Анализ конкурентоспособности продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены понятие "конкурентоспособность", раскрыта его сущность, влияние различных факторов, необходимых для производства на конкурентоспособность продукции в условиях переходной к рыночной экономики.
Целью данной работы является изучение механизма обеспечения конкурентоспособности в условиях переходной к рыночной экономики и разработка на этой основе мероприятий по его совершенствованию. Объектом исследования является механизм обеспечения конкурентоспособности продукции на примере ЗАО "Протрэйд".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Понятие конкурентоспособности товара
1.2 Содержание маркетинговой деятельности по повышению конкурентоспособности продукции
1.3 Подходы и методы оценки уровня конкурентоспособности продукции
2.ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Характеристика ЗАО «Протрэйд» и выпускаемой продукции
2.2 Анализ основных рынков предприятия и его конкурентов
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции предприятия
ЗАО «Протрэйд»
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Организация управления конкурентоспособностью на принципах
системного подхода
3.2 Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ .doc

— 497.00 Кб (Скачать)

модель Эттингера-Ситтига, разработанная  специалистами Европейской организации по контролю качества, графически изображается кругом, разделенным на секторы. Каждый сектор - это определенный этап работы. Эта модель уже учитывает и влияние спроса на качество продукции, а также предусматривает изучение рынков сбыта;

модель Джурана - это восходящая спираль, а не замкнутый треугольник или круг. Спираль более полно отображает этапы непрерывного формирования и улучшения качества продукции. В неё включены две предыдущие модели, предусмотрено также постоянное изучение спроса на рынке сбыта и эксплуатационных показателей качества, что обусловливает полную ориентацию производства на требования потребителей и рынок сбыта.

Функция маркетинга ЗАО "Протрэйд" должна играть ведущую роль в определении требований, предъявляемых к качеству продукции. Она должна:

определять потребности в продукции;

давать точное определение рыночного  спроса и области реализации, поскольку  это важно для оценки нужного  количества, стоимости и сроков производства продукции;

давать четкое определение требований потребителя на основе постоянного анализа контрактов или потребностей рынка;

четко информировать в рамках предприятия  о всех требованиях, предъявляемых  потребителем.

Отдел маркетинга ЗАО "Протрэйд" должен установить на постоянной основе систему обратной связи и контроля получаемой информации от потребителей продукции. Вся информация, относящаяся к качеству продукции, должна анализироваться, сравниваться, интерпретироваться и доводиться до сведения в соответствии с установленными процедурами; подобная информация помогает определить характер и объем проблем, связанных с качеством продукции, на основании опыта и пожеланий потребителя. Кроме того, обратная связь с потребителем может явиться средством получения данных, необходимых как для внесения возможных изменений в проектируемую продукцию, так и для соответствующих действий руководства по управлению качеством продукции.

Совершенствование организационной  структуры управления качеством  продукции на предприятии должно обеспечить:

1) малую ступенчатость и максимальную простоту управления;

2) высокую оперативность в решении задач, четкое разграничение функций;

3) взаимосвязь подразделений, занимающихся вопросами управления качеством продукции, устранение дублирования в их работе.

ЗАО "Протрэйд" не только остаётся успешно работающим предприятием, но и имеет возможность постоянно повышать свою конкурентоспособность на рынке. К факторам, которые позволят повысить конкурентоспособность ЗАО "Протрэйд", можно отнести следующие:

Дизайн. На сегодняшний день основным фактором, обеспечивающим привлекательность абсолютно любого продукта, является грамотный профессиональный дизайн изделия. В ЗАО "Протрэйд"", с момента основания фирмы, едва ли не главное внимание изначально уделялось качеству разработок дизайн-макетов продукции. На данный момент фирма создала себе вполне профессиональное имя в области дизайн-разработок. Возможность получить грамотный дизайн, который практически сразу может быть воплощён в реальное изделие, не может не привлекать клиентов, заботящихся об имидже своей организации, да и потом это просто удобно.

Повышение профессионализма и качества выполняемых работ. Подробно данное направление уже было рассмотрено ранее.

Снижение постоянных издержек. К сожалению, выпуск продукции небольшими партиями не позволяет ЗАО "Протрэйд" закупать материалы в большом количестве, что дало бы существенные скидки у поставщиков и их дилеров. По этой же самой причине экономически нецелесообразно покупать многие материалы в г. Минске (где порядок цен намного выше, чем за рубежом). Однако, с целью снижения постоянных издержек постоянно проводится мониторинг цен поставщиков материалов и комплектующих. Это позволяет иметь некоторую экономию средств и соответственно, снижать цены на продукцию.

Снижение переменных издержек. С переменными издержками ситуация обстоит аналогичным образом. С целью удержания и привлечения высокопрофессиональных кадров необходимо обеспечить для них конкурентоспособный уровень заработной платы. На этом экономить не приходится. Однако, арендуя как производственные, так и офисные помещения постоянно используется возможность погашения части арендных платежей собственной продукцией, что приносит, порой, весьма неплохую экономию денежных средств.

Совершенствование работы с клиентами. Постоянный поиск новых клиентов, ведущийся менеджерами фирмы, привлечение к сотрудничеству рекламных агентств города на выгодных для них условиях, опережающая работа с постоянными клиентами позволяют построить чёткий график работы ЗАО "Протрэйд", обеспечить максимальную загрузку, и получать максимальную прибыль без повышения уровня цен. Постоянное следование принципу оперативности создаёт ЗАО "Протрэйд" немалое преимущество перед большинством предприятий-конкурентов, срок изготовления небольших партий продукции у которых зачастую в два - три раза больше.

Стремление к завоеванию рынка  специализации. Как говорилось ранее, специализация ЗАО "Протрэйд" это в основном корпусная мебель. С целью завоевания как можно большей доли этого сегмента рынка, ведётся непрерывная работа с минскими предприятиями. В нынешней экономической ситуации многие предприятия ведут борьбу за выживание, и даже когда-то обладая оборудованием, которое либо устарело, либо требует значительных капиталовложений на восстановление, не могут позволить себе его модернизацию. И зачастую либо не имея достаточно средств, либо не испытывая потребности в больших партиях продукции, они автоматически становятся потенциальными клиентами небольших предпритий. Вдобавок по мере проникновения западной культуры в наше общество, приходят эргономичность и лаконичность стиля, что заставляет производителя обращать своё внимание на дизайн, что даёт значительное преимущество специализированному предприятию.

Перспективные направления. Следуя принципу: "Если дела фирмы идут хорошо - расширяйся. Если дела фирмы пошли плохо - расширяйся", можно указать несколько перспективных направлений развития. Весьма неплохое подспорье основному виду деятельности может принести изготовление и поставка материалов для строительства. Как и практически все виды бизнеса, поставка материалов и комплектующих лучше всего на данный момент развиты в столице. Выделив в отдельное направление этот вид деятельности, можно как получить дополнительные оборотные средства, так и используя в собственном технологическом процессе материалы и комплектующие, купленные по оптовым ценам, ещё более удешевить выпускаемую продукцию. Как это скажется на конкурентоспособности ЗАО "Протрэйд" - очевидно.

И, наконец, смежные области. В настоящее время формируется устойчивый спрос на пластмассовую мебель для баров, кафе и т.д. Это позволит, как получать дополнительные заказы, так и, занимаясь поиском непрофильных заказов иметь дополнительный доход. Клиент, пришедший в ЗАО "Протрэйд", может здесь же заказать рекламный щит или выставочный стенд. Подобное удобство позволяет выглядеть ещё более привлекательно в глазах любого клиента.

Углубление и развитие всех вышеперечисленных  направлений как раз и позволит постоянно ЗАО "Протрэйд" повышать конкурентоспособность организации и занимать стабильную долю рынка, получая при этом доход.

 

ВЫВОДЫ

 

В экономике важное значение имеет  решение проблемы повышения конкурентоспособности  через повышение качества производимой продукции. В настоящее время продукция отечественных товаропроизводителей помимо высокой цены характеризуется невысокими показателями качества по сравнению с аналогичной продукцией промышленно развитых стран. Это обуславливает низкую конкурентоспособность белорусских промышленных товаров.

Часто имеют место случаи, когда  продукция предприятия не пользуется спросом и длительное время находится на складе предприятия, зачастую теряя при этом свои качественные свойства. В связи с этим проблема повышения конкурентоспособности является в настоящее время достаточно актуальной.

Таким образом, конкурентоспособность товара определяется его удельной ценой, под которой понимается отношение цены товара к полезному эффекту, отражающему оправданную отдачу его востребованных потребительских свойств в конкретных условиях.

Цена должна оправдывать предложение  при реализации товара, а предложение новой продукции стимулироваться ценой. Таким образом, если "цена" выступает и является всего лишь инструментом сбыта продукции, то "конкурентоспособное качество" остается единственным фактором развития рынка - тем стержнем, под которым следует понимать уже не определенные показатели продукта, а весь комплекс мероприятий, направленный на его получение и подачу конечному пользователю.

Кроме этого, принимая во внимание то обстоятельство, что конкурентоспособность  обуславливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей, в рамках оценки конкурентоспособности продукции следует рассмотреть ценовую политику предприятия и оценить ее влияние на конкурентоспособность производимой продукции.

Ценовая политика ЗАО "Протрэйд" представляет собой совокупность мероприятий по управлению ценами и ценообразованием и заключается в установлении на товары (услуги) таких цен, которые компенсируют затраты на производство, соответствуют конъюнктуре рынка, удовлетворяют спрос покупателя и приносят плановую прибыль. Ценовая политика ЗАО "Протрэйд" рассматривается только в контексте общей политики фирмы.

Основой установления цен на продукцию ЗАО "Протрэйд" служат затраты на ее производство и качественные характеристики товара. Кроме этого, специалисты отдела маркетинга постоянно отслеживают уровень и динамику цен на продукцию, производимую фирмами-конкурентами и при необходимости вносят предложения об изменении уровня цен.

К факторам, которые позволят повысить конкурентоспособность ЗАО "Протрэйд", можно отнести следующие:

Дизайн. Возможность получить грамотный дизайн, который практически сразу может быть воплощён в реальное изделие, не может не привлекать клиентов, заботящихся об имидже своей организации, да и потом это просто удобно.

Повышение профессионализма и качества выполняемых работ.

Снижение постоянных издержек. С целью снижения постоянных издержек постоянно проводится мониторинг цен поставщиков материалов и комплектующих. Это позволяет иметь некоторую экономию средств и соответственно, снижать цены на продукцию.

Снижение переменных издержек. С целью удержания и привлечения высокопрофессиональных кадров необходимо обеспечить для них конкурентоспособный уровень заработной платы.

Совершенствование работы с клиентами. Постоянный поиск новых клиентов, ведущийся менеджерами фирмы, привлечение к сотрудничеству рекламных агентств города на выгодных для них условиях, опережающая работа с постоянными клиентами позволят построить чёткий график работы ЗАО "Протрэйд", обеспечить максимальную загрузку, и получать максимальную прибыль без повышения уровня цен.

Стремление к завоеванию рынка  специализации. Как говорилось ранее, специализация ЗАО "Протрэйд" это в основном корпусная мебель. С целью завоевания как можно большей доли этого сегмента рынка, ведётся непрерывная работа с минскими предприятиями.

Перспективные направления. Неплохое подспорье основному виду деятельности может принести изготовление и поставка материалов для строительства. Выделив в отдельное направление этот вид деятельности, можно как получить дополнительные оборотные средства, так и используя в собственном технологическом процессе материалы и комплектующие, купленные по оптовым ценам, ещё более удешевить выпускаемую продукцию.

Смежные области. В настоящее время формируется устойчивый спрос на пластмассовую мебель для баров, кафе и т.д. Это позволит, как получать дополнительные заказы, так и, занимаясь поиском непрофильных заказов иметь дополнительный доход.

Углубление и развитие всех вышеперечисленных  направлений как раз и позволит постоянно ЗАО "Протрэйд" повышать конкурентоспособность организации и занимать стабильную долю рынка, получая при этом доход.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамашвили Г.Г. Проблемы международного маркетинга. - М., 2004.

2. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы. - М., 2004.

3. Барабанов А.И. и др. Разработка ценовой политики предприятия. Воронеж, 2003.

4. Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций. М.: Инфра-М, 2004.

5. Благаев В. Маркетинг в определениях  и примерах. - М., 2003.

6. Верли Х. Маркетинг, как стратегический фактор успеха // Проблемы теории и практики управления. - 2003 г. №6.

7. Гольцов А. Новиков Ф. Использование стратегического маркетинга в российской экономике переходного периодов. // Маркетинг. - 2005. - № 4.

8. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. - м. 1995 г

9. Затратное и ценностное ценообразование. Сравнительный анализ. // "Главный Бухгалтер. Ценообразование". 2004. № 11 с.25-26.

10. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью. Под ред. проф. С.Г. Светунькова. М.: 2003.

11. Капустин Н.Е. Теория и практика маркетинга в США. - М., 2004 г.

12. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент  - Спб.: Питер Ком, 2003.

13. Маркетинг за рубежом. - М., 2005.

14. Маренков Н.Л. Цены и ценообразование. М., 2003.

15. Окрепилов В.В. Всеобщее управление качеством. СПб.: Издательство СПбУЭФ, 2004. - 464 с.

16. Организация маркетинга: цель - покупатель. - М., 2005.

17. Основы менеджмента и маркетинга: Учебник / Под общ. ред.Р.С. Седегова. Мн.: Вш. шк., 1999.

18. Певший Ф.М. Мировой рынок, конъюнктура, цены и маркетинг. М.: Международные отношения, 2005.

19. Раицкий К. А. Экономика  предприятия: Учебник для ВУЗов.  – 3-е изд., перераб. и доп.  – М.: «Дашков и К», 2007. – 1012 с.

20. Романовский В. М. и др. Финансы  предприятий – СПб.: Издательский  дом «Бизнес-пресса», 2000. – 528 с.

21. Русак Н. А. Финансовый анализ  субъекта хозяйствования: Справочное  пособие. – Мн.: Вышейшая школа, 2005. – 309 с.

22. Ромат Е.В. Реклама. СПб., Питер, 2002.

23. Рузавин.Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ, 2002.

24. Скворцов Н. Лекции о рыночной экономике // Матер.-техн. снаб.-2004. - №6.

25. Третьяк О. Новый этап эволюции маркетинговой концепции управления // Росс. Экономический журнал 2004. - №10.

26. Третьяк О. Маркетинговая концепция управления // Вестник СПб. Университета. Сер. Б. Экономика. - 2004. - № 2.

27. Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов - М.: Издательство "Зеркало", 2002.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции предприятия