Факторинговые операции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, актуальность данной темы заключается в необходимости изучения особенностей развития достаточно нового для России рынка факторинговых услуг.
Объектом исследования является российский рынок факторинговых услуг. Цель данной работы – изучение состояния рынка факторинга в современных условиях, выделить наиболее важные особенности.
Задачи работы:
Определить понятие, виды и содержание факторинга;
Выявить влияние мирового экономического кризиса на рынок факторинга;
Проанализировать основные проблемы развития рынка факторинга;
Выявить основные тенденции развития рынка факторинга.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ ОРГАНИЗАЦИЙ.docx

— 352.31 Кб (Скачать)

    Подводя итог данных работ АФК разработала  программу деятельности на период до 2015 года, в которой планировалось: "инициировать процесс присоединения России к Конвенции УНИДРУА "О международном факторинге", что позволит четко определить понимание факторинга в РФ. АФК будет настаивать на принятии поправок в статью 825 Гражданского кодекса Российской Федерации, направленных на отмену лицензирования факторинговой деятельности, а также интенсифицирует работу по заключению договора о сотрудничестве с крупнейшей международной факторинговой ассоциацией IFG. Кроме этого, Ассоциация факторинговых компаний планирует заключение договора о сотрудничестве с Росфинмониторингом, разработку кодекса чести, правил и стандартов для участников рынка факторинга, консолидацию статистических данных по рынку факторинга и формирование рейтингов факторинговых компаний России" [17].

         Первоочередной задачей российского факторинга является ликвидация пробелов в праве. В 2009 году АФК подготовила консолидированные предложения по развитию законодательства, регулирующего факторинг, в которой выделила следующие моменты:

    а) Легализация понятия факторинг.

    б) Определить права и обязанности факторинговых компаний.

    Кроме того, в главу 24 ГК РФ планируется  добавить положения:

    1) запрещающие без согласия фактора изменения условий денежного требования;

    2) запрещающие частичную уступку денежного требования к должнику;

    3) предусматривающие обязанность  компании, относящиеся к категории  крупнейших налогоплательщиков, раскрывать свою отчетность перед фактором.

    в) Урегулировать спорные вопросы  налогообложения.

    Здесь необходимо решить следующие проблемы. Во-первых, приравнять факторинг к  финансовым операциям, не подлежащим налогообложению НДС. Во-вторых, необходимо законодательно уделить внимание вопросу возмещения НДС российскому поставщику при экспортных операциях, осуществляемых с привлечением факторингового финансирования, в случае если оплата за поставленную продукцию осуществляется покупателем на счет фактора.

    г) Для полноценного развития международного факторинга АФК предлагает внести изменения  в ряд норм действующего валютного  законодательства, направленных, в  частности, на разрешение проведения валютных операций между резидентами Российской Федерации и уполномоченными  банками в ходе осуществления  факторинговых операций.

    Кроме того, АФК предлагает:

    а) Сформировать бюро кредитных историй в отношении клиентов и дебиторов факторов, что будет способствовать прозрачности факторингового бизнеса. Это планируется сделать как в рамках существующего Федерального закона "О кредитных историях", так и на базе специально созданного для этих целей федерального закона.

    б) Поскольку отсутствие оборотных средств у поставщиков приводит к задержкам исполнения государственных контрактов, а отсутствие механизма получения фактором у заказчика денежных средств по уступленным правам требования затрудняет развитие финансирования прав требований из госконтрактов необходимо, считает АФК: "Предусмотреть в Бюджетном кодексе, Федеральных законах "О государственном оборонном заказе", "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" "О государственном материальном резерве", Постановлениях Правительства Российской Федерации о Федеральных целевых программах, возможность уступки прав требований по государственным контрактам".

    в) Создать механизм рефинансирования уступленных прав требований через специализированных субъектов - операторов вторичного рынка. В роли таких операторов должны выступать специально созданные агентства, которые должны обладать достаточно широкими полномочиями по отбору (квалификации) факторов-контрагентов, контролю за "качеством" выкупаемых прав требований.

    г) Рассмотреть возможность распространения государственных гарантий и субсидирования процентных ставок не только по кредитованию предприятий приоритетных отраслей экономики (п. п.15, 19, 36, 38, 41 Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, утвержденного 6 ноября 2008 г. Правительством Российской Федерации), но и по факторинговым операциям.

      Не менее важной задачей стоящей перед факторинговым рынком является укрепление риск менеджмента.

    Как уже говорилось выше, факторинг - является одним из самых перспективных  направлений мошенничества. При  этом мошенники никогда не пользуются одними и теми же средствами. Поэтому  любой факторинговой компании необходимо тщательно выстраивать систему риск-менеджмента.

Во время  обслуживания компании в работу вступает еще один механизм защиты от рисков, а именно институт кредитных контролеров, который занимается верификацией поставок. [7]. Заметим, что несмотря на кажущуюся универсальность данной модели, факторам необходимо постоянно адаптировать систему управления рисками в соответствии со вновь выявленными типичными случаями мошенничества. В противном случае, клиенты могут попытаться обойти данные модели. Между тем, даже самая эффективная система риск-менеджмента не способна со стопроцентной гарантией оградить фактора от мошенничества. Поэтому целесообразно было бы сформировать единый факторинговый комитет, объединяющий факторов РФ, а также собирающий данные об их клиентах. Вполне вероятно, что данное направление может быть реализовано в рамках АФК, на данный момент объединяющей более 80% факторинговых компаний.

      Не последнюю роль в деле  формирования факторингового рынка  является просвещение потенциальных  клиентов о факторинге, его сущности, содержании и методах использования.  И хотя факторы сформировали  данную задачу еще в 2008 году - она по-прежнему остается актуальной.

    Решение данной задачи должны идти по двум направлениям:

    а) укрепление экономического образования  предпринимателей,

    б) массовые мероприятия по продвижению факторинга, осуществляемые через средства массовой информации.

    При этом данные направления необходимо проводить без перерывов. Кроме того, необходима консолидация сил всех участников рынка по продвижению товара на рынке. У каждого участника рынка есть свои пиар-ресурсы - у кого-то больше, у кого-то меньше. Часть этих ресурсов можно объединить и направить на продвижение факторинга как финансового инструмента, так и самостоятельного сегмента финансовой системы страны, имеющего для этой страны возрастающую значимость. Это вопрос включения общественности и связи с ней в комплекс маркетинговых коммуникаций всего рынка. [18].

      

    3.2 Перспективы факторинга

    Конец 2009 года ознаменовался двумя событиями, имеющими возможность оказать значительное влияние на отечественный рынок  факторинга: Правительство приняло  поправку к ст.825 ГК РФ, а также закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

    Отмена  обязательного лицензирования факторинговой  деятельности преследовала цель укрепления и развития рынка факторинга. Однако по существу ничего нового она на рынок не привнесла, поскольку из-за отсутствия лицензирующего органа факторинговые компании действовали и без лицензии, подтверждая свое право через суды. Например ФК "Лайф" и ФК "Санкт-Петербург", объем уступленных требований которых составил соответственно 6.045.976 тыс. руб. (7 место в ренкинге) и 676.730 тыс. руб. (13 место в ренкинге).

    Тем не мене отмена лицензирования не повлекла за собой появления новых игроков. Хотя дала ряд положительных эффектов:

    Банки получили возможность вывести факторинговые  подразделения на самостоятельный  баланс, тем самым сформировав  дочерние предприятия, не нуждающиеся  в постоянном резервировании сумм, а значит способных применять  более рисковую политику.

    Возможность привлечения иностранного капитала на рынок факторинга, может способствовать повышению уровня факторинговых  услуг и развитию здоровой конкуренции  на рынке. Так как иностранные  компании имеют более отлаженные технологии финансирования, в том  числе систему риск-менеджмента  и качественное IT-обеспечение. С другой стороны их появление создаст определенные сложности в развитии отечественных факторинговых компаний, в виду вышеуказанных причин. При этом все участники факторингового рынка отмечают, что появление иностранных факторов возможно не ранее чем в 2011 - 2013 годах.

    Положительное влияние должно оказать и принятие закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", закрепляющий максимально допустимые отсрочки, а также исключающий из договора поставки все обременения кроме скидок за объем.

    Если  до недавнего времени основными  потребителями услуг факторинга были средние и крупные предприятия, то в течении следущих пяти лет следует ожидать продолжение тенденции, начавшейся в конце 2008 года - факторы будут перестраивать свой бизнес, ориентируясь на потребности малого и среднего бизнеса.

    Отмечая высокий потенциал региона, что  связано с уходов в начале 2009 года ведущих игроков регионального  рынка факторинга: Еврокоммерц, и МФК "Траст" - ведущие игроки рынка факторинга заявляли о намерениях увеличить свою долю присутствия в регионах. Однако не следует ожидать, что освоение региональных рынков будет происходить с одинаковой интенсивностью. "Перспективы в значительной степени зависят от отраслевой структуры экономики, - отмечает Роман Огоньков, - поскольку ситуация значительно различается в зависимости от конкретного региона. Наверное, наибольшие сложности будут наблюдаться там, где велика доля производства товаров промышленного назначения (отрасли связанные с автопромом, металлургией, строительством). Есть рынки, которые "живут", на которых есть платежеспособный спрос и он носит устойчивый характер, но есть рынки которые впали в кому и пока не понятно в какие сроки региональная экономика сможет это преодолеть" [19]. Таким образом, освоение регионов будет осуществляться тем быстрее, чем лучше будет работать система страхования рисков фактора. Кроме того, освоение регионального будет происходить за счет тех компаний, которые в течение последних лет сумели наладить сети представительств. В целом следует ожидать, что полноценное освоение регионального рынка начнется не раньше 2012 года.

    В общей структуре факторинговых компаний вероятно будет происходить постепенное уменьшение доли банковского факторинга. Заметим, что такая тенденция характерна для всех экономически развитых рынков.

    Наиболее востребованным продуктом по-прежнему остается обыкновенный внутренний факторинг с регрессом. Снижение его доли произойдет только тогда, когда сам факторинг перестанет восприниматься большинством потенциальных клиентов исключительно как инструмент финансирования, и не более того, что за счет медленного развития регионального рынка произойдет еще не скоро.

    Не  стоит ожидать и быстрого развития международного факторинга, по крайней  мере, до тех пор, пока не будет решена проблема с валютным законодательством  нашей страны.

    В прошлом году на российском рынке  наиболее распространены были экспортный факторинг с регрессом и импортный факторинг. Сделки импортного факторинга осуществлялись по схемам с регрессом и без регресса. При этом 90% всех операций приходились на сделки без регресса, то есть с покрытием риска российского импортера. При этом операции как по импортному, так и по экспортному факторингу будут преимущественно осуществляться со странами СНГ и Европы, что объясняется географией российской международной торговли в целом. При этом основными потребителями международного факторинга в России станут экспортеры сырья и импортеры потребительских товаров.

    Общая доля международного факторинга в течение  ближайших пяти лет вряд ли превысит 5 - 7 процентов. Это объясняется тем  обстоятельством, что для осуществления  международного факторинга, надо быть членом как минимум одной из двух международных факторинговых ассоциаций - FCI и International Factors Group (IFG).

    Наблюдается в 2010 году и увеличение роста инвестиций в факторинговый бизнес. Согласно "Российской Бизнес-газеты": 74% опрошенных факторов планируют инвестировать "больше, чем в 2009 году",19% сохранят расходы на уровне 2009 года, 7% планируют сократить бюджет [4, с.18]. Однако не стоит ожидать от рынка достаточно большого роста. "Таких темпов развития российского факторинга, какие мы наблюдали до кризиса, однозначно не будет. - отмечает Елена Гладких - В лучшем случае, факторинговый рынок повторит результаты 2008 года. По нашим прогнозам, в 2010 году рынок факторинга вырастет на 15-20% относительно уровня 2009 года. Постепенно сформируется позитивный тренд в экономике, восстановится доверие потребителей, улучшится благосостояние населения. Стабилизация потребительского спроса неизбежно вызовет рост производства товаров и вспомогательного сырья, что приведет к увеличению долговой нагрузки на предприятия. Все эти изменения самым позитивным образом скажутся на развитии факторинга в России, и к концу 2010 года мы увидим прирост рынка не менее чем на 15%" [18].

Информация о работе Факторинговые операции