Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Содержание анализа вытекает из функций. Одной из функций является изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. Следующая функция анализа - контроль над выполнением планов и управленческих решений, за рациональным использованием ресурсов. Центральная функция анализа - поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки. И, наконец - разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.[30]

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты анализа ликвидности и платежеспособности предприятия
Сущность и назначение финансового анализа………………………8
Методы и источники информации финансового анализа................11
Понятие финансового положения организации……………………..15
Понятие и оценка ликвидности и платежеспособности организации…………………………………………………………………………...20
Оценка кредитоспособности и потенциального банкротства, сущность и значение…………………………………………………………………28
Глава 2. Методика анализа ликвидности и платежеспособности на примере ООО «ТЦ Комус»
2.1. Общая характеристика ООО «ТЦ Комус»…………………………....35
2.2. Анализ динамики и структуры статей баланса ООО «ТЦ Комус»…………………………………………………………………………………38
2.3. Анализ абсолютных показателей ликвидности и платежеспособности ООО «ТЦ Комус»……………………………………………………………………..45
2.4. Анализ относительных показателей ликвидности, платежеспособности и потенциального банкротства ООО «ТЦ Комус»………....47
2.5. Анализ финансовых результатов и оценка кредитоспособности ООО «ТЦ Комус»…………….........................................................................................52
Глава 3. Пути повышения ликвидности и платежеспособности организации
3.1. Факторы роста ликвидности и платежеспособности организаций………………………………………………………........................…63
3.2. Пути повышения платежеспособности и ликвидности ООО «ТЦ Комус»………………

Работа содержит 1 файл

материал 1.doc

— 526.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Наблюдается положительный темп роста  выручки, 124,51% в 2010 году и 128,99% в 2011 году. За два года объем реализации вырос  в 1,6 раза. Это благоприятное развитие событий для любого предприятия.  Повышение деловой активности предприятия, выражающееся в  увеличении дохода от продаж, является одним из факторов повышения финансовой устойчивости  фирмы, показателем ее успешной работы. Особенно привлекательно повышение  выручки предприятия на фоне общего финансового кризиса в стране и в мировом сообществе в целом.

Но также очевиден рост коммерческих и управленческих расходов. В 2010 году темп роста управленческих расходов превышает темп роста выручки,  и хотя их доля остается достаточной малой в общем объеме выручки,  при хорошей  организации работы на предприятии темп роста расходов, тем более условно-постоянных,  не должен превышать темп роста доходов.  В 2011 году темп роста управленческих расходов снизился, и,  хотя в абсолютных величинах они остались практически прежними, но, из-за высокого темпа роста выручки, их удельный вес сократился. Коммерческие расходы, наоборот, возросли больше, чем в 2010 году, и их темп роста превысил темп роста выручки от продаж. Возможно, это связанно с трудностями реализации в условиях кризиса. Компания направила силы на привлечение клиентов (увеличение расходов на рекламу), предотвращение роста запасов, за счет увеличения продаж. Следует уделить больше внимания своим затратам и попытаться нормализовать их, возможно, что каких-то расходов предприятие могло бы избежать.  Вообще, коммерческие расходы очень велики на предприятии, а вот удельный вес технологической себестоимости, наоборот, очень низок и непостоянен.

Коммерческие расходы — это расходы, связанные с отгрузкой и реализацией товаров. Торговые организации могут относить к расходам на продажу средства, затраченные на перевозку товаров, на оплату труда персонала, на аренду, содержание зданий,  сооружений,  помещений и инвентаря;  расходы по хранению товаров; расходы на рекламу; на представительские и прочие подобные расходы.

К управленческим относятся расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью  предприятия: на содержание отдела кадров, юридического отдела; на освещение  и отопление сооружений непроизводственного  назначения, а также на командировки, услуги связи и прочие аналогичные этим расходы. [32]

Так как ООО «ТЦ Комус» является по своей сути торговым оператором, то для него свойственны большие  коммерческие расходы, так как они  являются основными расходами для  осуществления хозяйственной деятельности предприятия.  И тогда, тем более, компания должна уделять этим расходам больше внимания,  тщательно их планировать и оптимизировать. Иначе высокие темпы роста расходов без соответствующего роста выручки отрицательно повлияют на финансовый результат деятельности фирмы.

И хотя удельный вес прибыли от продаж практически не изменился, темпы  ее роста значительно сократились  с 209,98% в 2008 году до 117,77% в 2011 году. Это  очень резкое падение, при том, что  выручка от продаж возросла.

Такая же ситуация наблюдается и  в показателях чистой прибыли. Темп роста чистой прибыли падает, удельный вес практически не изменяется, по сравнению с 2010 годом.

Прибыль является важнейшим финансовым результатом деятельности организации. Сопоставляя темпы роста объема реализации и себестоимости можно сделать выводы о причинах (факторах) изменения прибыли (ее роста) от увеличения выручки. Увеличение чистой прибыли (прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль) также благоприятно сказывается на деятельности предприятия. Во многих случаях с помощью разумной политики распределения прибыли можно регулировать финансовую устойчивость организации. Часть прибыли может пойти в резервный фонд. Та часть прибыли, что остается в распоряжении предприятия, присоединяется к собственным средствам в виде нераспределенной прибыли. Прежде, чем принять решение по распределению и использованию прибыли, необходимо проанализировать финансовый и организационно-технический уровень предприятия, что позволит выявить неотложные производственные потребности, с одной стороны, и неотложные нужды в социальной сфере, с другой стороны.

Значительно снижаются прочие доходы и расходы, т.е. не относящиеся к  основному виду деятельности.

К прочим доходам  (статья 090 формы №2 «Отчет о прибылях и убытках») относятся:

- доходы от долевого участия  в других организациях;

- штрафы и пени за нарушение договорных обязательств;

- проценты по договорам займа  и другим обязательствам;

- безвозмездно полученное имущество;

- доходы прошлых лет, выявленные  в отчетном году;

- кредиторская задолженность (обязательства  перед кредиторами),    списанная с истечением срока исковой давности;

- другие доходы.  

К прочим расходам  (статья 100 формы №2 «Отчет о прибылях и убытках») относятся:

- проценты по долговым обязательствам (просроченная кредиторская   задолженность);

- судебные расходы и арбитражные  сборы;

- расходы на услуги банков;

- убытки прошлых лет, выявленные  в отчетном году;

- потери от стихийных бедствий, аварий и других чрезвычайных  ситуаций;

- другие расходы.           

 Большая часть этих доходов  и расходов не связана напрямую  с основной деятельностью предприятия, поэтому их доля должна быть значительно меньше доли прибыли от реализации, иначе качество балансовой прибыли будет низким и она будет недостаточна стабильной.

Снижение прочих расходов не вызывает опасения, так же как и снижение прочих доходов.  Не все прочие доходы можно назвать положительными для предприятия. Например, иногда в состав прочих доходов входят штрафы и пени за просроченную дебиторскую задолженность, а это означает, что предприятию не были выплачены в срок ожидаемые средства, что неблагоприятно повлияло на его платежеспособность, снизило его финансовую устойчивость. Необходимо анализировать причины возникновения прочих расходов и доходов, их обоснованность и искать пути их снижения или ликвидации. Например, вести более жесткий учет, повышать уровень квалификации работников, составлять графики взаиморасчетов и т.д.

Многократно увеличился темп роста  процентов к уплате, но абсолютные величины этого показателя очень  малы и не оказывают заметного  влияния на размер прибыли предприятия. Значительно большее влияние оказал рост процентов к получению (показатель увеличился в 2011 г.практически в 2 раза по сравнению с 2009 г.).

В общем виде ситуация выглядит так:

  1. несмотря на кажущуюся неплатежеспособность предприятия, наблюдается стабильный рост выручки и прибыли;
  2. высокий рост коммерческих расходов сильно снижает темпы роста балансовой, а соответственно, и чистой прибылей, но косвенно способствует ему, помогая сохранять высокие уровни продаж в условиях кризиса.

Настораживают резкие скачки себестоимости, отражающей затраты на приобретение товаров для перепродажи. Любая нестабильность может отрицательно сказаться на будущих результатах деятельности.

Рассчитаем показатели рентабельности.

Формулы рентабельности: 

 

,      (8)       

(9)     

(10) 

 

где Рпр. – рентабельность продаж;

Рз.  – рентабельность затрат;

Ракт. – рентабельность активов;

Преал. – прибыль от реализации;

Вреал. – выручка от реализации;

ПС – полная себестоимость (включающая в себя коммерческие и управленческие расходы);

ЧП – чистая прибыль;

ВБн.г. – валюта баланса на начало отчетного периода;

ВБк.г. – валюта баланса на конец  отчетного периода. 

 

 

 Таблица 7 – Анализ показателей рентабельности ООО  «ТЦ Комус» за 2009-2011 гг.

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонения

2010 г.

2011 г.

1

2

3

4

5

6

Вреал, тыс.руб.

649488

808705

1043138

159217

234433

Преал, тыс.руб.

17301

36260

42702

18959

6442

ЧП, тыс.руб.

9918

25035

32918

15117

7883

Себестоимость,

тыс.руб.

774

7148

1847

6374

-5301

Коммерческие расходы, тыс.руб.

584141

696520

928639

112379

232119

Управленческие расходы, тыс.руб.

47272

68777

69950

21505

1173

ПС, тыс.руб.

632187

772445

1000436

140258

227991

ВБ, тыс.руб.

680760

695956

2061585

15196

1365629

Рпр

2,66

4,48

4,09

1,82

-0,39

Рз

2,74

4,69

4,27

1,96

-0,43

Ракт

-

3,64

2,39

-

-1,25


 

В 2010 году наблюдается рост всех показателей  рентабельности, а в 2011 они снова  идут на убыль. Очевидно, это из-за высокого роста коммерческих расходов и валюты баланса, без должного высокого роста  прибыли. Сами по себе показатели довольно низки. Например, рентабельность продаж в 2011 году показывает, что прибыль в каждом рубле выручки составляет 4,09%. Оптимальный размер такого показателя около 15%. Получается, что деятельность предприятия малоэффективна.

Немаловажный показатель деловой активности – коэффициент оборачиваемости. Он показывает количество оборотов оборотных средств в год.

,       (11)

где, Коб – коэффициент оборачиваемости,

Вреал. – выручка от реализации,

ОбСн.г. и ОбСк.г. – оборотные  средства предприятия на начало и  конец периода соответственно. 

 

Таблица 8 – Анализ показателей  коэффициента оборачиваемости ООО  «ТЦ Комус» за 2009 – 2011 гг.

Показатели 

2009г.

2010 г.

2011 г.

Отклонения

2008 г.

2009 г.

Вреал., тыс.руб.

649488

808705

1043138

159217

234433

ОбС, тыс.руб.

639242

621892

2005067

-17350

1383175

Коб.

-

1,28

0,79

-

-0,49


 

 

 

Из таблицы 8 очевидно, что оборачиваемость  на предприятии снижается. В 2011 году оборотные средства не проходят даже 1 оборота, а в торговле этот показатель должен быть в разы выше.

В дополнение к низкой ликвидности предприятия, малообеспеченности СОС, высокому росту расходов прибавились низкие показатели рентабельности и оборачиваемости. Деловая активность на предприятии падает. Но так ли губительна ситуация на предприятии на самом деле?

ООО «ТЦ Комус» существует более  десяти лет, у него сложился круг постоянных поставщиков и потребителей, судя по отчету о прибылях и убытках, прибыль  предприятия с каждым годом увеличивается. Предприятие остается кредитоспособным и кредитопривлекательным, позволяет себе вкладывать крупные суммы денег в банк под проценты. В 2011 году компания увеличивает свой уставный капитал. Складывается впечатление, что все свои обязательства, или большую их часть, организация выплачивает вовремя. Соответственно, компания является вполне платежеспособной, устойчивой и перспективной.

С другой стороны, падение деловой  активности в скором времени может  привести к снижению продаж, а краткосрочные  финансовые вложение могут расти  по причине невыгодности вкладывания  денег в основную деятельность.

В первой главе выпускной квалификационной работы говорилось об оптимальном соотношении  темпов роста прибыли, выручки и  активов.  Оптимальное соотношение выглядело так:

Темп роста прибыли (ТрП) > темп роста выручки (ТрВ) > темп роста  активов (ТрА) > 100%.

На завершающем этапе анализа  предприятия выявим, совпадают ли темпы роста на предприятии с  этим неравенством.  

 

Таблица 9 – Соотношение темпов роста  прибыли, выручки и активов в ООО «ТЦ Комус» за 2010-2011 гг.

 

ТрП, %

Знак неравенства

ТрВ, %

Знак неравенства

ТрА, %

Знак неравенства

%

2010 г.

252,42

>

124,51

>

102,23

>

100

2011 г.

131,49

>

128,99

<

296,22

>

100


 

 

 

В 2010 году ситуация идеальная.  И хотя показатели ликвидности и рентабельности намного ниже нормативов, работа на предприятии идет слаженно, темп роста чистой прибыли превышает темпы роста выручки и активов, соответственно изменение активов вызвано положительными факторами, например, расширением деятельности.

А вот в 2011 году наблюдается неоправданный  рост активов предприятия. Возвращаясь к балансу, можно констатировать, что резкий рост кредиторской задолженности нарушил равновесие на предприятии. Из-за него снижается ликвидность баланса,  рентабельность, устойчивость, платежеспособность. И хотя его можно бесконечно оправдывать, и утверждать, что предприятие способно ответить по своим обязательствам, и что из кредиторской задолженности можно вынести пользу (в данном случае прибыль с краткосрочных финансовых вложений), резкие скачки в структуре баланса несут отрицательное воздействие на финансовое положение предприятия. Неуправляемый рост отдельный статей баланса не позволяет назвать предприятие стабильным, выявить перспективы на будущее. Значительный прирост валюты баланса оказался неэффективным с точки зрения извлечения прибыли.

Какова же кредитоспособность предприятия?

Оценим ее по пяти факторам, перечисленным  в первой главе данной квалификационной выпускной работы.

Первый фактор – дееспособность заемщика. Дееспособность заемщика выражается в возможности и праве заключать кредитные отношения. ООО «ТЦ Комус» обладает данными полномочиями, так как является зарегистрированным юридическим лицом, имеет в наличии положенные учредительные документы, ведет финансовую отчетность и осуществляет свою деятельность согласно законодательству РФ.

Информация о работе Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия