Анализ конкурентоспособности продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены понятие "конкурентоспособность", раскрыта его сущность, влияние различных факторов, необходимых для производства на конкурентоспособность продукции в условиях переходной к рыночной экономики.
Целью данной работы является изучение механизма обеспечения конкурентоспособности в условиях переходной к рыночной экономики и разработка на этой основе мероприятий по его совершенствованию. Объектом исследования является механизм обеспечения конкурентоспособности продукции на примере ЗАО "Протрэйд".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Понятие конкурентоспособности товара
1.2 Содержание маркетинговой деятельности по повышению конкурентоспособности продукции
1.3 Подходы и методы оценки уровня конкурентоспособности продукции
2.ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Характеристика ЗАО «Протрэйд» и выпускаемой продукции
2.2 Анализ основных рынков предприятия и его конкурентов
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции предприятия
ЗАО «Протрэйд»
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Организация управления конкурентоспособностью на принципах
системного подхода
3.2 Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ .doc

— 497.00 Кб (Скачать)

 

1.3 Подходы и методы оценки уровня конкурентоспособности продукции

 

При оценке уровня конкурентоспособности  продукции применяются следующие методы:

- дифференциальный;

- комплексный;

- смешанный.

Дифференциальный метод основан  на использовании единичных показателей  конкурентоспособности.

При дифференциальном методе строятся параметрические индексы  по формулам:

(i = 1………,n)                                            (1.1)

                                                                        (1.2)

 

где Pi - значение i-го показателя;

Рi*б - базовое значение i-го показателя;

n-количество показателей.

Из формул (1.1), (1.2) выбирают ту, при которой увеличению относительного значения показателя отвечает повышение конкурентоспособности продукции. Например: относительное значение мощности изделия вычисляется по формуле (1.1), а для удельного расхода топлива по формуле (1.2).

Как правило, по величинам единичных показателей  не представляется возможным однозначно оценить уровень конкурентоспособности  продукции. В этой связи широкое применение нашли комплексные и смешанные методы оценки.

Комплексный метод оценки уровня конкурентоспособности базируется на применении групповых и интегральных показателей. Узловым моментом при оценке конкурентоспособности является расчет общего показателя уровня (Kt). В основе его определения лежит соотношение интегральных показателей конкурентоспособности оцениваемого изделия и базового образца. При наличии полной информации о затратах на приобретение и эксплуатацию или потребление продукции уровень его конкурентоспособности определяется по формуле:

 

                                                        (1.3)

 

где I (t), Iб (t) - интегральный показатель качества соответствия оцениваемого и базового образца;

П , Пб - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого и базового образца за срок службы;

З, Зб - полные затраты на приобретение и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого и базового образца.

Отношение полных затрат на приобретение и эксплуатацию сравниваемых образцов определяется по формуле:

 

                                                           (1.4)

 

где Зс, Зсб - единовременные затраты на приобретение соответственно оцениваемого и базового образца;

, - средние суммарные эксплуатационные затраты, относящиеся к одному году службы соответственно оцениваемого и базового образца;

T - срок службы;

n - количество статей эксплуатационных затрат.

При неполной информации об эксплуатационных затратах, особенно при сравнении отечественных и зарубежных образцов, следует применять относительный интегральный показатель по формуле, полученной путем преобразования формулы :

 

                                   (1.5)

 

где - отношение полезных эффектов от эксплуатации или потребления оцениваемого и базового образца;

q - отношение единовременных затрат потребителя на приобретение оцениваемого и базового образцов;

mзб - доля затрат производителя на приобретение базового образца в полных затратах;

T' - отношение сроков службы оцениваемого и базового образца;

- относительное значение i-ого показателя качества продукции (i = 1………….,n);

miб - доля затрат, обусловленная i-м показателем качества базового образца, выраженного в стоимостных единицах при полных затратах, mзб +,……. .,+mnб = 1;

Pi, Piб - значение i - го показателя качества соответственно оцениваемого и базового образца, выраженное в натуральных единицах и характеризующее соответствующую составляющую полных затрат;

При К (t) ≥ 1 продукция конкурентоспособна на конкретном рынке, а при К (t) < 1 продукция неконкурентоспособна на конкретном рынке.

Для определения уровня конкурентоспособности  промышленной продукции может быть использован и смешанный метод оценки.

Смешанный метод оценки уровня конкурентоспособности  основан на совместном применении единичных  и комплексных показателей.

Наиболее важные показатели используются как единичные. Остальные единичные показатели объединяются в группы, для каждой из которых определяются групповые показатели.

На основе полученной совокупности групповых и единичных показателей  качества оценивается уровень конкурентоспособности  дифференциальным методом.

Данный метод имеет ряд недостатков:

1) во всех случаях предполагается линейная зависимость конкурентоспособности от значения критерия, то есть по всем параметрам спроса равна 1;

2) не учитывается то, что для нескольких критериев существуют ограничения, объективные или субъективные, при нарушении которых, конкурентоспособность продукции стремится к нулю;

3) при сравнении нескольких товаров необходимо проведение расчетов для каждой пары в отдельности;

4) сложно установить весовое значение показателей, особенно для большого количества критериев;

5) невозможно оценить степень влияния на конкурентоспособность продукции факторов, не поддающихся количественной оценке;

6) данным методом рассчитывается конкурентоспособность одного объекта относительно другого, а не уровень конкурентоспособности вообще;

7) существует определенная сложность выбора базы сравнения, особенно в случаях, когда в качестве таковой необходимо принять ряд существующих образцов. Возникает вопрос: какой товар является лучшим?

Перечисленные выше методики до сих  пор используются на предприятиях, но все большее и большее распространение в Республике Беларусь получает параметрический анализ и рейтинговая оценка конкурентоспособности продукции. Особенности данных методик в том, что они основываются на разных типах информационного обеспечения.

Параметрический анализ используется в том случае, когда заказчиком выступает отдельное предприятие и получение даже публичной сводной финансовой отчетности и данных Госкомстата затратно с точки зрения затрат времени и ресурсов. В этом случае информационное обеспечение - это интервью с менеджерами предприятия-заказчика. Как правило эти данные основываются на субъективных суждениях и неформальных источниках информации, поэтому анализ в большей степени носит качественный (неформализованный) характер.

 

2.ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

2.1 Характеристика ЗАО «Протрэйд»  и выпускаемой продукции

Закрытое акционерное общество "Протрэйд" (ЗАО "Протрэйд") создано в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью" 22 апреля 1994 года.

Уставный фонд общества составляет 36 541 254 рублей.

Имущество Общества составляют основные фонды и оборотные средства, а  также иные ценности.

Общество является собственником:

имущества и денежных взносов, переданных ему Участниками,

продукции, произведенной Обществом  в результате хозяйственной деятельности,

полученных доходов, а также  другого имущества, полученного  Обществом по другим основаниям, допускаемым  действующим законодательством.

Предметом деятельности Общества является:

- производство стульев и сидений,

- производство конторской мебели и мебели для магазинов,

- производство кухонной мебели,

- производство прочей мебели,

- производство необработанного листового стекла и других изделий из стекла, применяемых в строительстве,

- установка столярных элементов,

- оптовая торговля.

.

С целью наращивания производства продукции и стабилизации экономических  результатов за счет расширения рынков сбыта товаров в странах дальнего зарубежья на ближайшую перспективу  на ЗАО "Протрэйд" разработаны меры по техническому перевооружению производства, что позволит сохранить и повысить конкурентоспособность мебели ЗАО «Протрэйд» на мировом рынке. Основой выполнения предусмотренных мер по развитию производства новой мебели является развитие экспериментальной базы.

Предприятие располагает мощной конструкторско-экспериментальной  базой, которая позволяет в относительно короткие сроки осуществлять конструкторскую  и технологическую подготовку производства, т.е. выполнять заказы относительно быстро. ЗАО "Протрэйд" располагает достаточным количеством производственных площадей.

В основном на предприятии используется универсальное оборудование.

Метод организации производственного  процесса - непоточный. Продукция производится партиями. За каждым рабочим местом закреплена периодически повторяющаяся группа операций. При производстве насосного оборудования используется как универсальное, так и специальное оборудование, унифицированная технологическая оснастка, оборудование расположено группами по предметно - технологическому принципу.

Основные показатели работы ЗАО "Протрэйд" в 2009-2010 гг. приведены в Таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Основные показатели работы ЗАО "Протрэйд" в 2009-2010 гг.

№№

пп

Показатель

Единица

измере-

ния

В 2009 г.

В 2010 г.

Темп

роста,

%

1.

Объем товарной продукции

в сопоставимых ценах

 

тыс. руб.

 

1 025 171

 

1 282 688

 

125,1

2.

Объем товарной продукции

в действующих ценах

 

тыс. руб.

1 045 171

1 348 264

129,0

3.

Объем реализованной  продукции

тыс. руб.

1 045 105

1 349 237

129,1

4.

Количество персонала, всего

чел.

88

94

106,8

 

 

в т. ч. руководители

чел.

3

3

100,0

 

 

служащие

чел.

22

23

104,5

 

 

рабочие

чел.

63

68

107,9

5.

продукции

 

тыс. руб.

 

793 859

 

884 213

 

111,4

6.

Себестоимость реализованной

продукции

 

тыс. руб.

 

858 441

 

1 096 738

 

127,8

7.

Прибыль

тыс. руб.

184 664

252 499

135,3

8.

Рентабельность продукции

%

18

19

104,8

9.

Производительность труда

(выработка на 1 рабочего)

 

тыс. руб.

 

1 382,5

 

1 652,3

 

119,5


 

Анализируя показатели деятельности ЗАО "Протрэйд" в 2009 -2010 гг. можно сказать, что оно стабильно развивается. Это связано прежде всего с наличием устойчивого спроса на продукцию предприятия, наличием значительной клиентской базы и эффективной системой маркетинга на рассматриваемом предприятии. Так, увеличение объема товарной продукции в сопоставимых ценах в 2010 году по сравнению с 2009 г. составило 125,1%, рост балансовой прибыли - 135,3%, штат сотрудников увеличился на 6 чел, производительность труда (выработка на 1 рабочего) возросла на 19,5%.

Проведем анализ эффективности деятельности ЗАО «Протрэйд».

Данные о выполнении плана реализации продукции в денежном выражении  приведены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Выполнение плана реализации продукции ЗАО "Протрэйд", млн. руб.

Год

План

Факт

В% к лану

Отклонение от плана

2008

960

988

102,9

28

2009

1042

1045

100,3

3

2010

1210

1349

111,5

139


 

Анализируя выполнение плана реализации продукции ЗАО "Протрэйд" следует отметить тенденцию роста реализации мебельной продукции. Если в 2008 году выполнение плана составляет 102,9% (988 млн. руб), то в 2009 году оно снизилось и составило 100,3% (1045 млн. руб), а в 2010 году план был перевыполнен на 139%, что составило в денежном выражении 139 млн. рублей.

Для характеристики эффективности  использования материальных ресурсов используется система обобщающих показателей. К обобщающим показателям относится материалоотдача, материалоемкость, коэффициент соотношений темпов роста объема производства и материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент использования материалов.

Материалоотдача характеризует эффективность  вложенных средств в материальные ресурсы:

 

Мо= ТП / МЗ,                                                          (2.6)

 

где М/о - материалоотдача;

ТП - товарная продукция;

МЗ - сумма материальных затрат.

Материалоемкость  характеризует удельный вес материальных затрат в составе стоимости единицы  продукции:

 

Ме = МЗ / ТП = 1/ Мо,                                               (2.7)

 

где Ме - материалоемкость продукции.

Материалоемкость, как и материалоотдача, в первую очередь зависят от объема выпуска продукции и суммы  материальных затрат на ее производство. Объем же товарной продукции в стоимостном выражении может измениться за счет количества произведенной продукции, ее структуры и уровня отпускных цен. Сумма материальных затрат также зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, расхода материалов на единицу продукции, стоимости материалов. В итоге общая материалоемкость зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, норм расхода материалов на единицу продукции, цен на материальные ресурсы и отпускных цен на продукцию.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции предприятия