Анализ производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 06:22, курсовая работа

Описание работы

Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Содержание

Введение 3
1 Задачи и информационное обеспечение анализа 4
2 Анализ динамики и выполнения плана производства
и реализации продукции 5
3 Анализ ассортимента и структуры продукции 10
4 Анализ качества произведенной продукции 15
5 Анализ ритмичности работы предприятия 19
6 Анализ факторов и резервов увеличения выпуска
и реализации продукции 21
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.doc

— 465.00 Кб (Скачать)
 

* туб  - тысяч условных банок.

  Данные  графы 5 получены умножением показателя графы 4 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах ( ): 

= 16 440 / 16 023 = 1,026025. 

  Если  бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 млн. руб. При фактической структуре он выше на 2300 млн. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.

  Такой же результат можно получить и  более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, расчитанными на основании стоимостных ( ) и условно-натуральных показателей (можно в нормо - часах) ( ) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении):

(1,05 - 1,026025) х 96 000 млн. руб. = +2300 млн. руб. 

 

Таблица 3.3

Расчет  изменения средней  цены

1туб  за счет структурного  фактора

 
Изделие Оптовая цена

1 туб,  тыс. руб.

Структура продукции, %

Изменение

средней цены за счет структуры, тыс. руб.

 
 
план
факт +,-

тыс. руб.

А

В

С

D

5000

6000

7000

7500

35,95

34,95

17,12

11,98

30,66

33,72

19,27

16,35

-5,28

-1,23

+2,15

+4,36

-264,0

-73,8

+150,5

+327,3

Итого - 100 100 -. +140,0
 

  Для расчета влияния структурного фактора  на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 туб ( ) за счет структуры (табл. 3.3):

  

  Затем, умножая полученный результат на общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении: 

140 тыс. руб. х 16 440 туб  = +2300 млн. руб. 

  Расчет  влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении: 

 

6131 тыс. руб. 

5991 тыс. руб. 

+140 тыс. руб. х 16 440 = +2300 млн.  руб.

  Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл. 3.4).

  Приведенные данные показывают, что за счет изменения  структуры продукции выручка  от ее реализации увеличилась на 2185 млн. руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий С и D в общем объеме продаж.

Таблица 3.4

Расчет  влияния структуры

реализованной продукции на сумму  выручки 

Изделие Оптовая цена 1 туб, млн. руб. Объем реализации продукции, туб Выручка по плановым ценам, млн. руб. Изменение выручки за счет структуры продукции, млн. руб.
план факт план Факт при  план структуре факт
A

B

C

D

5,0

6,0

7,0

7,5

5700

5600

2700

1900

4850

5300

3050

2560

28500

33600

18900

14250

28250

33305

18735

14125

24250

31800

21350

19200

-4000

-1505

+2615

+5075

Итого - 15900 15760 95250 94415 96600 +2185
 

  Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.

 
  1. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПРОИЗВЕДЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
 

  Важным  показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

  Качество  продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

  Обобщающие  показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

  а) удельный вес новой продукции  в общем ее выпуске;

  б) удельный вес продукции высшей категории качества;

  в) средневзвешенный балл продукции;

  г) средний коэффициент сортности;

    д) удельный вес аттестованной  и неаттестованной продукции;

    е) удельный вес сертифицированной  продукции;

   ж) удельный вес продукции,  соответствующей мировым стандартам;

   з) удельный вес экспортируемой  продукции, в том числе в  высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества

продукции характеризуют одно из ее свойств:

  а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);

  б) надежность (долговечность, безотказность  в работе);

  в) технологичность, т.е. эффективность  конструкторских и технологических  решений (трудоемкость, энергоемкость);

  г) эстетичность изделий.

  Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

  Первая  задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

    Как видно из табл. 4.1, за отчетный  год на предприятии проделана  определенная работа по улучшению  качества продукции и повышении ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции.

 

Таблица 4.1

 

Анализ  обобщающих показателей  качества продукции 

Показатель

Прошлый год

Отчетный  год
план факт
Средневзвешенный балл качества продукции

Удельный вес,  %:

продукции высшей категории качества;

экспортируемой  продукции;                               забракованной продукции;            зарекламированной продукции;     

Потери от брака, млн руб.

0,70 
 

75

12,5

0,55

0,30

450

0,75 
 

76

15,6

0,40

0,25

350

0,74 
 

78

15,7

0,50

0,20

420

 

  По  продукции, качество которой характеризуется  сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.

  Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции 1 сорта (табл. 4.2):

  Отсюда коэффициент сортности: по плану - 0,833 (28 800/ /34 560), фактически - 0,908 (27 468/30 240). Выполнение плана по качеству - 109 % (0,908/0,833). Средневзвешенная цена по плану - 500 тыс. руб., фактически - 545 тыс. руб., что по отношению к плану также составляет 109 %.

 

Таблица 4.2

Анализ  качества продукции

 
Сорт  продукции Цена  за 1 туб, тыс. руб. Выпуск  продукции.туб Стоимость выпуска, млн руб.
план факт план факт по цене I сорта
План факт
I

II

III

6000

5000

2500

2880

1728

1152

3528

1008

504

17280 8640

2880

21168 5040

1260

17280 10368 6912 21168 6048 3024
Итого 5000 5760 5040 28800 27468 34560 30 240
 

Вторая  задача анализа - определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции ( ), выручку от реализации продукции ( ) и прибыль ( ). Расчет производится следующим образом:

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции