Анализ конкурентоспособности продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены понятие "конкурентоспособность", раскрыта его сущность, влияние различных факторов, необходимых для производства на конкурентоспособность продукции в условиях переходной к рыночной экономики.
Целью данной работы является изучение механизма обеспечения конкурентоспособности в условиях переходной к рыночной экономики и разработка на этой основе мероприятий по его совершенствованию. Объектом исследования является механизм обеспечения конкурентоспособности продукции на примере ЗАО "Протрэйд".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Понятие конкурентоспособности товара
1.2 Содержание маркетинговой деятельности по повышению конкурентоспособности продукции
1.3 Подходы и методы оценки уровня конкурентоспособности продукции
2.ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Характеристика ЗАО «Протрэйд» и выпускаемой продукции
2.2 Анализ основных рынков предприятия и его конкурентов
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции предприятия
ЗАО «Протрэйд»
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Организация управления конкурентоспособностью на принципах
системного подхода
3.2 Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ .doc

— 497.00 Кб (Скачать)

выработку требований к новому продукту и его разработку;

выбор поставщиков качественного  сырья и жесткий входящий контроль;

регламентирование всех стадий производства и промежуточного контроля.

На стадии выхода конечного продукта он должен соответствовать всем заложенным характеристикам, т.е. показателям и свойствам, в соответствии с которыми он разрабатывается и на основании которых уточняется его целевой сегмент, определяются ценовая ниша и стартовая цена вывода на рынок.

Неотъемлемой частью конкурентоспособного качества продукта является уровень его сервисного обслуживания: от разработки информационного сопровождения, консультирования по правильному выбору продукции до гарантийного и послегарантийного обслуживания, включая доработку материала под конкретные требования потребителя.

Последний пункт является достаточно важным для поддержания продукта на рынке, который должен четко и  быстро реагировать на изменение  рыночной ситуации. В качестве примера можно привести внедрение новых материалов, повышение уровня дизайнерских разработок на продукцию ЗАО "Протрэйд", и т.д.

Кроме этого, важным направлением, способствующим повышению конкурентоспособности продукции ЗАО "Протрэйд", должно явиться внедрение на предприятии системы обеспечения качества, которая должна охватывать все виды деятельности предприятия.

. Обеспечение качества - это запланированные систематические процедуры, реализуемые в системе качества с целью обеспечения адекватной уверенности, что объект будет выполнять требования к качеству.

Система обеспечения качества ЗАО "Протрэйд" должна базироваться на следующих принципах:

выпуск конкурентоспособной продукции  при постоянном снижении затрат материальных, энергетических и трудовых ресурсов;

учет и полную компенсацию потребителю  всех издержек, связанных с возникновением случайных дефектов изделия;

постоянную связь с поставщиками материалов и комплектующих изделий  с целью повышения качества продукции  поставщиков;

постоянную связь с потребителями  с целью выявления дефектности  и предложений по повышению потребительских  свойств;

реализацию принципа персональной ответственности за качество труда  и признание заслуг исполнителя;

целенаправленное, постоянное повышение  квалификации специалистов и рабочих;

Проанализируем перечисленные  выше принципы. Они однозначно определяют цель системы управления - выпуск конкурентоспособной продукции высокого качества, определяют ответственность предприятия в целом перед потребителем за качество выпущенной продукции и ответственность каждого работника предприятия за результаты своего труда в отдельности.

Кроме того, данные принципы определяют наличие двух механизмов обратной связи: между поставщиками материалов и предприятием и между предприятием и потребителями его продукции. Наличие данных механизмов чрезвычайно важно для оценки эффективности функционирования системы обеспечения качества. Руководство предприятия обязано обеспечить понимание политики в области качества каждым работником предприятия. На это направлено ознакомление каждого, вновь поступающего на работу, с политикой предприятия в области качества.

Только системный подход, что  и представляет собой система  обеспечения качества, позволит осуществить  этапы реализации политики в области  качества:

обеспечение качества;

управление качеством;

улучшение качества.

Ответственность за разработку и контроль за функционированием системы обеспечения качества на предприятии должен нести инженер по качеству.

Система обеспечения качества ЗАО "Протрэйд" должна быть разработана в соответствии с рекомендациями международных стандартов ИСО серии 9000.

Система обеспечения качества на ЗАО "Протрэйд" должна представлять собой совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление проводимой политики качества, предназначена для обеспечения уверенности у производителя и потребителя продукции в удовлетворении их требований, для предупреждения проблем, а не выявления их после возникновения.

Организационно-методической, нормативной, информационной основой системы обеспечения качества ЗАО "Протрэйд" должен стать комплект документов, состоящий из:

руководства по качеству;

стандартов предприятия (СТП);

инструкций и методик по обеспечению  качества;

конструкторской и технологической  документации;

положений о структурных подразделениях предприятия;

планов и мероприятий по качеству.

Эти документы должны устанавливать  единый порядок и правила работы системы обеспечения качества предприятия  в соответствии с требованиями международных  стандартов и обеспечивать единое понимание  политики в области качества и  методы ее реализации всеми работниками предприятия, четкое определение и закрепление конкретных обязанностей, прав и ответственности за каждой службой, подразделением и работником предприятия.

Комплекс стандартов системы обеспечения  качества на предприятии должен охватить все сферы деятельности на предприятии. В самом общем виде данные стандарты можно подразделить на две группы - обеспечивающие качество труда и обеспечивающие качество продукции.

Информационные потоки системы  обеспечения качества предприятия должны позволять ежемесячно анализировать качество выпускаемой продукции и принимать решения о выработке корректирующих воздействий.

На основании поступающей информации по снижению качества выпускаемой продукции  ответственные лица должны готовить распоряжение о создании комиссии и проведения анализа с целью установления конкретных причин несоответствий.

Комиссия, в состав которой будут  включаться ведущие специалисты  предприятия (конструктора, инженер по качеству, производственные мастера), должна проводить анализ выявленных несоответствий и предлагать меры, направленные на устранение и предупреждение отклонений от установленных требований.

Выпуск продукции высокого качества невозможен без наличия на предприятии  подразделения, осуществляющего контроль за качеством продукции в процессе ее производства. Таким подразделением является отдел технического контроля (ОТК), который обязан предотвратить попадание к потребителю дефектной продукции, что предполагает высокую ответственность сотрудников подразделения за результаты своей деятельности.

Система технического контроля на предприятии  слагается из:

входного контроля;

операционного контроля;

приемочного контроля (испытаний);

периодических, типовых испытаний  и испытаний на надежность.

Входной контроль продукции, поставляемой на предприятие поставщиками в рамках материально-технического снабжения и кооперации преследует цель предотвращения использования в производстве продукции, не соответствующей предъявляемым к ней требованиям, а также установление, поддержание и повышение уровня качества этой продукции.

Количество и состав проверяемых  операций входного контроля, установленный  от качества входной продукции, от уровня доверия к поставщику, составляет перечень продукции, подлежащей входному контролю, который вместе с программами испытаний этой продукции разрабатывает отдел технической подготовки производства, согласовывает его с ОТК и утверждает у главного инженера.

Для проведения входного контроля качества продукции на участках необходимо выделение рабочих мест контролеров, отвечающие установленным требованиям в части освещенности, производственной санитарии и техники безопасности. Рабочие места контролеров должны быть обеспечены необходимыми средствами измерений в соответствии с программами испытаний.

Контроль качества поставляемой на предприятии продукции необходимо проводить в соответствии со стандартом предприятия "Организация и проведение входного контроля". При этом обязательно должна производиться регистрация результатов в журнале входного контроля.

Периодическим, типовым испытаниям и испытаниям на надежность подвергается продукция, прошедшая приемо-сдаточные испытания и признанная годной к эксплуатации. Периодичность проведения, объем продукции, подлежащей испытаниям и объем испытаний определяются техническими условиями на продукцию.

Порядок проведения этих испытаний  должен устанавливаться на предприятии  соответствующим стандартом "Порядок проведения типовых, периодических испытаний и испытаний на надежность".

Контроль показателей надежности должен осуществляться по данным подконтрольной эксплуатации в соответствии с программой и методикой испытаний на надежность.

Каждый рабочий должен нести ответственность за качество изготовленной им продукции. Объем и содержание контрольных операций, которые подлежат выполнению самим рабочим в процессе изготовления продукции и на основании которых контролер осуществляет приемку изделий, указаны в технологической документации, имеющейся на рабочих местах исполнителей.

С целью повышения ответственности  непосредственных исполнителей за качество изготавливаемой продукции, исключения актов рекламации, повышения технологической дисциплины представляется возможным перевод работников на самоконтроль с вручением личных клейм, право на получение личного клейма предоставлять передовым работникам, в совершенстве владеющим технологией изготовления (сборки) деталей, имеющим высокую квалификацию и обеспечивающие 100% бездефектную сдачу деталей ОТК с первого предъявления на протяжении не менее одного месяца.

Предъявленная ОТК партия деталей  считается принятой с первого предъявления, если ни одна деталь не имеет каких-либо дефектов. При положительных результатах приемки детали (сборочные единицы) передаются для дальнейшего использования в производстве или сдаются на склад готовой продукции. При отрицательных результатах приемки детали (сборочные единицы) возвращаются для исправления брака.

В целях оценки эффективности функционирования системы обеспечения качества и ее соответствия с политикой ЗАО "Протрэйд" в области обеспечения качества необходимо проведение внутренних проверок качества.

Объектом проверок должны быть:

качество продукции;

состояние процессов на этапах производства;

хранение и транспортирование  продукции;

функционирование системы обеспечения  качества;

эффективность корректирующих мер  по результатам проверок.

Регулярный контроль системы обеспечения  качества позволит своевременно выявлять и ликвидировать возникающие  отклонения.

В соответствии со стратегией предприятия  на каждый конкретный этап развития разрабатывается  тактика поведения на рынке. Например, имея целью охватить все группы потребителей, а это региональный и столичный рынки, необходимо разбить имеющийся ассортимент на продукцию для потребителя с низким, средним и высоким уровнями дохода. В группу элитарных товаров должны войти мебельная продукция высокого конкурентоспособного качества. Для работы с потребителем среднего и низкого уровней жизни (дохода) формируется ассортимент со средним и низким уровнями конкурентоспособности, поскольку реализация товаров с высоким свойствами становится нерентабельной из-за отсутствия стабильного спроса.

Отдельно следует рассматривать  ситуацию, когда организация впервые  выводит свою продукцию на конкурентный рынок или продвигает новый продукт. Рассмотрим факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность новой фирмы.

Первое, на что необходимо направить  усилия, - это обеспечение потребителя информацией о фирме: видах продукции, расположении торговых точек, сервисных услугах (возможности доставки, льготах, скидках, гарантиях).

Как показывает практика, товары чаще покупают в магазине, который находится рядом с домом (работой) или в сервисном центре, мимо которого постоянно проезжает потребитель. Зато пенсионеры готовы поехать в другой конец города, чтобы воспользоваться предоставленной льготой или скидкой.

Идеальный вариант - отсутствие конкурентов. Во всех остальных случаях не приходится говорить о краткосрочной окупаемости расходов на рекламу.

Определяя ассортиментный ряд и  показатели конкурентоспособности  предлагаемых товаров, цена предложения  товара должна не просто "не превышать уровень цен конкурентов аналогичной продукции", а выгодно отличаться в пользу потребителя. Заниженная цена предложения даже для товаров с высокими конкурентоспособными свойствами оправдывается в этом случае привлечением покупателей и расширением сбытовой сети.

Увеличение оборачиваемости денежных средств позволяет ЗАО "Протрэйд" лучше адаптировать предлагаемый ассортимент к потребительскому спросу и повысить рентабельность работы фирмы.

Следующим этапом работы по повышению конкурентоспособности ЗАО "Протрэйд" является работа над формированием брэнда и имиджа фирмы. Стоит помнить, что компания стоит столько, сколько стоит ее марка. При этом под маркой подразумевается не имя товара, а развитие содержательной системы ассоциаций, возникающих в сознании потребителей.

Кроме того, что марка имеет свою собственную индивидуальность, обеспечивает узнаваемость производителя или  продавца и гарантирует качество их товаров, она несет потребителю  информацию об уровне отношения производителя (продавца) к своему потребителю.

Стоимость марки и, стало быть, конкурентоспособность  фирмы определяется разницей стоимости  товара и возможной ценой его  предложения на рынке. Поэтому цена предложения товара "раскрученной" фирмы может включать и стоимость брэнда.

Выведение продукта на рынок - очень ответственный момент. Для нового продукта, по сути, надо заново создать рынок сбыта.

Рассмотрим факторы, оказывающие  влияние на конкурентоспособность  новой марки или продукта при  их продвижении на рынке.

При безусловно высоком показателе конкурентоспособности продукта успех продвижения зависит не только от степени новизны продукта или от того, насколько заинтересован в нем потребитель, но и от предложенной ценовой стратегии.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции предприятия