Факторинговые операции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, актуальность данной темы заключается в необходимости изучения особенностей развития достаточно нового для России рынка факторинговых услуг.
Объектом исследования является российский рынок факторинговых услуг. Цель данной работы – изучение состояния рынка факторинга в современных условиях, выделить наиболее важные особенности.
Задачи работы:
Определить понятие, виды и содержание факторинга;
Выявить влияние мирового экономического кризиса на рынок факторинга;
Проанализировать основные проблемы развития рынка факторинга;
Выявить основные тенденции развития рынка факторинга.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ ОРГАНИЗАЦИЙ.docx

— 352.31 Кб (Скачать)

    Введение

 

      Факторинг один из самых распространенных в мире механизмов пополнения оборотного капитала, который может эффективно использоваться как на стабильном рынке, так и в условиях экономического кризиса.

    В настоящее время для российского рынка характерна ориентация поставщика с посреднических компаний на розничную торговую сеть, представленную в основном малыми и средними предприятиями, особенностью которых является проведение закупок на условиях отсрочки платежа. Это в свою очередь влечет за собой увеличение объема дебиторской задолженности поставщика.

    Испытывая постоянный дефицит в оборотных средствах, предприятию необходимо искать дополнительные способы финансирования. В мировой практике как правило обращаются к двум механизмам: кредитованию и факторингу. При этом кредитование сегодня является не доступным для большинства малых предприятий ввиду жестких условий к показателям финансовой деятельности, деловой репутации, предъявляемых к клиенту банками, а также из-за сравнительной дороговизны кредита. В то же время факторинг зарекомендовал себя как эффективный инструмент совершенствования финансов предприятий, улучшения состояния денежных расчётов, поскольку может обеспечить полноценное обслуживание регулярного товарного кредитования поставщиком постоянного круга покупателей, в возрастающих масштабах, что помогает решению проблемы с оборотными средствами.

    Правда  в Российской Федерации факторинговый  рынок еще только начал формироваться  и занимает сравнительно малую долю в ВВП, хотя и развивается сравнительно бурными темпами. Так по оценкам  Министерства экономического развития и торговли в 2001 году доля факторинга в ВВП РФ составляла 0,1%, в 2004 году - 0,5%. В 2008 году доля факторинговых сделок в ВВП достигла 1,45%, с объемом денежных требований 602 млрд. рублей [9]. Тем не менее, потенциал российского рынка факторинга, по меркам мирового рынка, еще весьма далек от желанного и не соответствует ни масштабам страны, ни потребностям нашей экономики. Для сравнения, за рубежом доля факторинга в ВВП отдельных стран достигает 13-16%. Доля факторинга в обороте сетевого ритейла ― 40-60% [10].

    Низкое  развитие рынка факторинга во многом объясняется проблемами законодательного регулирования его деятельности, не развитостью конъюнктуры рынка. Тем не менее, российский рынок факторинга уже к 2015 году сможет выйти на уровень развитых стран. Такое быстрое развитие объясняется тем обстоятельством, что после кризиса 2008 - 2009 года многим компаниям пришлось искать оптимальную стратегию развития факторинга, произошло перераспределение сил на рынке, а также значительное удешевление факторинговых услуг. К тому же на рынке остались только сильные игроки.

    Таким образом, актуальность данной темы заключается  в необходимости изучения особенностей развития достаточно нового для России рынка факторинговых услуг.

    Объектом  исследования является российский рынок  факторинговых услуг. Цель данной работы – изучение состояния рынка факторинга в современных условиях, выделить наиболее важные особенности.

    Задачи  работы:

    Определить  понятие, виды и содержание факторинга;

    Выявить влияние мирового экономического кризиса на рынок факторинга;

    Проанализировать  основные проблемы развития рынка факторинга;

    Выявить основные тенденции развития рынка  факторинга. 
 

    Глава 1. Теоретические  основы факторинга

    1. Понятие, классификация и  особенности факторинговых  услуг

    Факто́ринг финансовая транзакция, заключающаяся в том, что платежи клиента банку с отсрочкой (например, инвойсы, кредиты), продаются третьей компании по слегка сниженной цене. В результате компания немедленно получает средства, которые может использовать для развития (но в меньшем объеме), а банк зарабатывает на разнице платежей.

    Общепринятое  определение договора факторинга содержится в ст.1 Конвенции УНИДРУА о международном факторинге. В ней под факторингом рассматривается контракт, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (фирма по факторным операциям, именуемая в дальнейшем цессионарий), в соответствии с которым:

    а) поставщик может или должен уступить цессионарию обязательственные  требования, вытекающие из контрактов по продаже товаров, заключаемых  между поставщиком и его заказчиками (дебиторами), за исключением тех, которые относятся к товарам, закупленным в основном для их личного пользования, семейного или домашнего;

    б) цессионарий должен взять на себя не менее двух следующих обязанностей:

    финансирование  поставщика, в частности, заем или  досрочный платеж;

    ведение счетов по обязательственным требованиям;

    предъявление  к оплате дебиторских задолженностей;

    защита  от неплатежеспособности дебиторов.

    с) должники должны быть уведомлены о  состоявшейся уступке права требования. 

    Таким образом, общая схема факторинга может быть выражена следующим образом (рисунок 1): 
 

фактор

клиент

3

     2

     1

должник

            4

    Рисунок 1. Схема факторинга

    Клиент  продает должнику товары, работы или  услуги. В результате у него появляется дебиторская задолженность. Клиент заключает договор факторинга с фактором и передает ему денежное требование к должнику. Фактор предоставляет клиенту денежные средства, сумма которых, как правило, составляет 70 - 80% денежного требования к должнику. По наступлению платежа по договору купли-продажи фактор предъявляет денежное требование к должнику, а должник перечисляет денежные средства в погашении задолженности. Разница между суммой полученной от должника и суммой, ранее перечисленной клиенту в виде финансирования, составляет вознаграждение фактора.

    Услуги  факторинга включают не только предоставление поставщику и получение от покупателя денежных средств, но и контроль состояния  задолженности покупателя по поставкам, осуществление напоминания дебиторам  о наступлении сроков оплаты, проведение сверок с дебиторами, предоставление поставщику информации о текущем  состоянии дебиторской задолженности, а также ведение аналитики по истории и текущим операциям. Также — финансовая комиссионная операция по уступке дебиторской задолженности факторинговой компании с целью незамедлительного получения большей части платежа, гарантии полного погашения задолженности и снижения расходов по ведению счетов. 

    Классификация факторинга

    В мировой практике в процессе развития производства и рыночных отношений  выделились определенные виды факторингового обслуживания.

    Факторинг может быть как открытый (конвенционный), так и закрытый (или конфиденциальный). При открытом факторинге дебитор уведомлен о том, что в сделке участвует фактор и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки. В случае закрытого факторинга дебитор не ставится в известность о наличии договора факторингового обслуживания и продолжает осуществлять платеже поставщику, который в свою очередь направляет их в пользу фактора. В России ст.830 ГК РФ безоговорочно определяет конвенционный тип факторинговой сделки, при условии, что должнику предоставляется право потребовать от финансового агента доказательства о переуступке ему требования, которое должник обязан оплатить.

    По  страновому признаку операции факторинга подразделяются на внутренний и международный  факторинг.

    - Внутренний факторинг проводится факторами при условии, что продавец и покупатель находятся в одной стране и все расчеты между ними осуществляются в валюте этой страны.

    - Международный факторинг, напротив, обслуживает расчеты между партнерами из разных стран. Такие расчеты могут осуществляться в разных валютах.

    Другое  деление, которое применяю т по отношению к операциям факторинга, это выделение экспортного и импортного факторинга.

    - Экспортный факторинг включает в себя: финансирование экспортера сразу после отгрузки товара на экспорт; страхование риска неплатежа иностранного дебитора; административное управление дебиторской задолженностью; услуги по оценке платежеспособности иностранных дебиторов. Экспортный факторинг позволяет поставщикам предоставлять своим клиентам отсрочку до 120 дней; проверить надежность иностранных контрагентов в связи с особенностями законодательства за рубежом; эффективно собрать задолженность.

    - Импортный факторинг в чистом виде предполагает выставление платежных гарантий за импортера финансовой компанией, клиентом которой он является, а также инкассирование фактором контрактной выручки и своевременный перевод ее на счет экспортера. Интерес фактора в данном случае представлен в виде комиссионного вознаграждения за выдачу гарантий и инкассо документов.

    При этом один и тот же фактор может  проводить одновременно импортный  и экспортный факторинг. Такая объединенная операция называется «прямой факторинг». При его проведении фактор самостоятельно финансирует экспортера на условиях переуступки выручки, которая причитается  ему по контракту с импортером. Фактор сам осуществляет инкассирование выручки и самостоятельно страхует себя на случай невыполнения импортером своих обязательств по контракту.

    Но  международный факторинг, как правило, является «двуфакторным», что предполагает участие экспортера и его фактора в одной стране, а также импортера и его фактора в другой стране. При этом предусматривается взаимодействие обоих факторов, каждый из которых обслуживает только одну из сторон контракта (только экспортера или только импортера).

    По  объему принимаемых фактором на себя рисков выделяют факторинг с правом или без права регресса, т.е. обратного  требования к поставщику. Факторинг  с регрессом - пакет услуг, включающий в себя финансирование до 90% от суммы  поставки, административное управление дебиторской задолженностью и информационно-аналитическое  обслуживание в режиме on-line. Срок выплаты финансирования - в течение суток с момента предоставления отгрузочных документов. В случае если покупатель задерживает оплату поставки, устанавливается период ожидания погашения задолженности, который составляет 14 календарных дней с момента начала просрочки, после истечения которых предъявляет регресс.

    Факторинг без регресса - это новый вид  услуг, впервые предложенный на российском рынке в 2004г, при котором финансовый агент приобретает у клиента  право на все суммы, причитающиеся  от должника. При невозможности взыскания  в полном объеме сумм с должника финансовый агент терпит убытки. В  России это первый случай фактического страхования кредитного риска при  факторинге, которое осуществляется по общепринятой в мире схеме “non-recourse factoring”. Фактор несет ответственность по покрытию убытка в размере выплаченного аванса (до 90% суммы поставки) в случае невыполнения покупателем обязательств. Комплекс услуг по данному продукту также включает в себя административное управление дебиторской задолженностью и информационно-аналитическое обслуживание в режиме on-line. Срок выплаты финансирования по договору - любой удобный день, включая день предоставления отгрузочных документов, но не позднее предпоследнего дня оплаты дебиторской задолженности.

    В особых случаях возможен факторинг  с частичным регрессом, при котором  фактор и поставщик делят между  собой кредитные риски в определенной пропорции, как по всему обороту, так и по отдельным покупателям (условия соглашения определяются по договоренности).

    Преимущества факторинга

    Основные  преимущества для каждого субъекта факторинговых отношений:

  • Поставщик, который произвел отгрузку продукции потребителю, может сразу получить от фактора (финансового агента) плату за отгруженный товар, не дожидаясь срока расчета с покупателем, что предотвращает длительные кассовые разрывы, позволяет увеличить объем продаж и конкурентоспособность, предоставляя покупателям льготные условия (отсрочку) оплаты товара под надежную гарантию. Применение факторинга позволяет получить финансирование до 80-90 % от стоимости поставляемого товара;
  • Покупатель получает товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3-х месяцев); увеличивает объем закупок; сводит к минимуму риск получения некачественного товара и ускоряет оборачиваемость средств;
  • Банки, иные кредитные организации и специализированные организации, выкупающие денежные требования (финансовые агенты), расширяют с помощью факторинга круг оказываемых услуг, добиваются дополнительных доходов. Так финансовый агент получает не только доходы по кредиту, комиссионное вознаграждение за досрочное финансирование, но и комиссию за оказание иных финансовых услуг в рамках факторингового обслуживания.

Информация о работе Факторинговые операции