Формирование прибыли торгового предприятия и оценка перспектив ее роста ( на материалах ООО «Толстихинское сельпо»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработать рекомендации по повышению прибыли торгового предприятия, на основе проведения его анализа.

В соответствии с этим определен круг решаемых в работе задач:

1. Изучение и систематизация теоретических материалов по формированию и распределению прибыли торгового предприятия.

2. Анализ формирования и распределения прибыли на примере ООО «Толстихинское сельпо».

3. Оценка влияния факторов на прибыль торгового предприятия на материалах ООО «Толстихинское сельпо».

4.Оценка эффективности функционирования ООО «Толстихинское сельпо» и поиск путей совершенствования и рационализации системы формирования и использования прибыли.

Содержание

Введение 2
1. Прибыль как экономическая категория и её характеристика.
1.1. Прибыль торгового предприятия: понятие, сущность, виды прибыли и источник её происхождения. 4
1.2. Формирование и распределение прибыли торгового предприятия в соответствии с действующим законодательством 9
1.3 Рентабельность деятельности торгового предприятия: понятие, сущность, методика расчета и резервы роста. 20
2. Анализ формирования прибыли торгового предприятия ООО «Толстихинское сельпо»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия ООО « Толстихинское сельпо» 29
2.2. Анализ оборота розничной торговли торгового предприятия ООО «Толстихинское сельпо» 40
2.3. Анализ доходов и расходов торгового предприятия ООО «Толстихинское сельпо» 47
2.4 Формирование прибыли торгового предприятия ООО «Толстихинское сельпо». 53
3. Оценка эффективности деятельности ООО «Толстихинское сельпо» и разработка рекомендаций по увеличению прибыли
3.1. Расчет и анализ рентабельности деятельности торгового предприятия ООО «Толстихинское сельпо» 57
3.2. Разработка мероприятий, направленных на увеличение прибыли торгового предприятия ООО «Толстихинское сельпо» 59
3.3. Пути повышения прибыли торгового предприятия ООО «Толстихинское сельпо» 61
Заключение 68
Библиографический список 70

Работа содержит 1 файл

экон_курсовая 5 курс.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

          Для оценки эффективности деятельности  торгового предприятии одного  показателя прибыли недостаточно. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о том, насколько доходно предприятие, нельзя сравнить различные торговые предприятии, так как при получении одинаковой суммы прибыли, они могут иметь различные объемы продаж, издержки обращения. Поэтому для определения эффективности производственных затрат используют относительный показатель – уровень рентабельности.(6,с.66)

         Рентабельность характеризует отношение  полученного результата к затратам, которые вызвали этот результат. 

      « В экономической теории применяются несколько определений категорий рентабельности:

  1. прибыльность;
  2. отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к себестоимости совокупных затрат на ее получение;
  3. сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, исчисляемыми в стоимостной форме;
  4. интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности» В любом случае  определение рентабельности характеризует процентное отношение суммы полученной прибыли к одному из показателей деятельности торговли.

           В настоящее время  в российской практике наиболее распространенным показателем, использующимся при оценке эффективности деятельности торгового предприятия, является уровень рентабельности продаж (оборот розничной торговли), который можно рассчитать по формуле: 

                    ,                                                                                    (5)   

где Ур - уровень рентабельности, %;

       П  - прибыль торгового предприятия,  тыс. руб.;

       Р – оборот розничной торговли, тыс.руб. 

 

      Этот  показатель характеризует долю прибыли в обороте розничной торговли. В числителе могут быть использованы различные виды прибыли (валовая прибыль ВП, прибыль от продаж Ппр, прибыль до налогообложения П до н.обл,  чистая прибыль ЧП). (6,с.71)

       Данный  показатель рентабельности позволяет точно судить о финансовом результате деятельности торгового предприятия и имеет долгосрочный характер, поскольку определяет решение инвестора о вложении средств в капитал той или иной торговой фирмы.

    При исчислении данного показателя рентабельности в знаменателе указывается:

- в розничной  торговле  - оборот розничной торговли  в розничных ценах без НДС;

- в общественном  питании – валовой оборот по  продажным ценам, включая надбавки;

  • в оптовой торговле – оптовый оборот розничной торговли с участием в расчетах по розничным ценам.

    Второй показатель рентабельности  характеризует эффективность использования материальных ресурсов предприятия. Его можно рассчитать по следующей формуле: 

                  ,                                                                                        (6) 

где  Чп -  чистая прибыль, тыс.руб.;

        – среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.;

        – среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

       

       В торговле такой показатель не применяется  из-за различий предприятий по доле собственных и арендованных основных фондов и оборотных средств.

      Третий  показатель рентабельности характеризует эффективность текущих затрат и рассчитывается по следующей формуле: 

                    ,                                                                                               (7) 

где  Ппр - прибыль от продаж, тыс.руб.;

       ИО – издержки обращения, тыс.  руб. 

       Данный  показатель характеризует эффективность  текущих затрат живого и овеществленного  труда, т.е. эффективность использования  вложенных средств

       Наряду  с показателями оборота розничной  торговли, основных и оборотных средств, издержек обращения для расчета уровня рентабельности используют и другие показатели: торговая площадь, среднесписочная численность работников, фонд заработной платы и т.д.(6,с.73)

         Отношение прибыли от продаж  к величине торговой площади дает следующий показатель рентабельности: 

                      ,                                                                                           (8)              

где Ппр - прибыль от продаж, тыс.руб.;

     Sторг – торговая площадь, кв.м. 

       Данный  показатель характеризует эффективность  использования 1 кв.м.   торговой площади  магазина. Рациональное использование  торговой площади позволяет повысить размер прибыли. 

                   ,                                                                                (9)  

    где    П - прибыль предприятия, тыс.руб.; 

         Чср – среднесписочная численность  работников предприятия;

     

                   ,                                                                                (10)  

    где П - прибыль предприятия, тыс.руб.; 

      ФЗП – фонд заработной платы,  тыс. руб. 

       Каждый  из вышеприведенных показателей  характеризует эффективность использования  отдельных видов ресурсов или  текущих затрат, но только в совокупности они дают представление об эффективности торговой деятельности предприятия и торговли в целом.

       Осуществление глубоких преобразований в экономике  вызывает необходимость максимальной мобилизации внутренних резервов. Для эффективного функционирования предприятий и объединений в условиях рыночных отношений первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объема товарной продукции, снижение себестоимости, роста прибыли.

       Многообразие факторов, влияющих  на прибыль, требует их классификацию, которая необходима для определения основных направлений поиска резервов его увеличения. Эти факторы классифицируются по различным признакам.

     В экономической литературе выделяют множество факторов, влияющих на прибыль, что требует их классификации с целью выявления основных направлений определения резервов и путей увеличения прибыли. Обобщения, имеющиеся в экономической литературе, точек зрения ученых по вопросам классификации факторов, определяющих прибыль, позволяют предложить следующие основные признаки классификации и соответствующие им виды факторов (рис. 5).

   В зависимости от внешней среды  факторы классифицируются на внутренние и внешние. К внешним факторам относятся: природные условия, государственное  регулирование цен, тарифов, налоговых ставок, процентов, штрафных санкций. Они не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать влияние на объем прибыли. Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные (6,с.74)

    Факторы, влияющие на размер прибыли:

    Внешние факторы:

    - конъюнктура  рынка;

     - инфляция;

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 5. Классификация факторов, определяющих прибыль

      

    - ставки  процентов по кредитам, займам;

    - политическая  стабильность

    - уровень  развития инфраструктуры рынка

    - уровень  конкуренции

    Внутренние  факторы

    - объем  и структура товарооборота;

    - объем  реализованных торговых надбавок;

    - скорость  оборачиваемости товаров;

    - объем  издержек обращения;

    - размер  прочих поступлений;

    - объем  уплачиваемых налогов;

    - обеспеченность  собственными оборотными средствами;

    - эффективность  использования ресурсов (трудовых, материальных)

    - уровень  хозяйствования и управления  предприятием

      Производственные  факторы, характеризующие наличие  средств и предметов труда, трудовых ресурсов, в свою очередь подразделяются на экстенсивные и интенсивные.(6,с.75)

      Экстенсивные  факторы воздействуют на процесс  получения прибыли через изменение: объема средств труда, времени работы оборудования, количества предметов  труда, численности персонала, фонда  рабочего времени. Интенсивными факторами являются: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологий их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации персонала, снижение трудоемкости реализуемой продукции, совершенствование организации труда.

      К внепроизводственным факторам относятся: снабженческо-сбытовая деятельность, социальные условия труда и быта и т.д. При осуществлении хозяйственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли. Эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

      Элементы  процесса производства рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема товарной продукции, а с другой – как основные факторы, определяющие издержки производства.   Величина и темпы роста прибыли зависят от трех факторов производственного процесса, воздействующих на нее через систему показателей объема и себестоимости продукции. Издержки производства (амортизационные отчисления, материальные затраты, оплата труда) и виды авансированных средств (стоимость основных и оборотных средств) под воздействием одних и тех же факторов могут оказывать различное влияние на прибыль. Однако, в процессе осуществления производства продукции возможна ситуация, когда объем полученной прибыли, увеличивается и при нерациональном использовании основных и оборотных средств, трудовых ресурсов.

      Средства  и предметы труда, трудовые ресурсы  являются не только факторами формирования прибыли, но и одновременно служат основой определения направлений ее роста. Их рациональное и эффективное использование способствуют увеличению выпуска продукции, в результате чего уменьшается объем применяемых и расходуемых средств, в результате чего уменьшается материалоемкость, фондоемкость, трудоемкость, себестоимость.

      Резервы роста прибыли по уровню управления, от которого зависит их мобилизация, подразделяются на: внутрихозяйственные, региональные, общеэкономические.

         По срокам использования резервы роста прибыли бывают текущими и перспективными. 

       Текущие – это те возможности улучшения хозяйствования, которые могут быть реализованы на протяжении ближайшего года. Для использования текущих резервов требуются интенсификация производства и улучшение хозяйствования при имеющейся численности работников и материально- технической базе, устранение явных потерь и непроизводственных расходов без привлечения дополнительных материальных и трудовых ресурсов.(6,с.77)

           По способам обнаружения резервы роста прибыли подразделяются на:

    - явные,  таящиеся в ликвидации потерь  и перерасходов;

Информация о работе Формирование прибыли торгового предприятия и оценка перспектив ее роста ( на материалах ООО «Толстихинское сельпо»)