Адменестративное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Процесс реформирования экономики нашего государства не может считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Очевидно, что роль рынка ценных бумаг в этой связи приобретает исключительно важный характер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Становление рынка ценных бумаг в Российской Федерации………..4
Глава 2. Регулирование рынка ценных бумаг………………………………..…9
2.1 Государственное регулирование рынка ценных бумаг……….…..10
2.2 Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России……….…13
Глава 3. Виды ценных бумаг………………………………………………...….16
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………

Работа содержит 1 файл

Иванько.docx

— 60.67 Кб (Скачать)

      Различают:

    1. государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;
    2. регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;
    3. общественное регулирование или регулирование через общественное мнение.

      Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:

      1. поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
      2. защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций от преступных организаций;
      3. обеспечение свободного и Открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
    1. создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
    2. в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т. п.;
    3. воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).

2. 1. Государственное регулирование рынка ценных бумаг.

      Особенность рынка ценных бумаг состоит в  том, что обращающиеся на нем ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения. Таким образом, государство выполняет системообразующую функцию, которая будет непрерывно видоизменяться в соответствии со стоящими перед ним задачами по обеспечению национальных интересов.

      Государство создает систему регулирования  рынка и обеспечивает ее функционирование. Развитие системы правоприменения как одного из ключевых элементов системообразующей функции государства будет приоритетным направлением государственной политики.

      Государство выступает крупнейшим заемщиком  на рынке ценных бумаг и оказывает  прямое влияние на его количественные и качественные характеристики.

      Государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и  выступает крупнейшим продавцом  на рынке корпоративных ценных бумаг.

      Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

      1. разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;
      2. установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
      3. контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
      4. обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
    1. формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
    2. контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги;

      На  сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

      Формой  выражения государственного регулирования  рынка ценных бумаг, прежде всего, являются нормативно-правовые акты, с помощью  которых осуществляется  регулирование. Область законодательства гораздо  легче поддается влиянию государства, чем другие составляющие рынка ценных бумаг. Следовательно, с помощью  разумных законов можно обеспечить наиболее сильное воздействие с  целью ускорения процесса становления  фондового рынка.

      Основные  проблемы в этой области заключаются  не в самом факте регулирования, а в конкретных способах и формах, которыми оно должно осуществляться. Кроме того, учитывая, что наше государство  само является крупным акционером, необходимо иметь механизм общественного (независимого) контроля и регулирования  рынка ценных бумаг.

        На сегодняшний момент имеется  около 1000 законодательных и нормативных  документов, регулирующих различные  стороны деятельности его участников.

      Государство может осуществлять так называемое прямое управление РЦБ, которое состоит в разработке норм и правил и контроля за их выполнением.

      Кроме этого государство осуществляет и косвенное, или экономическое  управление РЦБ через систему  налогообложения, денежную политику, государственные  капиталы и государственную собственность  и ресурсы.

      В настоящий момент преобладающим  является косвенное регулирование  РЦБ, а именно:

    1. контроль за денежной массой в обращении и объемом предоставленных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;
    2. изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений;
    3. гарантии правительства (по депозитам, кредитам, займам частного сектора и др.);
    4. внешнеэкономическая (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения и т. д.) и внешнеполитическая деятельность (развитие или свертывание политических контактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия и пр.).

      Государственный комитет по антимонопольной  политике (устанавливает антимонопольные  правила и осуществляет контроль за их исполнением);

      Госстрахнадзор (регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний);

      Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (занимается лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности. В будущем могла бы взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ).

2.2. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России.

      ФКЦБ  России является федеральным органом  исполнительной власти по проведению государственной политики в области  рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

      ФКЦБ  России создана в соответствии с  Федеральным законом "О рынке  ценных бумаг" и Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009 и является правопреемником  Федеральной комиссии по ценным бумагам  и фондовому рынку. ФКЦБ России подчиняется  непосредственно Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним Конституцией Российской Федерации  и законодательством Российской Федерации. Комиссия является коллегиальным  органом и состоит из 6 человек. Члены ФКЦБ России назначаются и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

      ФКЦБ  России:

  1. разрабатывает основные направления развития фондового рынка,
  2. координирует деятельность государственных органов по вопросам его регулирования,
  3. устанавливает требования к проспектам эмиссии и операциям с ценными бумагами,
  4. лицензирует различные виды профессиональной деятельности на рынке.

      В функции Комиссии входит контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемыми организациями требований законодательства Российской Федерации.

     Ценная  бумага – это форма существования  капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как  товар и приносить доход. Свойства ценных бумаг: 

  1. обращаемость – способность ценной бумаги покупаться и продаваться на рынке, а также во многих случаях выступать в качестве самостоятельного платежного инструмента, облегчающего обращение других товаров;

  2. доступность для гражданского оборота – способность ценной бумаги не только покупаться и продаваться, но и быть объектом других гражданских отношений, включая все виды сделок (займа, дарения, хранения, комиссии, поручения и т.п.);

  3. стандартность – ценная бумага должна иметь стандартное содержание;

  4. серийность – возможность выпуска ценных бумаг однородными сериями, классами;

  5. документальность – ценная бумага – это всегда документ, и как документ она должна содержать все предусмотренные законодательством обязательные реквизиты, отсутствие хотя бы одного из них влечет недействительность ценной бумаги или переводит данный документ их разряда ценных бумаг в разряд иных обязательственных документов;

  6. регулируемость и признание государством – фондовые инструменты, претендующие на статус ценных бумаг, должны быть признаны государством в качестве таковых, что должно обеспечить их хорошую регулируемость и, соответственно, доверие к ним;

  7. рыночность – обращаемость указывает на то, что ценная бумага существует только как особый товар, который, следовательно, должен иметь свой рынок с присущей ему организацией, правилами работы на нем и т.д.; должны в основной массе принадлежать рынку, быть товарами и те ресурсы, правами на которые являются ценные бумаги;

  8. ликвидность – способность ценной бумаги быть быстро проданной и превращенной в денежные средства (в наличной и безналичной форме) без существенных потерь для держателя, при небольших колебаниях рыночной стоимости и издержках на реализацию;

  9. риск – возможности потерь, связанные с инвестициями в ценные бумаги и неизбежно им присущие;

  10. обязательность исполнения – по российскому законодательству не допускается отказ от исполнения обязательства, выраженного ценной бумагой, если только не будет доказано, что ценная бумага попала к держателю неправомерным путем.

     Также необходимо отметить, что ценная бумага выполняет ряд общественно значимых функций:

  1. перераспределяет денежные средства (капиталы) между отраслями и сферами экономики;

  2. предоставляет определенные дополнительные права ее владельцам помимо права на капитал;

  3. обеспечивает получение дохода на капитал и (или) возврат самого капитала и др.

  Глава 3. Виды ценных бумаг.

       Существуют  десятки разновидностей ценных бумаг. Они отличаются закрепленными в  них правами и обязательствами  инвестора (покупателя ЦБ) и эмитента (того, кто выпускает ЦБ).

  1.1. Основные и производные.

       В качестве основных ценных бумаг выступают акции, облигации, казначейские обязательства государства (ноты, векселя, депозитные сертификаты и др.), являющиеся правами на имущество, денежные средства, продукцию, землю и другие первичные ресурсы.

       Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее держателя (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

       Облигация – это долговое обязательство, в соответствии с которым эмитент гарантирует инвестору выплату определенной суммы по истечении определенного срока и выплату ежегодного дохода в виде фиксированного или плавающего процента.

       Вексель – письменное договорное обязательство, составленное в установленной законом форме и дающее его владельцу безусловное право требовать по наступлению конца срока с лица, выдавшего обязательство, уплаты оговоренной в нем денежной суммы.

Информация о работе Адменестративное право