Формирование цен на торговых предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать процесс ценообразования на предприятии торговли на примере ООО «Торговый дом «М».

Для достижения цели, в работе ставятся следующие задачи:

– изучить теоретические основы ценообразования: сущность и особенности ценообразования на предприятиях торговли, методы регулирования цен на потребительском рынке;

– проанализировать и оценить эффективность ценообразования на предприятии торговли и его влияния на результаты деятельности предприятия;

– предложить направления регулирования цен на исследуемом предприятии торговли.

Содержание

Введение. 3
Глава I. Теоретические основы исследования ценообразования в сфере торговли. 5
1.1. Сущность цены и ценообразования. 5
1.2. Особенности ценообразования на предприятиях торговли. 9
1.3. Варианты ценовой политики предприятия. 14
Глава II. Анализ и оценка системы ценообразования в ООО «Торговый дом «М». 17
2.1. Общая характеристика предприятия. 17
2.2. Система ценообразования в ООО «Торговый дом «М». 19
Глава III. Пути увеличения эффективности ценообразования. 26
Заключение. 28
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

112138_Формирование цен на торговых предприятиях.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

     Широко  распространенным в ценовой борьбе за потребителя является применение различных скидок с цен, что должно найти отражение при формировании ценовой политики предприятия, ее стратегии  и тактики. Исторически скидки появились и стали использоваться в условиях уличной торговли товарами, когда продавец в результате торга предоставлял скидку тому покупателю, который приобретает больше товаров. В настоящее время практика предоставления скидок используется крупными и средними компаниями, организациями малого бизнеса и индивидуальными предпринимателями. Предоставление скидок прежде всего стимулирует продажи, что, в свою очередь, влияет на объем получаемой выручки, поэтому формирование системы скидок является методом, используемым при разработке финансовой политики предприятия и оказывающим влияние на ее результаты.

Глава II. Анализ и оценка системы  ценообразования  в ООО «Торговый  дом «М».

2.1. Общая характеристика  предприятия.

     ООО «Торговый дом  «М» существует с 2005 г. и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Место нахождения Общества: Россия, г. Тюмень, ул. Республики, 31.

     Организационная структура предприятия представлена на рис. 2.1.

     

     

     

       

       

     

       
 

     Рис. 2.1. Организационная структура ООО «Торговый дом «М».

     В соответствии с Уставом основными видами деятельности Общества является:

     – поставка продукции общественного питания;

     – деятельность розничной торговли пищевыми продуктами.

     Фактическим видом деятельности предприятия  является реализация салатов и других блюд общественного питания в розницу.

     Основные показатели деятельности предприятия представлены в таблице 2.1:

Таблица 2.1 Основные экономические  показатели деятельности ООО «Торговый  дом «М».

Показатели Значение  показателя Отклонения
2008 г. 2009 г. 2010 г. Абсолютное 2010–2008 (+,–) Относительное, 2010/ 2008, %
Выручка от продаж, тыс. руб. 3740 4230 5108 1368 136,58
Себестоимость продаж, тыс. руб. 1853 2641 3754 1901 202,59
Прибыль от продаж, тыс. руб. 1353 1007 741 -612 54,76
Среднесписочная численность работников, чел. 16 18 20 4 125,00
Чистая  прибыль, тыс. руб. 1028 765 563 -465 54,77
Основные  фонды, тыс. руб. 1920 2057 3291 1371 171,41
Затраты на 1 руб. выручки, тыс. руб. 0,50 0,62 0,74 0,24 148,00
Рентабельность  продаж, % 27,49 18,09 11,02 -16,47 40,09
 

     Анализируя  данные таблицы, можно сделать вывод, что в 2010 году выручка от продаж относительно 2008 г. возросла на 36,58%, как и себестоимость, которая возросла в большей степени – на 102,59%. Темп роста себестоимости, превышающий темп роста выручки от продаж повлек снижение прибыли от продаж на конец 2010 г. относительно 2008 и 2009 гг.

     Рост численности персонала незначителен – в течение периода исследования и составил 4 человека. Чистая прибыль предприятия за счет роста себестоимости и прочих расходов, не связанных с основной деятельностью снизилась в 2010 г. относительно 2008 г. до 54,77%.

     За  период 2008–2010 гг. стоимость основных фондов возросла на 71,41%, что является результатом приобретения новых основных фондов – в частности, нового кухонного оборудования.

     Показатели  затрат на 1 руб. выручки в период исследования возросли на 24 коп., что свидетельствует о росте расходов предприятия – нерационального планирования материальных затрат, общехозяйственных расходов, затрат на оплату труда.

     В период 2008–2010 гг. наблюдается снижение рентабельности продаж с 27,49% до 11,02%, но показатель близок к желаемой норме (15–25%).

2.2. Система ценообразования  в ООО «Торговый дом «М».

     Ценообразование является важнейшим качественным показателем работы ООО «Торговый дом «М», осуществляющего розничную торговлю салатами и другими блюдами, в котором находят отражение все стороны его деятельности.

     В условиях работы на рынке общественного питания и получения всех исходных факторов производства, в ООО «Торговый дом «М» организована специальная системная работа по наблюдению, изучению, выработке стратегии и тактики в области цен как на реализуемые предприятием блюда, так и на факторы производства, приобретаемые предприятием на рынке – средства производства, природные ресурсы, труд. Эту работу осуществляет заведующий производством под руководством коммерческого директора ООО «Торговый дом «М».

     Необходимо  отметить, что стоимость готовой  продукции ниже на 10% уровня цен за аналогичную продукцию других предприятий, при этом ООО «Торговый дом «М» гарантирует высокое качество еды и напитков; качество и высокую скорость обслуживания, возможность выбора широкого ассортимента блюд и напитков.

     Ценовая политика ООО «Торговый дом «М» позиционируется в сегменте недорогой кухни с демократичными ценами. Цены на салаты и другие блюда варьируются от 14 до 85 руб. за 100 гр.

     Планирование  рыночной цены на продукцию ООО «Торговый дом «М» осуществляется по следующим этапам:

     1. Планирование оптовой цены. Оптовая цена на продукцию ООО «Торговый дом «М» – цена, с которой товар выходит с кухонного блока. Она состоит из полной себестоимости и прибыли.

  1. Планирование отпускной цены. Отпускная цена ООО «Торговый дом «М» – это цена, которая включает в себя помимо полной себестоимости и прибыли налог на добавленную стоимость – 18%.

     3. Планирование рыночной цены. Рыночная цена – это цена, по которой товар приходит к конечному потребителю, т.е. цена, завершающая процесс ценообразования. Она отличается от отпускной цены предприятия 10% торговой наценки, необходимое для содержания работников и покрытия транспортных расходов в размере 5% на блюда ООО «Торговый дом «М» (всего 15%).

     Во  многом решения по установлению рыночной цены на продукцию ООО «Торговый дом «М» определяется внешними причинами по отношению к предприятию. В одних случаях эти причины значительно уменьшают свободу предприятия в установлении цен, в других случаях – не оказывает заметного влияния на свободу ценообразования, в третьих – значительно расширяют эту свободу. Следовательно, конечным результатом первого этапа процесса планирования рыночной цены должно быть выявление границ предприятия в установлении рыночных цен на продукцию.

     Специалисты ООО «Торговый дом «М» при планировании рыночных цен своей продукции используют метод ценообразования «издержки + прибыль» потому, что во-первых, предприниматели всегда лучше знают свои издержки, чем спрос покупателей и цены конкурентов.

     Во-вторых, этот метод уменьшает ценовую  конкуренцию, когда все фирмы  используют его в своей практике ценообразования. В данной ситуации их цены очень близки друг к другу.

     В совокупности рыночная цена конкретного блюда ООО «Торговый дом «М» определяется взаимным действием трёх групп факторов: издержек производства, состояния спроса и уровня конкуренции на рынке услуг общественного питания.

      Рис. 2.2. Влияние каналов товародвижение на формирование рыночных цен в ООО «Торговый дом «М».

     Особенностью  ценообразования на продукцию ООО «Торговый дом «М» является то, что данная продукция реализуется населению и на нее формируются розничные цены, уровень которых складывается из стоимости сырья по розничным ценам и наценок, предназначенных наряду с торговыми наценками для возмещения совокупных издержек данных предприятий, уплаты налогов и неналоговых платежей согласно действующему законодательству, образования прибыли.

     Особенность ценообразования в сфере общественного  питания, представителем которой является ООО «Торговый дом «М», состоит еще и в том, что в этой отрасли не определяется себестоимость единицы выпускаемой продукции. На каждое изделие собственного производства рассчитывается цена реализации.

     Исчисление  продажных цен на блюда и изделия  в ООО «Торговый дом «М» осуществляется в калькуляционных карточках, которые создаются в программе Store House. В калькуляционных карточках указывают наименование блюда, номер рецептуры, название Сборника рецептур, дата составления калькуляции или ее изменения, выход блюда в готовом виде и цена порции. Расчет стоимости блюда производится исходя из стоимости сырья (с учетом наценки), расходуемого на 100 порций блюд или 10 кг изделий. Затем делением общей суммы стоимости набора сырья на 100 (или 10) определяется цена одной порции.

     Основными документами при калькуляции  блюд в ООО «Торговый дом «М», регламентирующими нормы закладки сырья являются Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания.

     В процессе планирования рыночной цены ООО «Торговый дом «М» используется метод ориентации на издержки, который предполагает построение цены по принципу «издержки + ресторанная наценка)», а также через получение общего объема прибыли и безубыточности. Динамика и структура издержек ООО «Торговый дом «М» представлена в табл. 2.2.

     Таблица 2.2 Динамика и структура  издержек производства ООО «Торговый дом «М» за 2008-2010 гг.

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г.
сумма уд. вес, % сумма уд. вес, % сумма уд. вес, %
Материальные  расходы 156,64 8,45 362,64 13,73 1112,36 29,63
Заработная  плата 1210,6 65,33 1636 61,95 1864 49,65
Отчисления  на социальные нужды 314,76 16,99 425,36 16,11 484,64 12,91
Амортизационные отчисления 54 2,9 66 2,5 81 2,13
Прочие  расходы 117 6,31 151 5,72 212 5,65
Итого расходов 1853 100,00 2641 100,00 3754 100,00

Информация о работе Формирование цен на торговых предприятиях