Анализ конкурентоспособности продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 22:09, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены понятие "конкурентоспособность", раскрыта его сущность, влияние различных факторов, необходимых для производства на конкурентоспособность продукции в условиях переходной к рыночной экономики.
Целью данной работы является изучение механизма обеспечения конкурентоспособности в условиях переходной к рыночной экономики и разработка на этой основе мероприятий по его совершенствованию. Объектом исследования является механизм обеспечения конкурентоспособности продукции на примере ЗАО "Протрэйд".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.1 Понятие конкурентоспособности товара
1.2 Содержание маркетинговой деятельности по повышению конкурентоспособности продукции
1.3 Подходы и методы оценки уровня конкурентоспособности продукции
2.ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Характеристика ЗАО «Протрэйд» и выпускаемой продукции
2.2 Анализ основных рынков предприятия и его конкурентов
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции предприятия
ЗАО «Протрэйд»
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Организация управления конкурентоспособностью на принципах
системного подхода
3.2 Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ .doc

— 497.00 Кб (Скачать)

Расчет показателей использования материальных ресурсов ЗАО "Протрэйд" за 2009-2010 гг. приведен в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Расчет показателей использования материальных ресурсов, ЗАО "Протрэйд" за 2009-2010 гг., млн. руб.

Показатели

2009 г.

2010 г.

Относительное отклонение, %

 

1045

1 348

29,0

Сумма материальных затрат

533

647

21,4

Материалоотдача

1,96

2,08

6,3

Материалоемкость

0,51

0,48

-5,9


 

Как видно из таблицы 2.4 в 2010 г. материалоотдача по сравнению с 2009 г. увеличилась на 6,3%, материалоемкость продукции соответственно снизилась на 5,9%. Из этого следует, что за рассматриваемый период произошло повышение эффективности использования материальных ресурсов.

Структура себестоимости товарной продукции ЗАО "Протрэйд" в разрезе статей затрат представлена в таблице 2.5.

Таблица 2.5 - Структура себестоимости товарной продукции ЗАО "Протрэйд"

№№ пп

Элементы затрат

Удельный вес в структуре  себестоимости, %

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1.

Сырье и материалы, включая  вспомогательные

38,7

35,5

46,9

2.

Покупательные изделия и полуфабрикаты

5,8

6,1

6,4

3.

Расходы на оплату труда

15,8

17,4

14,9

4.

Отчисления на социальные нужды

6,3

6,9

6,0

5.

Общепроизводственные  расходы

12,4

15,1

7,1

6.

Общехозяйственные расходы

19,6

17,4

17,0

7.

Прочие расходы

1,4

1,6

1,7

 

Итого себестоимость:

100,0

100,0

100,0


 

Анализируя себестоимость ЗАО "Протрэйд" за 2008-2010 гг. в разрезе статей затрат сложно выделить какие-либо тенденции. Во многом данное обстоятельство можно объяснить изменением состава и структуры производимой продукции, которое определяется рыночной конъюнктурой, а также изменением курса евро, так как значительная доля используемых материалов и комплектующих изделий приобретается за пределами Республики Беларусь. Тем не менее, можно отметить устойчивый рост затрат на покупные изделия и полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера и высокий удельный вес материальных ресурсов в структуре себестоимости.

Данные о показателях прибыли  и результатах производственно-хозяйственной деятельности ЗАО "Протрэйд" приведены в таблице 2.6.

 

Таблица 6. Показатели прибыли ЗАО "Протрэйд"

Показатели

2008г.

2009 г.

2010г.

2009 г. К 2008 г.

2010 г. к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

 

188,6

314,8

438,3

166,9

232,4

139,2

Сальдо операционных результатов

-75,3

-78,9

-13,6

104,8

18,1

17,2

Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности

 

113,3

 

235,9

 

424,7

 

208,2

 

374,8

 

180

Сальдо внереализационных  результатов

 

 

116,4

 

 

0

 

0

 

0

Прибыль отчетного года

113,3

119,5

424,7

105,5

374,8

355,4

Прибыль, остающаяся в  распоряжении орг-ции

 

102,6

 

114,1

 

318,8

 

111,2

 

310,7

 

279,4

Нераспределенная прибыль  отчетного года

 

53,1

 

114,1

 

230,3

 

214,9

 

433,7

 

201,8


 

Из данных таблицы 2.6 следует, что прибыль ЗАО "Протрэйд" в 2009 году по сравнению с 2008 годом выросла на 5,5%, прибыль 2010 года по сравнению с 2008 годом выросла на 274,8%, по сравнению с 2009 годом выросла на 255,4%, что привело также к соответственному увеличению прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Показатели рентабельности ЗАО "Протрэйд" представлены в таблице 2.7.

Таблица 2.7 - Показатели рентабельности ЗАО "Протрэйд" в 2008-2010 гг.

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Рентабельность продаж

0,12

0,16

0, 20

Рентабельность собственного капитала

0,78

0,81

0,92

Оборачиваемость оборотных  средств

7,81

7,85

7,83

Оборачиваемость собственного капитала

38,81

36,84

34,22

Рентабельность всего  капитала

0,17

0,18

0,21


 

Коэффициент рентабельности продаж ЗАО "Протрэйд" имеет тенденцию к росту, что свидетельствует об увеличении спроса на продукцию. Если в 2008 году он составлял 0,12, то в 2009 году он увеличился до 0,16, а в 2010 году коэффициент составил 0, 20.

Коэффициент рентабельности собственного капитала ЗАО "Протрэйд" также имеет тенденцию к росту, что свидетельствует о повышении эффективности использования имущества предприятия.

Скорость  оборота оборотных средств на протяжении 3 лет остается практически  неизменной.

Оборачиваемость собственного капитала на протяжении 2008-2010 гг. имеет тенденцию к снижению и снизилась с 38,81 дня в 2008 г. до 34,22 дня в 2010 г., отражает тенденцию к повышению эффективности собственных средств

Рентабельность всего капитала ЗАО "Протрэйд" также имеет тенденцию к росту, что свидетельствует о росте эффективности его использования.

В качестве критериев для оценки финансовой устойчивости организации используются следующие показатели:

коэффициент текущей ликвидности;

коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует  общую обеспеченность организации  собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств организации и определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных средств в виде запасов и расходов, налогов по приобретенньм ценностям, готовой продукции и товаров, товаров отгруженных, выполненных работ, оказанных услуг, дебиторской задолженности, финансовых вложений, денежных средств и прочих оборотных активов к краткосрочным обязательствам организации.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие  у организации собственных оборотных  средств, необходимых для ее финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяется как отношение разности источников собственных средств, доходов и расходов и фактической стоимости внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у организации оборотных средств в виде запасов и расходов, налогов по приобретенным ценностям, готовой продукции и товаров, товаров отгруженных, выполненных работ, оказанных услуг, дебиторской задолженности, финансовых вложений, денежных средств и прочих оборотных активов.

Коэффициент финансовой независимости показывает, какая часть материальных запасов обеспечивается собственными средствами.

Показатели финансового состояния  предприятия приведены в таблице  2.8.

Таблица 2.8 - Показатели финансового состояния ЗАО "Протрэйд" в 2009-2010 г.

Наименование показателя

Годы

Изменения

(2010г. - 2009г)

Темп

роста, %

 

2009

2010

   

Коэффициент текущей

 

1,5

 

1,6

 

0,1

 

106,7

Коэффициент обеспеченности

собственными оборотными

средствами

 

0,89

 

0,9

 

0,01

 

101,1

Коэффициент финансовой

независимости

 

0,58

 

0,61

 

0,03

 

105,2


 

Из таблицы 2.8 видно, что происходит стабилизация финансового положения предприятия, так как существует устойчивая, хотя и незначительная положительная динамика по основным финансовым показателям деятельности предприятия.

Основной продукцией, которую выпускает ЗАО "Протрэйд", является мебель. Потребителями мебельной продукции предприятия являются как физические, так и юридические лица.

Вся ассортиментная группа продукции: кровать, тумбочка, стол, шкаф, были разработаны дизайнерами фирмы, прошедшими обучение заграницей.

Производство организовано таким образом, что изменение ассортимента не потребует перестройки производства. Фирма постоянно осуществляет новые разработки комплектов мебели, в настоящий момент считает нецелесообразным изменять ассортимент.

Вся продукция  фирмы изготавливается из высококачественных экологически чистых материалов: ДСП, поролона, пружин, обивочных тканей.

На протяжении всего периода развития ЗАО "Протрэйд" придерживалась следующих принципов в деятельности:

широкий ассортимент  продукции;

высокое качество;

современные серии мебели (лучшие дизайнерские разработки, новейшие технологии и материалы);

широкий ценовой  диапазон;

качественное  сервисное обслуживание.

 

2.2 Анализ основных рынков предприятия и его конкурентов

 

Продукция ЗАО "Протрэйд" реализуется как на рынке Республики Беларусь, так и за ее пределами. Немногим более половины (51%) продукции экспортируется в страны СНГ и дальнего зарубежья. Структура реализации продукции предприятия в 2010 г. представлена на рис.2.4.

 

Рис. 2.4. - Структура реализации продукции ЗАО "Протрэйд" в 2010

 

          Деятельность  ЗАО "Протрэйд" по продвижению товара к потребителю организована исходя из целей удовлетворения нужд потребителей и получения выгоды для предприятия.

Продвижение товара ЗАО "Протрэйд" является неотъемлемой частью маркетинговой деятельности, которая включает в себя следующие составляющие:

формирование  политики в области стимулирования сбыта, продвижение товара;

выбор, планирование и управление инструментами стимулирования сбыта (продажа по предварительным заказам, рекламно - информационная деятельность, сбыт);

рекламирование деятельности и  определение задач рекламы; выбор средств передачи рекламы (телевидение, радио, печать).

Последние два года были весьма сложными и напряженными для производителей и продавцов мебели. В ходе исследования это было подтверждено двумя источниками - экспертами (интервью с руководителями фирм, производящих и продающих мебель) и покупателями (репрезентативный опрос).

Эксперты отметили отсутствие традиционного осенне-зимнего пика продаж в 2009 году, в то же время обработка результатов репрезентативного опроса подтвердила ситуацию, в которую попали покупатели. Так, если в 2009 году мебель покупали 11,4% жителей Минска, то в 2010 году мебель приобрели всего лишь 8% населения города. Правда, оба эти показателя - ничто, по сравнению с показателями 2009 года, когда факт покупки мебели фиксировали в районе 18% населения (общебелорусские данные). Правда, справедливости ради, надо отметить, что доля импортной составляющей в этой цифре - не менее 50%.

Необходимо учитывать и тот  фактор, что белорусские покупатели предпочитают на данный момент отечественную  мебель вовсе не потому, что она  безмерно хороша и полностью удовлетворяет  их потребности. И уж тем более не из чувства патриотизма. Покупают потому, что устраивает, в первую очередь, цена.

Из такой ситуации производитель  просто обязан делать выводы. И выводы эти, примерно, таковы:

При первой же возможности (а именно - при повышении платежеспособности), белорусский покупатель будет переходить на сторону импорта, который берет дизайном, и декларированным качеством. Правда, возможность эта появиться у покупателя не ранее, чем через 2-4 года. Именно это время есть у отечественного производителя для рывка - дизайнерского, качественного, маркетингового. За это время белорусский мебельщик должен так "взять" своего покупателя, чтобы у него и мысли не появилось уйти к импортному конкуренту. А для этого нужна новая потребительская идеология. Вряд ли это задача для одной фирмы. Но возможность ассоциирования есть всегда.

Кажущееся изобилие мебели на Минском рынке  весьма обманчиво. На самом деле, это - однообразное многообразие. Большинство мебели, представленной на рынке, безлико. Исключение, по мнению покупателей составляет лишь мебель ОАО "Минскмебель" - у них есть свой стиль (правда, один и тот же). Остальная мебель, представленная в городе, стиля не имеет. Самое же интересное то, что покупателей откровенно не смущает отсутствие стиля. Они вполне готовы купить стандартную мебель, лишь бы она отвечала их требованиям по качеству: прочность, универсальность, малогабаритность, удобство в использовании (механизм).

Существует  множество организаций, которые  занимаются как производством, импортом и соответственно реализацией различной  мебели на территории Беларуси. И надо сказать, что маркетинг для них стал способом выживания, поскольку в последнее время ни одна из служб предприятия не развивается так быстро, как служба маркетинга. Это стало характерно даже для государственных предприятий, которые, наконец-то осознали его значительную роль.

Изделия конкурентов, уровень их качества, цены, конкурентоспособность  изучаются при посещении товароведами различных магазинов, торгующих как изделиями ЗАО "Протрэйд", так и изделиями других предприятий, а также фирменных секций конкурентов; при этом не посещаются выставки, на которых представлены изделия конкурентов, что является, несомненно, отрицательным моментом работы отдела.

Вообще, в  последние годы появлялось все больше новых мебельных производителей, захвативших небольшой объем регионального рынка, но имеющих гибкое производство и стабильный сбыт. Как правило, это мелкие узкоспециализированные производства, ориентированные на копирование западного дизайна. При хорошем уровне качества материалов и работ они могут производить вполне конкурентоспособную продукцию.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции предприятия