Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр.
Объектом исследования - процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста,
Предмет - формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2 .docx

— 77.13 Кб (Скачать)

В данной ситуации при отсутствии предметного  подкрепления дети замыкались на общении  и по нашему предположению, должны были сделать выбор партнера на основе анализа его коммуникативных умений.

Достоверность результатов распределения детей  по аргументам выбора и значимость аргумента «коммуникативные умения»  определялись с помощью ХИ – квадрат  Пирсона.

Изучение  особенностей  воспитательно - образовательной работы по формированию коммуникативных умений в семье проводилось анкетирование родителей.

Опираясь  на исследования ученых о роли и  значении семьи в формировании контактности социабельности детей (М.И. Лисина), зависимости личностных качеств от доброжелательности отношений между членами семьи, любви между родителями (В.В. Кондратова, С.А. Ладывир), наличия или отсутствия единодушного подхода к воспитанию ребенка, наличия эмоционального контакта ребенка со взрослым (Т.А Репина, Л.А. Арутюнова), мы предложили анкеты для родителей, воспитателей и показатели анализа анкетирования разработанные (С.В.Проняевой).

Анкетирование воспитателей использовалось для изучения отношения педагогов к работе по формированию коммуникативных умений.

Анкетированием  были охвачены воспитатели всех старших  групп. Ответы на вопросы анкеты анализировались  по следующим показателям. (Приложение 3).

Анализ  документации проводился в старших  группах детского сада  с целью  изучения состояния планирования воспитательно-образовательной  работы с детьми. Всего было проанализировано 6 планов работы воспитателей. Основными  показателями выступали: (Приложение 7).

 Итак, для определения уровня  сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста использовался комплекс дидактических методик разработанный для изучения разных групп умений: беседы, наблюдения, анкетирование, анализ документации воспитательно-образовательной работы воспитателей. Задачами которого выступали: анализ уровней сформированности коммуникативных умений детей старшего  дошкольного возраста; изучение социального статуса детей в группах, аргументы выбора партнера по общению; анализ  особенностей воспитательно-образовательной работы воспитателей по формированию коммуникативных умений в группах старшего дошкольного возраста; анализ особенностей воспитательной работы родителей в семье.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Состояние сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Уровень сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста был проанализирован как совокупность качественных и количественных показателей, полученный в результате использования комплекса методов педагогического исследования.

За «единицу измерения» брался качественно описанный  бал, который характеризовал меру сформированности умения: высокая – 5 баллов, достаточная – 4 балла, средняя – 3 балла, слабая – 2 балла, отсутствует – 1 балл.

Все умения, входящие в  1-ю группу умений ориентироваться в условиях внешней ситуации общения сформированы удовлетворительно. Средний бал оценки составил 3,4, что соответствует среднему уровню. Однако внутри группы наблюдается существенная разница между оценками  (Приложение 5).

В этой группе наибольший балл, соответствующий высокому уровню получило умение говорить о своих намерениях (4,1). Это объясняется тем, что педагоги  чаще всего для понимания поведения ребенка используют словесные приемы, просят его рассказать о своих намерениях и объяснить причины поступков. На одинаковом уровне сформированности находятся умения ориентироваться в своих партнерах и в коммуникативной ситуации. Эти умения можно отнести к среднему уровню. Одинаковый балл, полученный ими объясняется тем, что они близки между собой и относятся к умениям ориентировки, требуют такого качества, как наблюдательность.

В общении  важно замечать особенности коммуникативной  ситуации и поведения партнера по едва уловимым признакам, что для  дошкольника не является характерным.

Недостаточно  сформированными являются умения 2-й группы  - планировать содержание акта общения (средний балл составляет 2, 6) (Приложение 6)

В этой группе умения сформированы на низком уровне, разница в оценке не велика. Данные показывают, что дети испытывают затруднения в мысленном моделировании процесса общения, в обосновании выбора информации. Умение планировать любой вид деятельности требует высокого развития всех мыслительных операций, наглядного представления промежуточных результатов. Общение не относиться к продуктивной деятельности, материальный результат которой можно было бы представить, и это объясняет испытываемые детьми затруднения.

Недостаточный уровень сформированности 3-й группы умений определяет низкую оценку умений подбирать вербальные и невербальные средства.

Показателями  оценки этой группы явились объем  и вариативность подбора средств, что поставило нас перед необходимостью оценки творческого подхода. Стереотипными  являются средства привлечения внимания собеседника к себе, знаки вежливости и умения использовать пантомимику в общении. ( Приложение 7).

В свободном  общении недостаточно использованы этикетные формулы. Затруднения  вызывают ситуации знакомства, выражения  симпатии к другому ребенку. 85 % детей  не используют в речи уменьшительно  – ласкательные формы общению  к партнеру, даже к младшему по возрасту. У 15% детей встречаются пренебрежительное  обращение (по фамилии), искажение имени  партнера (Ленка, Васька).

Можно отметить, что детям свойственно  контролировать речь собеседника. Они  замечают ошибки в речи, отсутствие вежливого обращения и пытаются самостоятельно или с помощью  педагога зафиксировать их и заставить  собеседника исправить.

В 4-й группе умений - реализовывать задуманное в процессе общения наблюдается неравномерность в оценке умений (Приложение 8).

Более высокую оценку получило умение раскрывать основную мысль подчинять ей свое высказывание (2,6 балла). Низкий балл (2,2) получило умение пользоваться приемами достижения понимания (уточнить, задать вопрос). Различия в оценке вызваны  тем, что данные умения характеризуют  разные функции общения. Умение раскрывать основную мысль, подчинять ей свое высказывание относиться к категории информационно  – коммуникативных умений. Умение пользоваться приемами достижения понимания (уточнять, задавать вопрос), обосновать целесообразность своих предложений относиться к регуляционно – коммуникативным, требующим более сложных действий.

На среднем  уровне находиться умения 5-й группы - оценивать результативность общения и отвечать адаптацией своего коммуникативного поведения (Приложение 9).

Данная  группа умений сформирована на среднем  уровне (3,2).

Высокие оценки получили умения слушать партнера, адекватно понимать смысл его  высказываний и действовать в  соответствии с ними (3,6). Умение оценивать (по поведению, настроению, высказываниям) воспринято ли сообщение партнером  и насколько правильно (3,7). Такие  оценки объясняются  высокой чувствительностью  дошкольников к проявлениям окружающих людей, приобретенным в ходе проживания в общественном учреждении, умений подчинять свое мнение большинству, педагогу. Однако в этой группе, низкую оценку получило умение оценить эмоциональное поведение партнера, заменить изменение состояния и настроения партнера. Несмотря на близость этих умений между собой, такая большая разница объясняется тем, что для правильной оценки хода общения ребенку необходимо словесное высказывание партнера  или бурная эмоциональная реакция (плач, смех и т. д.). Наблюдения за детьми показали, что незначительные эмоциональные реакции не фиксируются детьми, и они практически не изменяют своего поведения в ответ на мягкие формы эмоциональных проявлений партнеров.

Так как  некоторые умения относятся одновременно к группе умений, классифицируемых по функциям и по структуре  коммуникативной  деятельности, то оценка умений по функциям коммуникативной деятельности показала, что содержание общения в основном направленно на передачу информации (53,4%) и регулирование взаимоотношений (33,3%), не реализуется его аффективно – коммуникативная функция (13,3 %) (Приложение 10).

Данные  таблицы показывают: на среднем уровне сформированности  находятся умения информационно – коммуникативные, на низком  - регу ляционно – коммуникативные и аффективно – коммуникативные умения.

В ходе эксперимента было отмечено, что направленность на достижение результата в регулировании  отношений низка, требуется помощь со стороны педагога в разрешении конфликтных ситуаций. Эмоциональная  реакция партнера не способствует изменению  коммуникативного поведения ребенка, средства эмоционального воздействия  бедны. Наиболее распространенными  являются эмоции удивления, восхищения и отрицательные эмоции. В ситуации игрового общения эмоциональная  реакция выражена ярче, чем в ситуации делового сотрудничества. Наблюдается разрыв между проявлением коммуникативных умений в ходе общения и представлениями детей об этически ценных способах его осуществления. В беседе с экспериментатором дети отвечают, что терпимо относятся к товарищам, не владеющим каким- либо умением, стараются ему помочь («Я буду ей помогать, она быстро научится»; «Я буду учить его»). Используют вежливые слова («Давай играть, пожалуйста»; «Лена, спасибо, что согласилась мне помочь»). Дети говорят, что переживают эмоциональное состояние партнера. В конкретных ситуациях общения выявлено, что выбор партнера по деятельности и общению определен внешними обстоятельствами («Она  плохо говорит»; «Он всегда дерется»; «Она бегать быстро не может, из-за нее мы проирываем»; «Он непослушный» и т.д. ). Дети не владеют представлениями о своих коммуникативных качествах, затрудняются в ответах на вопрос «Какие необходимы способы обращения к ним в конфликтных ситуациях. Метод наглядно-словесного моделирования выявил, что дети не имеют представлений об использовании вербальных и невербальных средств для усиления воздействия на партнера.

Таким образом результаты обследования показали, что уровень сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников недостаточен. Данные о сформированности разных групп коммуникативных умений у детей, полученные в ходе индивидуального обследования, представлены в таблице (Приложение 11).

Как видно  из таблицы, данные распределения детей  по уровням в экспериментальной  и контрольной группах существенно  не расходятся.

Констатируя уровень сформированности коммуникативных умений по результатам экспертной оценки и применения комплекса диагностических методик, мы обратили внимание на некоторую связь между ним и социальным статусом ребенка в группе.

Данные  социаметрии выявили, что дети старшего дошкольного возраста способны выделять среди качеств личности его коммуникативные умения, об этом свидетельствует разница в распределении детей по статусным категориям (таблица Приложение 12).

Данные, представлены в таблице показывают, что при благоприятном уровне межличностных взаимоотношений  в группах по методике «Остров» (дети 2 и 3 статусных категорий преобладают), а (сумма детей 1 и 2 статусных категорий практически равна сумме 3 4 категорий).

Анализ  аргументов детей при выборе партнеров  по общению позволил склассифицировать их в следующие группы:

неопределенные  аргументы выбора («не знаю», «выберу  и все», молчание, пожимание плечами);

определенные  внешней стороной, внешними показателями («она красивая», «вежливая», «послушная», «мы вместе играем»);

определение наличием у детей умений выполнения какой- либо деятельности («с ней интересно играть», «мы вместе ходим на танцы», «мы вместе рисуем, строим постройки»);

определение наличием у детей коммуникативных  умений («с ней интересно разговаривать», «он много разных историй знает», «он что-нибудь придумает», «она моя  подруга, мы всегда вместе»);

определением  наличием нравственных качеств личности («он добрый», «она хорошая», «он  всем помагает», «он всегда делится своими игрушками»).

Итак, обращаем внимание, что детьми дошкольного  возраста коммуникативные умения сверстника выделяются и они способны их оценивать.

Составляя социальный статус детей и уровень  сформированности у них коммуникативных умений нами обнаружено, что существует зависимость социального статуса от сформированности  коммуникативных умений у детей. Выявление этой зависимости очень важно в нашем исследовании, так как позволяет обосновать необходимость воспитательно-образовательном работы по формированию коммуникативных умений с точки зрения обеспечения психологического благополучия и индивидуальной конфортности каждого ребенка в группе.

Информация о работе Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр