Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр.
Объектом исследования - процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста,
Предмет - формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2 .docx

— 77.13 Кб (Скачать)

3. На  основе теоретического анализа,  опытно-экспериментальной работы  определены критерии и показатели  сформированности коммуникативных умений (ориентировка в условиях коммуникативной задачи, планирование акта общения, выбор средств, осуществление акта общения, обеспечение обратной связи). Выделенные критерии и показатели позволили оценить уровень и проследить динамику сформированности коммуникативных умений.

4. Формирование  коммуникативных умений целесообразно  в совместной взросло-детской  деятельности как наиболее доступной  модели внеситуативного общения. В качестве основных форм организации этой деятельности используются кружковые занятия и дидактические игры коммуникативного содержания, рассматриваемые нами как средство формирования умений. На основе анализа данных форм установлено существенное сходство между ними, что позволяет применить к ним единые приемы руководства, акцентирующие внимание ребенка на компонентах коммуникативной деятельности.

5. Необходимый уровень сформированности коммуникативных умений обеспечивается путем поэтапного их формирования.

На этапе  создания мотивации на общение и  приобретение коммуникативных умений воспитатель выявляет у детей  имеющийся опыт, доводит до их понимания  роль общения в жизни и развитии человека и создает интерес к  процессу овладения коммуникативными умениями. На этом этапе используются модель круга общения детей, специально подобранные коммуникативные ситуации, анализ художественных произведений с  точки зрения определения коммуникативных  умений, идентификация ребенка с  каким-либо литературным героем, которого он хотел бы обучить правильному  общению, алгоритм анализа совместной деятельности детей.  

На этапе  ознакомления детей со средствами и  способами общения и формирования коммуникативных умений в репродуктивной деятельности основное внимание уделяется  знакомству детей со средствами и  способами общения, со структурой коммуникативной  деятельности и упражнению коммуникативных  умений в репродуктивной деятельности. Широко используются формы совместной взросло-детской деятельности - занятия  кружка «Мир общения, или В стране волшебных слов и интересных собеседников» и специально направленные на формирование коммуникативных умений дидактические игры. Основное место среди приемов воспитательного взаимодействия с детьми отводится моделированию. Модель Ступени общения» позволяет детям наглядно представить сложную структуру коммуникативной деятельности в целом, а модели реакции на коммуникативные ситуации помогают детям прогнозировать возможные эффекты общения и понимать эмоциональное состояние партнеров.

На этапе  творческого применения коммуникативных  умений создаются условия для  свободного оперирования коммуникативными умениями в разнообразной творческой деятельности и для творческого  их использования в самостоятельном, свободном общении. Детей широко вовлекают в творческие задания - сочинение рассказов из личного  коммуникативного опыта, создаются  условия для творческих игр и  для принятия детьми различных ролевых  позиций, требующих творческого  изложения своих замыслов (ребенок  в роли героя персональной выставки, экскурсовода). Основными формами  творческого оперирования коммуникативными умениями в самостоятельном, свободном  общении выступают совместные со взрослыми традиционные мероприятия, имеющие неформальный личностный характер (чаепития, беседы при свечах, спортивные праздники), самостоятельные дидактические игры.

6. Особую  значимость в формировании названных  умений у старших дошкольников  приобретает предметно - развивающая  среда, обеспечивающая единство  социальных и предметных средств  и функционально моделирующая  содержание формируемых коммуникативных  умений детей в различных видах  детской деятельности.

Информация о работе Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр