирование коммуникативных умений средствами театрализованных игр у детей старшего дошкольного возраста будет происходить наиболее успешно, если:

  • содержание формируемых коммуникативных умений будет определяться с учетом функций и структуры коммуникативной деятельности, объединять в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные, аффективно-коммуникативные умения и умения ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, планировать содержание акта общения, реализовывать задуманное, подбирать вербальные и невербальные средства, оценивать результативность общения и отвечать адаптацией своего коммуникативного поведения;
  • технология формирования коммуникативных умений будет реали-зовываться по этапам, включающим: создание мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений; ознакомление со средствами и способами общения и формирование коммуникативных умений в репродуктивной деятельности; творческое применение коммуникативных умений;
  • средством формирования коммуникативных умений будут выступать специальные театрализованные занятия и дидактические игры коммуникативного содержания, постановку музыкальных, театральных сказок, игр драматизаций, упражнений актерского тренинга, этюдов сходство которых позволяет использовать единые приемы руководства, акцентирующие внимание ребенка на компонентах коммуникативной деятельности;
  • предметно-развивающая среда будет обеспечивать единство социальных и предметных средств и функционально моделировать содержание формируемых у дошкольников коммуникативных умений.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:

1. Изучить  состояние проблемы формирования  коммуникативных умений у детей  старшего дошкольного возраста  в психолого-педагогической литературе;

1.Конкретизировать  содержание коммуникативных умений  детей старшего дошкольного возраста, критерии и показатели их сформированности.

2.Разработать  и экспериментально проверить  педагогическую технологию поэтапного  формирования коммуникативных умений  у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр, проанализировать результат исследования и обобщить полученные данные.

В ходе исследования применялись методы: теоретический анализ психологической, педагогической литературы, анкетирование, беседы, социометрический метод, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение, математическая обработка результатов.

Методологической  и теоретической  основой исследования являются положения о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (Б.Г. Ананьев, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн), общедидактические положения о формировании умений и навыков (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин), теоретические разработки в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко и др.).

База  экспериментального исследования: ИМДОУ ДСКВ «Сказка». Для исследования была взята группа детей из двадцати четырех человек старшего дошкольного возраста. 

    Структура курсовой работы: оглавление, введения, две части: теоретической и практической направленности, выводов, библиографии, приложения.

 

    ГЛАВА I.

    ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 
 

    1. Проблема  формирования коммуникативных  умений

    в психолого-педагогической литературе

    Совершенствование дошкольного образования в качестве принципиальной составляющей предполагает гуманизацию всей совокупности отношений: ребенок-ребенок, ребенок-воспитатель, ребенок-родители и т.д. Переход к системе образования центрированной на ребенке, делает проблемы культивирования человеческого достоинства, сохранности здоровья первоочередными. Решаются они, в конце концов, в процессе общения - это сегодня возможность уцелеть человеку, обеспечить возможность развития.

    Исследователи проблем общения отмечают, что  оно служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека, служит самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной деятельности и оказался бы вне человечества потерянным и беспомощным.

    Положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка было выдвинуто и разрабатывалось Л.С. Выготским, который неоднократно подчеркивал, что «психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры» [36.с.146]. В работах Л.С. Выготского намечена взаимосвязь и взаимозависимость отношений «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый» в психическом развитии детей «Ребенок в состоянии с помощью подражания в коллективной деятельности под руководством взрослых сделать гораздо больше и, притом, сделать с пониманием, самостоятельно» [37.с.448]. 

    Как отмечается М.И. Лисиной [102],  о решающей роли общения говорят как минимум  три группы  факторов

  • изучение детей  «маугли»;
  • исследование природы и причин госпитализма»;
  • прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.

    Ребенок «становится человеком, только присваивая общественно-исторический опыт человечества в процессе общения со старшими по возрасту людьми, живыми носителями его. Общение - условие и важнейший фактор психического развития ребенка [102. c.134].

    Проблемы  общения затрагиваются представителями  различных наук - историками, философами, социологами, психологами, лингвистами, педагогами. В исследованиях философов обосновывается теоретическая и практическая значимость общения. На органическую связь обучения и воспитания с общением, как одним из видов человеческой деятельности и на творческую природу общения указывают работы Л.П. Буевой [31], М.С. Кагана [65]; анализ культуры общения делается И.А. Ильясовым [62]; нравственные основы общения выделяются А.И. Титаренко [163].

    Философский анализ происхождения проблем общения  в истории общественного сознания, философии делается в книге М.С. Кагана «Мир общения» [65]. В данной работе общение рассматривается в системе  субъектно-объектных отношений, выделяются виды и разновидности общения, структура общения, его содержание и форма. Для философии общение представляет интерес, постольку в нем концентрируются формы мышления и деятельности, общезначимые категории и субъективные намерения индивидов.

    В области общей психологии основными направлениями исследований являются проблемы восприятия человеком объектов внешнего мира, психология речи, формирование умственных действий и мыслительных процессов в связи с речевым общением (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия). Проблема общения рассматривается в педагогической психологии и педагогике (В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, А.В. Мудрик, В.С. Мухина).

Информация о работе Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр