Анализ сильных и слабых сторон туристской отрасли (SWOT-анализ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 12:47, реферат

Описание работы

В 2005-2006 годах была разработана стратегия развития туризма в Тюменской области до 2011 года. В рамках нее был проведен SWOT-анализ, представленный ниже.

Работа содержит 1 файл

Анализ сильных и слабых сторон туристской отрасли.docx

— 19.07 Кб (Скачать)

Анализ сильных  и слабых сторон туристской отрасли (SWOT-анализ)  

В 2005-2006 годах была разработана стратегия развития туризма в Тюменской области  до 2011 года. В рамках нее был проведен SWOT-анализ, представленный ниже.

На основе проведенной  оценки состояния туристской отрасли  были определены возможности и ограничения, преимущества и недостатки при формировании стратегии развития туризма Тюменской  области.  

Табл. 10. SWOT-анализ развития туризма Тюменской области

Преимущества (сильные  стороны)  

Недостатки (слабые стороны)

Значительный природно-экологический, историко-культурный и рекреационный  потенциал.

Возможность проведения выставок, семинаров и тематических конференций по нефтегазовой тематике в непосредственной близости от мест основных месторождений.

Наличие культурных и исторических памятников федерального значения.

Наличие общественных и коммерческих организаций, которые  могут содействовать развитию туризма.

Проведение массовых мероприятий делового и развлекательного плана, т.е. организации событийного  туризма.

Реализация совместных проектов с автономными округами Тюменской области и сопредельными  регионами в рамках продвижения  макрорегионального турпродукта.

Повышение конкурентоспособности  туристской индустрии Тюменской  области путем проведения целенаправленной региональной политики и интеграции субъектов туристического рынка.  Недостаточно развитая туристская инфраструктура.

Отсутствие регулирующего  законодательства в сфере туризма  на уровне РФ, региона, местном.

Слабая система  продвижения турпродуктов Тюменской  области на внутреннем и международном  рынках.

Отсутствие узнаваемости и привлекательности образа региона  в области, РФ и мире.

Отсутствие отраслевой статистики, обеспечивающей информационную и управленческую поддержку развития туризма.

Нехватка профессионально  подготовленных кадров в индустрии  туризма.

Несоответствие цены и качества услуг.

Удаленность Тюменской  области от основных мировых и  российских мегаполисов.

Неподготовленность  населения области к работе с  туристами.

Слабо развитая транспортная схема доставки туристов, как из-за рубежа, так и по внутренним линиям.

Отсутствие крупных  туроператоров по внутреннему туризму, имеющих собственную туристическую  инфраструктуру, собственный инвестиционный потенциал.

Существующее объединение  туроператоров не позволяет эффективно координировать совместные усилия по развитию туризма в области.

Отсутствие зонирования, готовности объектов недвижимости к  вовлечению в рыночный оборот.

Отсутствие выстроенной  системы безопасности и сопровождения  туристов на территории области.  

Возможности  

Угрозы

Выгодное географическое положение, позволяющее привлекать туристов (на пересечении стратегических транспортных коридоров: Запад-Восток, Север-Юг).

Наличие бюджетных  возможностей, позволяющих осуществлять целевую финансовую поддержку туристской отрасли (экономически сильный регион) и социальную поддержку отдельным  группам населения.

Высокий платежеспособный спрос и стабильная социально-экономическая  ситуация в области, способствующие формированию регионального спроса на туруслуги.

Возможность роста  рынка туруслуг, при эффективном  использовании имеющихся турресурсов и инфраструктуры.

Привлечение иностранных  и российских инвесторов для финансирования развития туристской инфраструктуры Тюменской  области.

Устойчивое восприятие образа Тюменской области как  территории, привлекательной для  внутреннего туризма группами потребителей (внутри области, страны, за рубежом).

Интерес нефтегазовых и крупных компаний в поддержании  здоровья своих сотрудников.

Возросший интерес  граждан к историко-культурному  наследию.  Растущая конкуренция среди туристских регионов РФ, Урала и Сибири.

Снижение платежеспособного  спроса населения вследствие сокращения доходности основных отраслей экономики  области при ухудшении конъюнктуры  цен на энергоносители.

Риск снижения туристского  потока при ухудшении криминогенной обстановки в местах дислокации туристских объектов.

Усиление выездного  туризма в соседние регионы и  заграницу в связи с низким уровнем предоставляемых услуг  и высокими ценами на них.  

 

Ориентиры стратегического  развития туризма Тюменской области 

Сравнивая сильные  стороны и возможности для  туризма в Тюменской области, а также материалы анализа основных тенденций развития основных видов туризма на территории юга Тюменской области, можно выделить основные виды туристических услуг, которые могут стать направлениями роста туриндустрии в Тюменской области.

К таким видам  в первую очередь относится деловой  туризм. Развитию делового туризма  может способствовать открытие новых  выставочных площадей, строительство  современных и комфортабельных  гостиничных комплексов (3*, 4*, 5*), улучшение  качества дорог, транспортных средств, связи и инфраструктуры.

Большой потенциал  развития имеет рекреационный туризм, который в первую очередь представлен  санаторно-курортным и профилакторным лечением, спортивно-оздоровительным  отдыхом всех возрастных групп населения. Высокий платежеспособный спрос  населения, финансовые возможности  многих предприятий и социальные дотации из бюджета области некоторым  категориям граждан, а также выгодное географическое положение многих курортов на юге Тюменской области для  потенциальных потребителей с северной части области позволяют расширять  и улучшать возможности рекреационного туризма.

Наличие значительного  историко-культурного потенциала в  сочетании с возрастающим интересом  к истории и культурному наследию и высоким платежеспособным спросом  позволяют развивать историко-культурный туризм. Государственная поддержка  историко-культурных объектов (в части  их реставрации) и привлечение частного капитала в создание соответствующей  инфраструктуры, а также проведение фестивалей, ярмарок, конференций фольклорных  мероприятий, использующих природный  и культурный потенциал региона, позволят повысить привлекательность  историко-культурного туризма.

Большой потенциал  роста имеет спортивный туризм и  особенно зимний, связанный с созданием  специальных спортивных сооружений (катков, лыжных трасс, трамплинов и  др.) Природные условия с длительной и снежной зимой, ландшафтными возможностями  в сочетании с высоким платежеспособным спросом населения позволяют  рассчитывать на рост спортивного туризма  в Тюменской области.

Меньший потенциал  роста имеют экологический  и  паломнический туризм. Хотя эти виды туризма являются массовыми, экологический  и паломнический туризм в основном носят неорганизованный характер и  в меньшей степени нуждаются  в сервисе и инфраструктуре высокого качества (гостиницы, кафе и рестораны, средства связи и транспортные услуги).

Ориентиры внутренних преобразований туризма Тюменской  области 

Сравнивая слабые стороны  туристической отрасли и возможности, имеющиеся на рынке туристических  услуг и в Тюменской области, можно сделать следующие выводы:

Существующая система  управления, законодательная база, кадровый, инвестиционный потенциал  и инфраструктура туристической  отрасли не позволяют в полной мере реализовать возможности, имеющиеся в Тюменской области. При существующем положении дел, сложившихся в туристической отрасли, Тюменской области сложно рассчитывать на активное развитие туризма.

Поэтому для реализации имеющихся возможностей в Тюменской  области правительству области  нужно создать необходимые условия  для развития туризма, а именно:

правовое упорядочение  государственного регулирования рынка  туруслуг;

основу для эффективных  коммуникаций хозяйствующих субъектов, общества и органов власти в сфере  внутрирегионального  туризма;

формирование образа Тюменской области как территории, привлекательной для внутрирегионального  и въездного туризма;

условия для взаимоотношений  с другими регионами страны и  мира в туристической сфере;

обеспечение целевого финансирования и господдержки наиболее приоритетных направлений развития внутрирегионального и въездного  туризма:

в части развития туристских объектов

Поддержка охраны памятников природы, культуры и истории в  рамках областных программ

Принятие технологических  стандартов обслуживания туристов для  ключевых туристских объектов на территории Юга Тюменской области 

Расширение спектра  предложения на рынке услуг размещения (в частности, апарт-отелей, семейных отелей,  «сибирских» гостиниц и  т.д.)

Создание ассоциации гостиниц региона, ориентированной  на решение общих проблем инфраструктуры размещения

в части развития инфраструктуры

Поддержка развития межрайонных инфраструктурных схем (транспорта, связи, коммуникаций и  т.д.)

в части развития рынка и конкуренции 

Стимулирование туристских организаций, наращивающих объемы внутрирегионального  туризма 

Стимулирование развития малого бизнеса для оказания сопутствующих  туризму сервисных услуг 

Поддержка создания и деятельности ассоциаций туристских хозяйствующих субъектов 

Стимулирование развития конкурентоспособных местных производителей и поставщиков услуг в сопутствующих  туризму отраслях

Стимулирование развития эффективной конкурентной среды  в туристской отрасли 

в части подготовки кадров для туризма 

Поддержка разработки программного обучения и подготовки кадров для туризма и сопутствующих  отраслей

в части формирования и продвижения новых турпродуктов

Поддержка создания новых внутрирегиональных туристских продуктов в соответствии со спросом  широких потребительских групп 

Стимулирование формирования образа Тюменской области как  территории, привлекательной для  внутреннего туризма 

Поддержка продвижения  внутрирегиональных туристских продуктов  в масштабе области, страны и за рубежом 

Проведение дифференцированной политики на внутреннем туристском рынке  в отношении социальных групп 

в части совершенствования  системы управления

Установление общих  условий деятельности для туристских организаций, обслуживающих население  на внутреннем рынке через сертификацию основных параметров деятельности

Стимулирование инвестиций в развитие внутрирегионального  туризма 

 

Потенциальные стратегические преимущества туристской отрасли Тюменской  области 

Сравнивая сильные  стороны и угрозы, можно оценить  потенциал стратегических преимуществ  туристской отрасли Тюменской области  и ее способность противостоять  внешним угрозам. Несмотря на обострение конкуренции (по инфраструктуре, по предлагаемому турпродукту и т.д.) со стороны других туристских регионов Урала и Сибири, усиления выездного туризма в соседние регионы и заграницу в связи с низким уровнем предоставляемых услуг и высокими ценами ни них, значительный природно-экологический, историко-культурный и рекреационный потенциал, интерес к проведению выставок, семинаров и тематических конференций по нефтегазовой тематике в непосредственной близости от мест основных месторождений позволяет туристическому комплексу Тюменской области развивать ряд направлений туристической отрасли (деловой, рекреационный, историко-культурный, спортивный туризм).

Однако с развитием  туристических компаний, инфраструктуры туристического бизнеса сопредельных регионов Тюменская область будет  находиться в конкурентных отношениях с регионами Урала и Сибири. Для усиления конкурентоспособности  Тюменской области необходимо реально  оценить потенциальный рынок  туруслуг области, разработать и  начать реализовывать программу  активного продвижения областных турпродуктов,  провести целевую переподготовку персонала,  отработать принципы и механизмы господдержки и повышения инвестиционной привлекательности туристической отрасли Тюменской области. На усиление конкуренции в масштабе макрорегиона сильнейшим образом может повлиять процесс создания особых экономических зон курортно-рекреационного типа.

Информация о работе Анализ сильных и слабых сторон туристской отрасли (SWOT-анализ)