Анализ сезонности производства на основе ООО “Образ”

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: провести анализ сезонности оказания услуг в ООО «Образ».
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие сезонности, установить ее свойства, виды и функции;
рассмотреть методы анализа явления сезонности на основе ООО «Образ»;
дать рекомендации для смягчения сезонности в ООО «Образ».

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты сезонности оказания бытовых услуг 4
1.1. Сущность сезонности предприятия. Цели проведения её анализа 4
2. Анализ основных показателей деятельности и учет сезонности оказания услуг в ООО «Образ» 12
2.1. Краткая характеристика ООО «Образ» 12
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Образ» 16
2.2.1. Анализ объёма производства и реализации услуг 18
2.2.2. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов 19
2.2.3. Анализ себестоимости, прибыли и рентабельности 24
2.2.4. Анализ прибыли и показателей рентабельности 25
2.3 Анализ сезонности производства в ООО «Образ» 26
3. Рекомендации по повышению эффективности работы с учетом сезонных колебаний в ООО «Образ» 30
Заключение 31
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

!!!!!!!!!!Анализ сезонности производства.doc

— 628.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННИЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА» 

Кафедра «Экономика и управление» 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» 
 
 

Тема: «Анализ  сезонности производства

на основе ООО “Образ”». 
 
 

Выполнила студентка:

Годовикова  Д.С.

Группа  Э – 402

Руководитель: Голощапова Т.В. 
 
 
 

Тольятти 

2011 г.

 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      

  Введение

      Повседневная  жизнедеятельность людей в условиях периодической сменяемости сезонов  сопровождается специфическими изменениями интенсивности динамики социально-экономических процессов. В большинстве отраслей народного хозяйства это проявляется в виде внутригодовых чередований подъемов и спадов выпуска продукции, неодинаковом потреблении сырья и энергии, колебаний уровней производительности труда, себестоимости, прибыли и других показателей.

      При сравнении квартальных и месячных данных многих социально-экономических  явлений часто обнаруживаются периодические  колебания, возникающие под влиянием смены времен года. Они являются результатом влияния природно-климатических условий, общих экономических факторов, а также многочисленных и разнообразных факторов, которые часто являются регулируемыми. Они называются сезонными колебаниями. В широком понимании к сезонным относят все явления, которые обнаруживают в своем развитии отчетливо выраженную закономерность внутригодовых изменений, то есть более или менее устойчиво повторяющиеся из года в год колебания уровней.

      В данной курсовой работе я рассматриваю тему сезонности, изучение сезонных колебаний и методы их анализа. Суть сезонности заключается в отчетливо выраженной закономерности внутригодовых изменений изучаемого явления. Сезонные колебания – периодические колебания, которые имеют определенный и постоянный период, равный годовому промежутку.

      Для изучения сезонных колебаний данные, обрабатывают с целью выявления основной тенденции развития, а затем рассчитывают индексы сезонности.

      Целью курсовой работы является: провести анализ сезонности оказания услуг в ООО «Образ».

      Для достижения данной цели поставлены следующие  задачи:

  • раскрыть понятие сезонности, установить ее свойства, виды и функции;
  • рассмотреть методы анализа явления сезонности на основе ООО «Образ»;
  • дать рекомендации для смягчения сезонности в ООО «Образ».

 

1. Теоретические  аспекты сезонности оказания бытовых услуг

1.1. Сущность сезонности  предприятия. Цели  проведения её анализа

      Сезонность  производства услуг проявляется  в неравномерной загрузке предприятия  по месяцам и кварталам года, вызываемой сезонными колебаниями спроса на услуги.

      Под сезонностью, или сезонными колебаниями, понимают более или менее устойчивую закономерность внутригодовой динамики социально-экономических явлений. Их причинами являются особенности  товарного предложения, покупательского спроса, изменения затрат в зависимости от изменения климатических условий в разные временные промежутки рассматриваемого периода и т.д.  Другими словами, сезонностью называют устойчивую закономерность динамики внутригодовых и постоянно повторяющихся колебания спроса и предложения. Практическое значение изучения сезонных колебаний состоит в том, что получаемые при анализе рядов внутригодовой динамики количественные характеристики отображают специфику развития изучаемых явлений по месяцам (кварталам) годового цикла.

      Сезонность в большой степени обуславливается социальными факторами, как, например, наличие свободного времени (массовые отпуска, школьные и студенческие каникулы). Большое значение имеет дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам - так называемые демографические факторы. Немаловажны и технологические - связанные с комплексным предоставлением качественных услуг. К психологическим факторам относятся мода, вкусы, традиции.

      Таким образом, в значительной мере сезонность - это проявление действия рыночного механизма, сбалансированности спроса и предложения.

      Сезонный  характер производства оказывает большое  влияние на организацию работы предприятия, ухудшая технико-экономические результаты его деятельности. Например, сезонность является причиной неравномерного распределения рабочего времени. Это значит, что в высокий сезон обслуживающий персонал имеет много сверхурочной работы. В тоже время для межсезонья характерна недостаточная загруженность.

      Большое практическое значение изучения сезонных колебаний состоит в том, что получаемые при анализе рядов внутригодовой динамики количественные характеристики отображают специфику развития изучаемых явлений по месяцам и кварталам годового цикла. Это необходимо для познания закономерностей развития социально-экономических явлений во внутригодовой динамике, прогнозирования и разработки оперативных мер по квалифицированному управлению их развитием во времени.

      Для некоторых сфер человеческой деятельности внутригодовая динамика характеризуется  приостановкой процессов в межсезонные периоды (сахароварение, рыболовство, лесоразработки, охота, бортничество, навигация, туризм и т. д.). Ярко выраженный сезонный характер имеет сельскохозяйственное производство, особенно растениеводство в условиях открытого грунта. Это вызывает неравномерность использования трудовых ресурсов, напряженность в работе транспорта, хранилищ, баз. С этим связаны неравномерность работы предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья и поставка изготовленной продукции в торговлю.

      Значительной  колеблемости во внутригодовой динамике подвержены денежное обращение и  товарооборот. Наибольшие денежные доходы образуются у населения в III и IV кварталах, особенно это характерно для селян. Максимальный объем розничного товарооборота приходится на конец каждого года. Продажа молочных продуктов обычно приходится на II и III кварталы, а мясных продуктов, фруктов и овощей – на второе полугодие. Такие ритмы просматриваются из года в год.

      Поскольку сезонные спады обусловливают ряд  отрицательных последствий, то основная цель изучения рядов внутригодовой динамики состоит в разработке мер по ликвидации или смягчению сезонных колебаний.

      Конечно, важность осуществления мер по устранению негативных последствий сезонности бесспорна. Но реальные условия жизни, развития производства, обращения и потребления показывают на недостаточность такой постановки цели исследования. В своей практической деятельности люди, воздействуя на природу, создают более благоприятные условия труда и быта. Но на данной стадии своего развития человечество не управляет всеми силами природы. Практически, например, нельзя по своему усмотрению изменять время наступления и продолжительность неблагоприятных сезонов. Сельскохозяйственное производство было и остается сезонным. Сокращение или удлинение периода массового производства основных продуктов растениеводства зависит от изменений естественных климатических условий.

      Именно  эти важные обстоятельства жизни  общества являются уточняющими мотивами цели изучения рядов внутригодовой  динамики. Если для бесперебойного хода воспроизводства сезонные спады должны по возможности устраняться, то сезонные подъемы этих процессов должны рассматриваться как важные факторы, способствующие наращиванию социально-экономического потенциала.

      Основной  принцип хозяйствования – получение максимального эффекта при оптимальных затратах – предполагает рациональное сочетание бесперебойности производственных процессов с задачами всемерного использования благоприятствующих факторов, в том числе и природно-климатических условий. В ряде производственных отраслей время производства включает период, когда на предмет труда воздействуют силы природы. И чем больше разница между временем производства и рабочим периодом, тем большую зависимость от природно-климатических условий имеет конечный результат.

      Таким образом, применительно к коммерческой деятельности, научно обоснованная постановка цели изучения внутригодовой динамики предполагает не только решение задачи по смягчению сезонной неравномерности  объема товарооборота. В целях наилучшего использования условий, благоприятствующих производству, обращению и потреблению товаров, необходимо всесторонне и глубокое изучение в рядах внутригодовой динамики данных, отображающих сезонные подъемы этих процессов.

      На  специфику изменения уровней рядов внутригодовой динамики могут оказывать влияние как факторы, образующие их составные компоненты (тренд, периодические колебания, случайные отклонения), так и внешние причины, обусловленные характером сбора и обработки исходной информации.

      Статистические  ряды внутригодовой динамики обычно составляются по материалам текущей  отчетности. Одним из непременных  условий статистического изучения сезонных колебаний является то, что  ряды динамики должны быть приведены  к сопоставимому виду. При этом надо иметь в виду, что разновеликие по продолжительности месяцы и кварталы годовых периодов являются одной из причин, влияющих на изменения уровней рядов внутригодовой динамики.

      Сезонность  по сути своей нельзя ликвидировать, её возможно только смягчить. В несезон этому служат реклама, скидки, организация специальных событий для привлечения клиентов (фестивалей, выставок, праздников).

      Знание  сезонных особенностей спроса на отдельные  товары имеет важное значение для  торговли как отрасли народного  хозяйства: разработка мероприятий по повышению эффективности торговли, улучшению организации торговли, повышению культуры обслуживания покупателей. Выявление особенностей спроса населения на товары по сезонам важно для разработки научно обоснованных нормативов, позволяет избежать нерациональных затрат и потерь. 
 

1.2. Методика анализа  сезонности.

      Сезонные  колебания являются одной из наиболее популярных тем в процессах планирования и прогнозирования работы предприятия бытового обслуживания.

      Действительно, во многих видах бизнеса имеют место всплески сезонного подъема, либо, наоборот спада продаж. Например, продавцам оборудования знаком подъем в конце года - ноябрь, декабрь, когда многие большие государственные организации торопятся выбрать свои бюджеты. А летняя пора, которая для многих оборачивается "мертвым сезоном", для туристических и строительных компаний как раз самое горячее время продаж.

      Для выявления таких сезонных колебаний  на сегодняшний день используются два  основных способа - метод экспертной оценки и анализ статистики предыдущих периодов.

      Метод экспертной оценки - это, по сути дела, опрос сотрудников компании, предприятия, которые имеют опыт продаж и которые могут указать, когда именно наблюдаются подъемы или спады в динамике продаж.

      Обычно  это сотрудники отделов продаж, руководитель этого отдела, руководитель предприятия, а также другие сотрудники и руководители компании, которые имеют отношение к процессу оказания услуг.

      Из  опыта проведения подобных оценок можно  отметить некоторые интересные подробности. Например, что мнения о наличии сезонных колебаний могут различаться у сотрудников одного и того же предприятия. Или что иногда на предприятии складывается коллективное впечатление о спаде, например, в сентябре, хотя по некоторым отраслевым признакам в этом месяце, наоборот, должен быть подъем.

      Еще одно интересное наблюдение состоит  в том, что экспертам гораздо  проще удается обозначать тенденции  в тех или иных периодах, но гораздо  сложнее оценивать их количественно. Например, на сколько увеличивается  объем продаж в ноябре по сравнению с октябрем и т.д.

      В любом случае, для повышения точности и эффективности данного способа  необходимо придерживаться определенного  уровня формализации самой процедуры. Особенно это касается моментов получения  исходных данных и их последующей обработки.

      Анализ  статистики продаж. В этом случае колебания выявляются путем анализа данных по предыдущим периодам.

      Для такого анализа, естественно, необходим определенный объем данных, желательно за весь период деятельности предприятия. Но иногда приходится отбрасывать часть данных в силу существенных изменений в деятельности предприятия.

Информация о работе Анализ сезонности производства на основе ООО “Образ”