Факторинговые операции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, актуальность данной темы заключается в необходимости изучения особенностей развития достаточно нового для России рынка факторинговых услуг.
Объектом исследования является российский рынок факторинговых услуг. Цель данной работы – изучение состояния рынка факторинга в современных условиях, выделить наиболее важные особенности.
Задачи работы:
Определить понятие, виды и содержание факторинга;
Выявить влияние мирового экономического кризиса на рынок факторинга;
Проанализировать основные проблемы развития рынка факторинга;
Выявить основные тенденции развития рынка факторинга.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ ОРГАНИЗАЦИЙ.docx

— 352.31 Кб (Скачать)

     

             В 2008 году произошло перераспределение рынка факторинга. Впервые за время составления рэнкинга крупнейших факторинговых компаний первое место, как это показано в таблице, по объему уступленных требований занял "Промсвязьбанк". По оценке аналитиков "Эксперт РА", концентрация рынка, рассчитанная как доля 5 крупнейших Факторов, в 2008 году продолжила снижаться и составила 52,8% (68,6% в 2007 году). Снижение уровня концентрации связано с уходом с рынка в конце 2008 года ФК "Еврокоммерц" и динамичным ростом таких Факторов, как Газпромбанк, "Промсвязьбанк", КБ "СМП", "БСЖВ" и других. 

    2.2 Влияние мирового экономического кризиса на рынок факторинга в РФ

       Перспективы рынка в 2009 году под влиянием экономического кризиса оценивались по-разному. Наиболее оптимистичный прогноз находился в границах 5-10% роста рынка по отношению к 2008 году, наиболее пессимистичный - падение объемов рынка на 50%. По мнению "Эксперта РА" объемы рынка в 2009 году не превысят 630 млрд. руб. (прирост, если и будет, то составит не более 5% по отношению к 2008 году).

    Главными  событиями 2009 года на рынке факторинга стали банкротство ФК "Еврокоммерц", отмена лицензирования факторинговой деятельности, принятие Госдумой проекта Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и консолидация игроков в рамках Ассоциации факторинговых компаний.

    Таблица 2.

    Ренкинг крупнейших факторов за 1 полугодие 2009 года

    Место фактора в ренкинге в 2008 г.     Наименование  фактора      Объем денежных требований уступленных фактору в 1-м полугодии 2008 г., тыс. руб.     Объем денежных требований уступленных фактору в 1-м полугодии 2009 г., тыс. руб.     Темпы роста в 2009 г.,%
    1     ОАО "Промсвязьбанк"     68.899.474     53.230.349     -22,74
    2     ОАО Банк НФК     34.047.115     17.065.354     -47,53
    3     ОАО Банк "Петрокоммерц"     31.992.413     13.833.508     -50,51
    4     ЗАО "ТрансКредитФакторинг"     9.434.470     9.245.047     -2,01
    5     ОАО АКБ "Металлинвестбанк"     4.463.989     9.517.357     203,6
    6     ЗАО "БСЖВ"     16.091.216     8.032.397     -50,08
    7     ФК "Лайф"     н. д.     6.045.976     н. д.
    8     ЗАО "Альфа-банк"     н. д     5.806.467     н. д.
    9     ОАО "Газпромбанк"     6.792.374     5.203.082     -23,4
    10     ЗАО "Юникредитбанк"     10.873.821     4.421.803     -59,34
 

    Если  говорить о динамике рынка факторинга, то в первом полугодии 2009 года он сократился в два раза по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года. Главными причинами  этого стали банкротство ФК "Еврокоммерц" и общим сокращением деловой активности основных игроков (таблица 2). Общее снижение объема рынка факторинга, без учета результатов Еврокоммерц, составило 33% [13].

    Еще одним итогом первого полугодия 2009 года стало перераспределение  рынка в пользу банков. Доля банков-факторов на рынке в зависимости от объемов  уступленных требований увеличилась  с 65% в первом полугодии 2008 года до 88% в первом полугодии 2009 года [12].В. Носов, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка так прокомментировал данную ситуацию: "В условиях дефицита денег рынок стал преимущественно банковским, что, в свою очередь, потребовало увеличения резервов банков-факторов для обеспечения роста портфелей. Не все банки оказались к этому готовы, что и послужило причиной отрицательной динамики рынка в целом" [13]. В связи с этим некоторые банки стали организовывать дочерние факторинговые компании, имеющие доступ к ресурсам банка, но не обязанные осуществлять обязательное резервирование. В качестве примера здесь можно привести ФК "Лайф", дочернюю компанию Пробизнесбанка, занимающую в ренкинге 7 место (таблица 2).

    Продолжающиеся  ужесточение требований к клиентам и их дебиторам привело к разделению рынка на высокорисковую и низкорисковую части. При этом в условиях кризиса первая из них характеризуется большим спросом и полным отсутствием предложения. Тогда как в низкорисковом факторинге продолжается рост конкуренции, что приводит к снижению ставок, которое в 2009 году составило в среднем с 30 - 38% на начало года до 20 - 23% годовых в середине года [12].

    В настоящее время факторы условно  разделились на три группы: крупные, средние и мелкие факторы, как это показано в таблице 2. В первой группе к концу 2009 года остался только ОАО "Промсвязьбанк", однако и он сократил свою деятельность на 23%. Среди средних и мелких факторов среднее сокращение составило 39% и 49,86% соответственно [13]. Хотя и в этой группе есть фирмы, продолжающие стабильно развиваться. К ним в частности относятся ТрансКредитФакторинг, практически не сократившая объемов деятельности, а также Металинвестбанк, увеличивший объем факторинговых платежей в два раза. Из небольших факторинговых компаний "в плюсе" по сравнению с первым полугодием 2008 года лишь СДМ-БАНК и Банк "Вологжанин".

    Те  факторинговые компании и банки, которые работают с крупным бизнесом, меньше сократили объемы уступленных  требований, чем Факторы, специализирующиеся на малом бизнесе. В факторинговой  отрасли более крупные поставщики получают финансирование у крупнейших Факторов. Так лидер рынка - ОАО "Промсвязьбанк" сохранил позиции, так как работает преимущественно с клиентами, относящимися к крупному бизнесу (67%). У компаний, относящихся ко второму размерному классу, доля крупных клиентов в среднем составляет 56%, а у небольших Факторов - лишь 25%. Таким образом, сокращение числа малых и средних компаний, которые наиболее существенно пострадали во время кризиса, отразилось и на рынке факторинга в России.

             Таблица 3.

    Группы  факторов в 2009 году [14]

    Класс     Факторы, отнесенные к соответствующему размерному классу     Критерии  отнесения к классу, объемы уступленных

    требований  за

    2009 год

    Темпы прироста объемов уступленных требований в 2009 году по сравнению с первым полугодием 2008 года
    Крупные Факторы     ОАО "Промсвязь банк"     Свыше 50 млрд. руб.     -22,74%
    Средние Факторы     Банк  НФК (ЗАО), Петрокоммерц, ЗАО "ТрансКредитФакторинг", ОАО АКБ "Металлинвест факторинг", ЗАО "БСЖВ", ФК "Лайф", ОАО "Альфа-банк", ОАО "Газпромбанк", ЗАО ЮниКредит Банк     От 4 до 20 млрд. руб.     -39,21%
    Малые Факторы     КБ "Роспромбанк", АБ "ОРГРЭСБАНК", ФК "Санкт-Петербург", ЗАО "ТКБ", ЗАО "РФК", КБ "СДМ_Банк", ОАО "СМП Банк", ООО "Эконом-факторинг", ОАО "СКБ-банк", ООО МФГ "ЮниФактор", ЗАО АКИБ "Церих", ЗАО "Банк "Волгожанин"     Менее 1,1 млрд. руб.     -49,86%
 

    Основными участниками рынка становятся банковские компании, на долю которых приходится более 70% финансирования. Продолжается наращивание концентрации рынка: если в первой половине 2008 года на долю пяти крупнейших факторов приходилось 66% от общего числа уступленных требования, то в конце 2009 года данный показатель достиг уже 85% [8] (рисунок 4). 

    

    Рисунок 4. Концентрация рынка факторинга в 2006 - 2009 

    Стоит отметить и тот факт, что большинство активных игроков рынка факторинга начинают объединяться в рамках Ассоциации факторинговой компании. В конце 2009 года доля участников АФК в обороте рынка факторинга составила 63% [14]. И это не удивительно, учитывая тот факт, что в состав АФК вошли: ООО "БСЖВ Факторинг", ЗАО "Банк "НФК", ЗАО "ЮниКредитБанк", ОАО "Промсвязьбанк" и другие. Такое объединение можно объяснить стремлением факторинговых компаний стабилизировать ситуацию на рынке факторинга, чего невозможно достичь без оптимизации и объединения усилий.

    Изучение  региональной структуры рынка факторинга, существенно изменилась. Под влиянием экономического кризиса некоторые факторы стали закрывать малопривлекательные региональные представительства, происходит значительный отток средств из регионов в центральные районы (рисунок 5).

    Если  в середине года доля столицы в  объемах уступленных требований составляла 68,7%, то по итогам года - 66,0%. Увеличить свою долю в региональной структуре сделок помимо Москвы удалось ещё только Санкт-Петербургу (доля выросла с 8,3 в середине 2009 г. до 12,1% в конце) и Дальневосточному федеральному округу (доля выросла с 0,08% в 2008 г. до 0,12% в 2009 г). Остальные федеральные округа показали падение относительно 2008 года. 

    

    

    Рисунок 5. Концентрация рынка факторинга по объему уступленных требований в 2009 г. 

    Заметим, что ряд факторов, например Промсвязьбанк  наоборот продолжили укреплять региональную сеть. При этом ставки по факторинговому обслуживанию в регионах по сравнению с центральными районами были увеличены на 3 - 5 пунктов, что объясняется низкой платежной дисциплиной клиентов и дебиторов. Кроме того, основную часть сделок в регионах осуществлял банк "Еврокоммерц", после ухода с рынка которого данная ниша оказалась незаполненной.

    Продолжается  в 2009 году и активная работа по привлечению на рынок малого бизнеса. В 2009 году доля клиентов указанной категории выросла на 16 п. п. По сравнению с первым полугодием 2008 года составила 55,6% (рисунок 6). Наряду с этим значительно уменьшилась доля клиентов, относящихся к среднему бизнесу. Это во многом объясняется банкротством ФК "Еврокоммерц", обслуживавшей в первом полугодии 2008 года 2415 клиентов (28,5% от общего числа всех компаний, получивших факторинговое обслуживание). Довольно стабильно развивается рынок крупных клиентов, что объясняется его большей устойчивостью к экономическому кризису. "Свой вклад в увеличение доли крупных клиентов в целом по рынку внес кризис. Крупные компании быстрее справились с проблемами и доказали, что они отличаются большей финансовой устойчивостью, нежели средние и малые предприятия" - комментирует Виктор Носов [15]. 

    

    Рисунок 6. Концентрация рынка факторинга по объему уступленных требований в 2009 г.

   Стоит отметить еще одну тенденцию рынка. С началом кризиса поведение многих поставщиков продукции изменилось: компании либо перешли на предоплату, либо, наоборот, увеличили отсрочки платежа. Срочную структуру факторинговых портфелей по итогам 2009 года определят именно эти разнонаправленные тенденции поведения поставщиков. В результате средний срок факторинговой сделки увеличился с 53 дней в 2008 году до 67 дней в 2009. Увеличение среднего срока сделки произошло, главным образом, за счет значительного роста сделок срочностью от 181 дня до года (рисунок 8). Ключевую роль в этом сыграл Промсвязьбанк, в его объемах уступленных требований обязательства до года составили 7,7%. 
 

     Рисунок 7. Структура рынка факторинга по объему денежных требований фактически уступленных фактору

    Под влиянием кризиса с рынка ушли наиболее слабые фирмы, которые проводили агрессивную политику и не уделяли достаточного внимания оценке дебиторской задолженности. По мнению ген. директора ФК "Лайф" А. Федорова рынок факторинга стал более зрелым: "Среди первых (факторов) остались только наиболее опытные и устойчивые игроки, предоставляющие клиентам комплексный факторинговый продукт. У вторых (клиентов) появилось понимание того, чем отличаются предложения различных факторов и из чего строится цена этой услуги. А главное, клиенты научились использовать комплекс факторинговых услуг и не готовы от него отказываться" [16].

    Особое  внимание факторы теперь обращают внимание на отраслевую принадлежность клиентов. Если раньше факторы активно финансировали предприятия, производящие продукцию промышленного назначения, металлургическую и строительную промышленность - отрасли которые по мировым стандартам не подлежат факторингу ввиду больших сроков оборачиваемости дебиторской задолженности - то теперь приоритет делается на финансирование предприятий торговой сферы и финансового сектора.

    Глава III. Тенденции развития рынка факторинга в РФ

    3.1. Препятствия на пути развития рынка факторинга и способы их преодоления

    Перспективы рынка факторинга во многом зависят  от решения его текущих проблем. Поэтому с конца 1990-х годов  российскими экономистами проводится анализ рынка с целью выявления оптимальных методов преодоления проблем.

Информация о работе Факторинговые операции