Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Содержание анализа вытекает из функций. Одной из функций является изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. Следующая функция анализа - контроль над выполнением планов и управленческих решений, за рациональным использованием ресурсов. Центральная функция анализа - поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки. И, наконец - разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.[30]

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты анализа ликвидности и платежеспособности предприятия
Сущность и назначение финансового анализа………………………8
Методы и источники информации финансового анализа................11
Понятие финансового положения организации……………………..15
Понятие и оценка ликвидности и платежеспособности организации…………………………………………………………………………...20
Оценка кредитоспособности и потенциального банкротства, сущность и значение…………………………………………………………………28
Глава 2. Методика анализа ликвидности и платежеспособности на примере ООО «ТЦ Комус»
2.1. Общая характеристика ООО «ТЦ Комус»…………………………....35
2.2. Анализ динамики и структуры статей баланса ООО «ТЦ Комус»…………………………………………………………………………………38
2.3. Анализ абсолютных показателей ликвидности и платежеспособности ООО «ТЦ Комус»……………………………………………………………………..45
2.4. Анализ относительных показателей ликвидности, платежеспособности и потенциального банкротства ООО «ТЦ Комус»………....47
2.5. Анализ финансовых результатов и оценка кредитоспособности ООО «ТЦ Комус»…………….........................................................................................52
Глава 3. Пути повышения ликвидности и платежеспособности организации
3.1. Факторы роста ликвидности и платежеспособности организаций………………………………………………………........................…63
3.2. Пути повышения платежеспособности и ликвидности ООО «ТЦ Комус»………………

Работа содержит 1 файл

материал 1.doc

— 526.00 Кб (Скачать)

Рассматривая кредитную заявку, сотрудники банка учитывают много  факторов. От этого зависит степень уверенности банка в том, что заемщик способен и готов погасить кредит в соответствии с условиями договора о кредите.

Первый фактор – дееспособность в отношении кредита. Предоставляя кредит компании, желательно ознакомиться с ее уставом и положениями, определяющими правомочность тех или иных лиц выступать от ее имени. Во многих случаях банки требуют также предъявления решения, подписанного членами совета директоров, удостоверяющего право брать кредит и указывающего лиц, уполномоченных вести переговоры о получении кредита и подписывать документы. Решения о получении ссуды банки могут также потребовать от кооперативов и других ассоциаций, например церквей и других некоммерческих организаций.

Иногда банки признают целесообразность предоставить кредит лишь в том случае, если некоторые другие кредиторы данного заемщика согласятся признать требования банка первоочередными. Это часто практикуется при кредитовании небольших корпораций, которые получили крупные кредиты от своих основных акционеров. В этих случаях банк может предоставлять кредит корпорации при условии, что эти акционеры, а возможно, и другие кредиторы разрешают корпорации в случае ее ликвидации, прежде всего, погасить задолженность банку. Банк приобретает первоочередное право на активы корпорации и преимущество перед другими кредиторами.

Второй фактор – репутация заемщика. При оценке репутации для предоставления кредита существенную роль играет обычно отношение заемщика к своим обязательствам в прошлом. Деловая репутация — нематериальное благо, которое представляют собой оценку деятельности лица (как физического, так и юридического) с точки зрения его деловых качеств. Деловая репутация представляет собой своего рода «доброе имя» лица и учитывается в составе его нематериальных активов наряду с авторскими правами, ноу-хау и торговыми марками. Деловая репутация может быть как положительной, так и отрицательной. Положительная деловая репутация связана с позитивным отношением контрагентов к её обладателю, с доверием к нему и уверенностью в положительном результате сотрудничества. Отрицательная деловая репутация показывает нестабильность положения её обладателя в экономическом обороте, недоверие к нему со стороны контрагентов.[31]

Третий фактор – способность  получать доход. Способность компании получать доход определяется всеми факторами, которые воздействуют на объем продаж, продажные цены, издержки и расходы. Они включают местоположение фирмы, качество ее товаров и услуг, эффективность рекламы, остроту конкуренции, наличие и стоимость сырья, квалификацию и моральные качества работников, а также качество управления. Многие сотрудники банков считают качество управления решающим фактором. Они именуют это фактором управления, понимая под ним умение руководства компании находить людей, сырье и капитал, необходимые для производства товаров и услуг, а также получения прибыли. Некоторые фирмы преуспевают, тогда, как другие терпят банкротство, и нередко все дело в руководстве. Эффективно руководить - это значит увидеть новые возможности и воспользоваться ими, своевременно перестроить производство в соответствии с изменением спроса на продукцию компании, заменять неэффективные методы эффективными, производить товары и услуги, которые пользуются успехом у покупателей благодаря их качеству и цене. Дать оценку руководителям фирмы трудно, особенно когда они работают не очень давно, но, тем не менее, это важно.

Четвертый фактор – состояние экономической  конъюнктуры. Состояние экономической  конъюнктуры влияет на способность  заемщика погасить кредит, но не поддается  контролю со стороны заемщика и кредитора. Состояние конъюнктуры - это среда, в рамках которой функционируют компании и отдельные лица, своего рода сцена, на которой разворачивается действие. Заемщик может обладать хорошей репутацией, явной способностью получать доход и достаточными активами, однако из-за состояния экономики предоставление кредита может оказаться неразумным. Именно в этих случаях сотрудник банка, ведающий кредитами, должен проявить способность к экономическому прогнозированию. Чем продолжительнее срок кредита, тем важнее экономический прогноз, так как тем больше вероятность наступления экономического спада до момента полного погашения ссуды. Экономика подвержена краткосрочным и долгосрочным колебаниям, различным по интенсивности и длительности. Эти колебания никогда не бывают одинаковыми, не подчиняются каким-либо закономерностям и по-разному отражаются на различных отраслях и регионах. Многие заемщики успешно функционируют в периоды процветания, но в периоды спада капитал может быть растрачен, доход - снизиться и даже репутация - подорвана. Все это ведет к неплатежам. Поэтому важно владеть информацией об экономическом положении в стране, округе, городе или отрасли.

Пятый фактор – владение активами.  Владение активами аналогично наличию капитала и обеспечению кредита. Чтобы успешно конкурировать, промышленные компании должны располагать современными машинами и оборудованием. Чтобы привлечь покупателей, предприятия розничной торговли должны иметь запас товаров, а также привлекательные здания и оборудование. Предприятиям не будет предоставлен кредит, если их владельцы не располагают капиталом для обеспечения кредита. Размеры и качество активов фирмы характеризуют благоразумие и изобретательность ее руководства. Некоторые из активов или весь их объем могут служить обеспечением ссуды, а, следовательно, гарантией того, что долг будет погашен, если доходы заемщика окажутся для этого недостаточными.   

Хотя при анализе кредитоспособности имеют значение все перечисленные  факторы, большинство банкиров считает, что обеспечение кредита, как правило, наименее важный из них. Кредит предоставляется в расчете на то, что он будет погашен в соответствии с договоренностью, а не на то, что для его погашения потребуется продать активы, служащие обеспечением кредита. Обеспечение в большинстве случаев принимается для того, чтобы компенсировать неуверенность относительно одного или более факторов кредитоспособности, например, способности получать доход. [34]

Для выявления перспектив развития компании проводят оценку вероятности банкротства. Под банкротством понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или уплатить обязательные платежи.

Существуют различные неформальные критерии, дающие возможность прогнозировать вероятность потенциального банкротства предприятия. К их числу относятся:

  • неудовлетворительная структура имущества предприятия, в первую очередь текущих активов. Тенденция к росту в их составе труднореализуемых активов (сомнительной дебиторской задолженности, запасов товарно-материальных ценностей с длительным периодом оборота) может сделать такое предприятие неспособным отвечать по своим обязательствам;
  • замедление оборачиваемости средств предприятия (чрезмерное накапливание запасов, ухудшение состояния расчетов с покупателями);
  • сокращение периода погашения кредиторской задолженности при замедлении оборачиваемости текущих активов;
  • тенденция к вытеснению в составе обязательств предприятия дешевых заемных средств дорогостоящими и их неэффективное размещение в активе;
  • наличие просроченной кредиторской задолженности и увеличение ее удельного веса в составе обязательств предприятия;
  • значительные суммы дебиторской задолженности, относимые на убытки;
  • тенденция опережающего роста наиболее срочных обязательств в сравнении с изменением высоколиквидных активов;
  • падение значений коэффициентов ликвидности;
  • нерациональная структура привлечения и размещения средств, формирование долгосрочных активов за счет краткосрочных источников средств;
  • убытки, отражаемые в балансе, и др.

На своевременное выявление  указанных причин направлен анализ ликвидности и текущей платежеспособности предприятия.

В систему критериев признания  структуры баланса неудовлетворительной входят такие показатели как:

  • Коэффициент текущей ликвидности;
  • Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;
  • Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности рассчитывается в  случае, если первые два показателя не соответствуют нормам.    

 Он показывает, какова вероятность  предприятия восстановить (утратить) свою платежеспособность в течение  шести (трех) месяцев, при сохранении  имеющихся тенденций. 

Задачей анализа является своевременное  обнаружение признаков надвигающегося банкротства и создание условий для его предотвращения путем своевременного финансового оздоровления. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Глава 2.  Методика анализа ликвидности и платежеспособности ООО «ТЦ Комус»

2.1. Общая характеристика ООО «ТЦ Комус»

Общество с Ограниченной Ответственностью "ТЦ Комус" зарегистрировано 08.12.1999 г. Решением Московской регистрационной  Палаты №1068034. Предметом деятельности общества является посредническая деятельность по купле-продаже промышленных товаров, таких как: бумага, канцтовары, оргтехника, офисная мебель и др.

ООО «ТЦ Комус» занимает лидирующие позиции на российском рынке канцелярских и офисных товаров, является одним  из крупнейших поставщиков бумаги и  картона в России. По итогам 2007г. компания «Комус» по объемам продаж занимает в России более 30% рынка офисной бумаги, 15 % канцтоваров, 16% рынка полиграфических сортов бумаги и картона.  На рынке производства и продажи пластиковой упаковки «Комус» занимает первое место (25% всего рынка). Доля «Комуса» на национальном рынке офисных товаров в 2007 составила около 27% против 23% в 2006 году. По итогам 2006 года «Комус» вошел в рейтинг двухсот крупнейших российских компаний журнала «Forbes», в 2007 топ-менеджеры компании вошли в рейтинг «1000 лучших топ-менеджеров России» Ассоциации менеджеров РФ.

Прохождение практики на таком крупном  предприятии интересно с профессиональной точки зрения: бухгалтерская служба делится на несколько отделов (группа учета затрат, группа по учету расчетов с поставщиками и прочие), имеется более десятка структурных подразделений в Московской области не ведущих отдельный баланс.

Предприятие развивает три канала сбыта:

      • Корпоративный (основной);
      • Розничный;
      • Оптовый.

Общество является юридическим  лицом и осуществляет свою деятельность на основании ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14 – ФЗ от 08.02.1998 г. и иных нормативных актов законодательства Российской Федерации.

Место нахождения и почтовый адрес  Общества: 119017, г. Москва, Старомонетный  пер., д.9, стр.1.

Среднесписочная численность работников ООО «ТЦ Комус» 1336 человек.

Основными видами деятельности Общества являются:

    • Розничная торговля канцелярскими товарами, бумагой и  бумажными изделиями, оргтехникой, пластиковой упаковкой, товарами бытовой химии и изделиями медицинского назначения;
    • Оптовая торговля канцелярскими товарами, бумагой и  бумажными изделиями, оргтехникой, пластиковой упаковкой, товарами бытовой химии и изделиями медицинского назначения;
    • Деятельность агентов по оптовой и розничной торговле универсальным ассортиментом товаров;
    • Агентская торговля канцелярскими товарами, бумагой и  бумажными изделиями, оргтехникой, пластиковой упаковкой, товарами бытовой химии и изделиями медицинского назначения;
    • Розничная торговля изделиями содержащими драгоценные металлы, камни и их хранение;
    • Деятельность агентов по оптовой торговле драгоценными металлами и ювелирными изделиями;
    • Оптовая торговля ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни;
    • Издание книг брошюр, газет, журналов и периодических изданий, карт, атласов и др.;
    • Розничная торговля книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцелярскими товарами;
    • Полиграфическая деятельность, не включенная в другие группировки;
    • Прочие виды издательской деятельности;
    • Деятельность агентов по оптовой торговле офисным оборудованием и вычислительной техникой;
    • Розничная торговля офисными машинами и оборудованием;
    • Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
    • Организация перевозок грузов;
    • Оптовая торговля химическими продуктами;
    • Прочая оптовая торговля;
    • Розничная торговля товарами бытовой химии, синтетическими моющими средствами, обоями и напольными покрытиями;
    • сдача в аренду/субаренду офисных помещений;
    • Рекламная деятельность.

Уставный капитал Общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов, и  составляется из номинальной стоимости долей его Участников. Размер Уставного капитала Общества на момент государственной регистрации настоящего Устава  составляет 1 000 000 (один миллион) рублей, что составляет 100 (сто) процентов Уставного капитала Общества.

Информация о работе Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия