Факторинговые операции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, актуальность данной темы заключается в необходимости изучения особенностей развития достаточно нового для России рынка факторинговых услуг.
Объектом исследования является российский рынок факторинговых услуг. Цель данной работы – изучение состояния рынка факторинга в современных условиях, выделить наиболее важные особенности.
Задачи работы:
Определить понятие, виды и содержание факторинга;
Выявить влияние мирового экономического кризиса на рынок факторинга;
Проанализировать основные проблемы развития рынка факторинга;
Выявить основные тенденции развития рынка факторинга.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ ОРГАНИЗАЦИЙ.docx

— 352.31 Кб (Скачать)

    Еще одним фактором, способным оказать  значительное влияние на рост факторингового рынка является наличие поддержки  факторов со стороны государства. И  хотя в прошлом данные попытки  оказывались малоэффективны, в текущем  году мы наблюдаем постепенное осознавание государством роли факторинга в развитии малого и среднего бизнеса. Об этом, в частности, говорят следующие факты:

    в рамках государственной программы  поддержки МСП на факторинговое направление в 2009 г. было выделено 600 млн. рублей, в текущем году данную сумму увеличили до 4 млрд. рублей;

    в 2009 г. Российским банком развития открыты  кредитные линии двум факторинговым  компаниям. Сейчас банк рассматривает  несколько кредитных заявок других крупных игроков российского  факторингового рынка;

    Таким образом, действия Правительства могут  вызвать возрастание спроса на услуги факторинга со стороны малых и  средних предприятий. Что в свою очередь приведет к росту данного  сегмента, а значит к росту рынка  в целом. Что же касается появления новых игроков, то даже, если это произойдет - нисколько не повлияет на структуру российского рынка факторинга. Поскольку для этого необходимо не только определить целевой сегмент рынка, но и способы воздействия на него, разработать конкурентоспособные продукты. А это не так просто, учитывая, что наиболее благоприятные сегменты уже заняты: в низкорисковом факторинге ведется обостренная борьба, в которой участвуют такие гиганты как "Промсвязьбанк", банк "Петрокоммерц" и "ВТБ Факторинг". Значит, для новых факторов остается только безрегрессный или реверсивный факторинг, реализация которых требует от факторов способности принимать на себя значительные риски. Что, как нам кажется, для начинающих факторов практически остается невозможно.

    До 2010 - 2012 года российский рынок факторинга будет занят восстановлением  позиций, утраченных во время кризиса. Темпы роста в данный период не будут превышать: 20% в 2010 году и 60 - 70% в последующие годы. По оценкам "Эксперт РА", в 2010 году объем рынка факторинга должен увеличиться на 25-30 процентов, до 450-500 миллиардов рублей. Рост, в данный период, будет происходить главным образом, за счет привлечения новых потребителей факторинговых услуг, перераспределения клиентов, оставшихся после банкротства двух крупнейших региональных факторов: Еврокоммерц и МФК.

    Начнется  адаптация рынка под изменения  законодательства. Определенное влияние  на рынок факторинга окажет и принятие закона о торговле. С одной стороны  он существенно упростит процедуру  взаимодействия поставщиков и ритейлеров, и тем самым поможет расширить список поставщиков торговых сетей и, соответственно, потенциал факторингового рынка. С другой, стороны нормы об ограничение сроков оплаты в условиях договоров поставок по группам продовольственных товаров теоретически могут уменьшить сроки финансирования поставок факторами и тем самым сократить не столько стоимость услуги, сколько объемы факторингового рынка.

    Однако  с уверенностью говорить о сокращении сроков финансирования, а также и  об увеличении платежной дисциплины ритейлеров преждевременно. Сегодня факторы, как правило, готовы идти на значительные периоды ожидания оплат от должников, учитывающие сложившуюся историю оплат. Например, при схеме обеспечительного факторинга, когда за возврат финансирования отвечает клиент, а не его должник, денежные средства выделяются клиенту на срок, включающий период ожидания. В этом случае период ожидания может быть значительным, так как не влечет за собой просрочки обязательства клиента перед банком по возврату денежных средств и увеличения резервов по факторинговой сделке. Вместе с тем, как ритейлерам обеспечить оборотный капитал, если не за счет длительных отсрочек платежа? Поэтому есть перспективы для сохранения и расширения объема факторингового рынка, несмотря на законодательное регулирование отсрочек.

    Ожидается, что в данный период произойдет значительное снижение факторинговых тарифов. Этот процесс начался еще в IV квартале 2009 года в результате уменьшения стоимости фондирования для банков, чему способствовало снижение ставки рефинансирования ЦБ РФ до 8,75%. В результате в ряде банков появились предложения факторинга под 14 - 16% годовых.

    Продолжится и тенденция по переориентированию факторинга на розничный рынок, в  частности на предприятия пищевой  и перерабатывающей промышленности. Это объясняется тем, что именно для этих предприятий ключевой проблемой  является нехватка оборотных средств, кассовые разрывы из-за отсрочек платежа, которые могут быть ликвидированы  только факторингом.

    Более насыщенным будет следующий период - 2012-2020 года. Данный период будет ознаменован  экспансией факторов в регионах. Ожидается, что рост регионального рынка  в среднем составит 200 - 250 процентов, что со временем приведет к возрастанию удельной доли регионального рынка факторинга до 40 - 50%. Оставшаяся доля рынка будет распределена между Москвой, Центральным ФО, Санкт-Петербургом и Северо-Западным ФО практически в равных долях, с преобладающим весом Москвы.

    Постепенно  изменится и структура факторингового продукта. Если в настоящее время  основную долю рынка занимает факторинг  с регрессом, то в указанный период приоритет будет отдан прочим факторинговым продуктам. Доля внутреннего  факторинга без регресса сможет увеличиться  до 20 - 30%, международного факторинга до 20%. Вероятно на рынке появятся новые продукты: инвойс-дискаунтинг, закупочнывй факторинг и др.

    Если  в указаный период будут решены основные проблемы факторингового рынка, указанные во второй главе, а также за счет консолидации усилий факторов по продвижению факторинга - мы можем ожидать резкого увеличения потребителей данной услуги. Рост рынка может вернуться к докризисному уровню и составлять до 250% в год. Таким образом, к 2020 году факторинг в структуре ВВП составит более 10%.

    Если  же проблемы рынка решены не будут, то к указанному периоду. Рост факторинга будет существенно ниже, его удельный вес составит только 5 - 6%. При этом преобладающей на рынке услугой  так и будет регрессный факторинг  с массовой долей 75 - 90 процентов.

 

    

    Заключение

    Подводя итоги, можно сказать, что факторинг  является сравнительно новой для  нашей страны системой улучшения  ликвидности и снижения финансового  риска при организации платежей. Факторинг - весьма эффективная форма  кредитования оборотных средств  поставщиков, так как по своей  сути он включает инкассирование дебиторской  задолженности поставщика, гарантию от кредитных рисков, от появления  сомнительных долгов.

    Мировая практика в области проведения факторинга выработала множества вариантов  факторинговых соглашений, использование  которых зависит от специфики  факторинговых компаний и их клиентов.

    В России факторинг не достиг того уровня, который имеется в ряде стран с развитой рыночной экономикой, но уже в настоящее время российский рынок стремительно растет. В последние два года объем факторинговых сделок ежегодно утраивался. Объем бизнеса факторинговых компаний и банков составляет порядка $5,5-5.7 млрд.

    Развитие  факторинга в нашей стране столкнулось  с множеством проблем, например, отсутствие ясного законодательства в отношении  субъекта факторинга. Факторинговые  компании и банки могут развиваться  еще быстрее. Главное противоречие связано с лицензированием факторинговой  деятельности.

    Ключевым  преимуществом факторинга является то, что он доступен широкому кругу  малых и средних компаний.

    Наиболее  популярен факторинг у торговых компаний, которые используют его  в основном из-за постоянно возникающего кассового разрыва и для привлечения  новых клиентов-покупателей. Также  к факторингу испытывают интерес  предприятия с очень жесткой  дисциплиной расчетов со своими поставщиками (как правило, иностранными или крупными российскими компаниями). Для них  факторинг позволяет выстроить  абсолютно четкую и прогнозируемую систему платежей.

    Идеальная среда для использования факторинга - торговля потребительскими товарами, причем воспользоваться этими услугами могут как непосредственные производители, так и оптовые компании. Среди  промышленных компаний более трети  потребителей факторинга - это производители  пищевой продукции, чуть менее половины из них - производители алкогольной  продукции. Одна из причин того, что  факторинг особенно востребован  в пищевой отрасли, заключается  в том, что там наиболее сильны позиции зарубежного бизнеса - как  производителей, так и торговых компаний. Эти компании оценивают стоимость  отсрочки платежа на российском рынке  довольно высоко, поскольку вообще считают российский рынок высоко рискованным.

    Из-за отсутствия совокупной статистики о  деятельности компаний и информационной закрытости эксперты затрудняются говорить о раскладе сил на рынке факторинга.

    Таким образом, можно выделить основные факторы  роста рынка факторинга:

    • Благоприятная экономическая ситуация

    • Ненасыщенный спрос, прежде всего в  регионах

    • Ненасыщенный спрос на нефинансовые (сервисные) составляющие факторинга

    • Неудовлетворенный спрос на международный  факторинг 

    Главными  тенденциями развития рынка становятся расширение отраслей, ранее не обслуживавшиеся по факторинговым операциям, например, энергетика, лесная отрасль; рост рынка, но более медленными темпами, чем в прошлом году; развитие "полного" факторинга, что видно на примере роста безрегрессного факторинга; рост срока отсрочки платежа. 
 
 
 

    Список  используемой литературы:

    1. К.Р. Адамова «Юридическая трактовка экономической сущности факторинга в международном и российском законодательствах» //Финансы и кредит - 2000.-№9;

    2. Гражданский кодекс РФ: часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в редакции от 17.07.2009 г) // Российская газета. 1996. № 23;

    3. Налоговый кодекс РФ: часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в редакции от 27.12.2009 г) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст.3340;

    4. Заславская О. Теперь и факторинг: Государство пополняет оборотные средства малых предприятий // Российская Бизнес-газета. - 2010. - 26 января. - с 13;

    5. Иваш И.И. Факторинговые операции: сущность и особенности проведения. - Минск: Изд-во БГУ. 2005.

    6. Макаркина О. Факторинг: о чем молчит Налоговый кодекс, но должен знать бухгалтер // Семинар для бухгалтера. - 2008. - 29 октября. - с.8 - 18;

    7. Росийский рынок факторинга - 2006: Аналитический обзор. - М.: Финансгрупп. 2007;

    8.http://asfact.ru/newsafc/157-associacija-faktoringovykh-kompanijj-publikuet.html;

    9. Гражданско-правовое регулирование договора финансирования под уступку денежного требования (факторинга). - http://planetadisser.com/see/dis_52945.html;

    10. Реальный бизнес (Краснодар). Больше оптимизма. - http://kirov. psbank.ru/corporate/142/3440/19210.html;

    11. Каллинина О. Рост на фоне кризиса.

    12. Велиева И., Мусиец.М., Самиев П. Российский рынок факторинга в первом полугодии 2009 года: прерванный полет. - www.factoringpro.ru/docs/factoring_expert2009. doc;

    13. Мусиец М. Рынок факторинга в первой половине 2009 года

    14. http://www.factoringpro.ru/index. php/the-news/1347-afk-market-research-2009;

    15. Структура рынка по типам факторинга и структура сделок. - http://www.raexpert.ru/researches/factoring/2009/part2/;

    16. Торговля по факту. - http://www.tgrt.ru/kazan/5031665691;

    17. Ассоциация факторинговых компаний представила программу развития факторинга в России и СНГ. - http://www.factoringpro.ru/index. php/the-news/496-afk-president;

    18. Шевченко Д. Если бизнеса нет, пиар не поможет. - http://www.factoringpro.ru/index. php/factoring-people/1275-shevchenko-interview

    19. Российский рынок факторинга в первом полугодии 2009 года: прерванный полет. - www.factoringpro.ru/docs/factoring_expert2009. doc;

    20. Интервью Елены Гладких, генерального директора ЗАО "Русская Факторинговая компания". - http://www.raexpert.ru/editions/article192/;

Информация о работе Факторинговые операции