Эколого-экономические проблемы деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 09:25, курсовая работа

Описание работы

Близость связи экономики и экологии видна уже в названиях этих областей знания. Экономика (от греческого oikonomike, буквально - искусство ведения домашнего хозяйства) - совокупность производственных отношений определенного общества, его экономический базис; народное хозяйство данной страны или его часть, включающая определенные отрасли и виды производства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Экологический фактор в размещении производства……….........5
1.1. Экологический фактор в развитии производства………………………..5
1.2. Воздействие промышленных предприятий на природную среду, здоровье человека……………………………………………………………………..7
1.3. Экономические показатели оценки затрат на внедрение мероприятий по защите экологии……………………………………………………………10
ГЛАВА 2. Внедрение новых технологий для защиты экологии……………14
2.1. Внедрение новых технологий, инновационная деятельность предприятий и организаций………………………………………………………………14
2.2. Система экологического управления…………………………………….17
2.3. Зарубежный и Российский опыт в области природоохранной деятельности………………………………………………………………22
ГЛАВА 3. Охрана окружающей среды………………………………………26
3.1. Система экологического управления на примере ОАО «Татнефть»…..26
3.2. Итоги природоохранной деятельности компании по данным производственного контроля в области охраны окружающей среды….28
3.3. Повышение надежности технологического оборудования…………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...33

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 66.48 Кб (Скачать)

Указанная формула является основой для  расчета экономического эффекта  новой техники во всех отраслях народного  хозяйства.

При расчете  годового экономического эффекта от внедрения новой техники в  составе капитальных вложений учитываются  затраты на всех стадиях создания, разработки, внедрения и использования  новой техники, а именно:

  • затраты на научные исследования, конструкторские, опытные и опытно-промышленные установки (Кнр);
  • затраты на приобретение, доставку, монтаж (демонтаж) оборудования, техническую подготовку, наладку и освоение производства (Ктп);
  • затраты на пополнение оборотных средств предприятия, связанные с созданием и использованием новой техники (Кно)
  • затраты (прибыль) от производства и реализации продукции в период освоения производства, предшествующие расчетному году (Косв).

Тогда суммарные капитальные вложения рассчитываются по формуле:

Ксум = Кнр + Кпт + Коб + Косв

 

2.2. Система  экологического управления

 

Ключевым  звеном в системе экологического управления и менеджмента является экологическая служба предприятия, или, в случае небольших производств, отдельный квалифицированный специалист (менеджер), уполномоченный решать соответствующие  задачи.

На практике встречаются четыре основных типа структур систем экологического управления и  менеджмента, различающиеся по положению  в них экологической службы предприятия  или уполномоченного специалиста:

-  структура с отсутствующей экологической службой или специалистом в области экологического менеджмента;

-  структура, в которой экологическая служба (должностные обязанности менеджера) совмещена с каким-либо другим подразделением (другими должностными обязанностями) предприятия;

-  структура, в которой экологическая служба (менеджер) выделена в отдельное подразделение (должность);

-  структура, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение с руководителем, равным по рангу заместителю директора предприятия.

Наименее  эффективной является структура  экологического управления и менеджмента  первого типа. Решение производственных экологических задач в данном случае возложено на то или иное должностное лицо в качестве дополнительной нагрузки. Это могут быть главный  инженер, главный технолог, главный  энергетик и другие. Так как  эти должностные лица в первую очередь выполняют свои непосредственные обязанности, то вся природоохранная  деятельность сводится ими преимущественно  к выполнению формальных требований действующего природоохранительного  законодательства, например к заполнению необходимой отчетности.

Для структуры второго типа характерно существование подразделения или  отдельного специалиста, занимающегося  вопросами экологического управления и менеджмента. При этом их функции (должностные обязанности) совмещены  с другими функциями (должностными обязанностями). Например, достаточно часто происходит совмещение в одном  подразделении экологической службы и службы охраны труда или совмещение экологической службы и службы эксплуатации природ охранного оборудования. Для  систем экологического управления и  менеджмента данного типа характерны следующие недостатки:

-  недостаточное внимание экологическим аспектам деятельности предприятия;

-  ограниченность времени и ресурсов для практической реализации природоохранной деятельности;

-  большой объем обязанностей, ограничивающий возможности инициативной деятельности;

-  недостаток авторитета экологической службы (специалиста-менеджера).

В третьем  типе системы экологического управления и менеджмента экологическая  служба (специалист в области экологического менеджмента) выделена в отдельное  подразделение предприятия (должность), имеет своего руководителя, но при  этом не обладает достаточным весом  в иерархической структуре предприятия.

Для систем экологического управления и менеджмента  третьего типа можно выделить один характерный недостаток, заключающийся  в том, что эффективность функционирования экологической службы (специалиста-менеджера) зависит от подчиненности и места  в общей системе производственного  управления и менеджмента. Вместе с  тем данный тип структуры экологического управления и менеджмента приобретает  существенные достоинства:

-  возможность комплексно и полноценно осуществлять экологическую деятельность;

-  более высокий авторитет экологической службы (специалиста-менеджера);

-  возможность детального изучения экологических проблем.

Наиболее  эффективным и обладающим наибольшими  потенциальными возможностями в  использовании преимуществ экологического менеджмента является 4-й тип системы, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение, а ее руководитель (специалист-менеджер) по должности в зависимости от размера предприятия равен заместителю  директора или заместителю главного инженера. Для структур систем экологического управления и менеджмента четвертого типа характерны следующие достоинства:

-  возможность наиболее комплексно, рационально и полноценно осуществлять экологическую деятельность;

-  возможность эффективного совмещения основных производственных и экологических целей и задач на предприятии;

-  возможность осуществления разнообразной и экономически эффективной экологической деятельности.

По способу  организации деятельности возможно следующее деление экологических  служб предприятий:

Экологические службы дифференцированного типа, в  которых обязанности сотрудников  разделены по виду воздействия на окружающую среду

Для большинства  служб такого типа можно выделить сотрудников, занятых:

-  охраной атмосферного воздуха;

-  охраной и рациональным использованием водных ресурсов;

-  охраной окружающей среды от отходов производства и потребления;

-  охраной и рациональным использованием земельных ресурсов.

Разделение  обязанностей в экологических службах  такого типа сходно со структурой государственных  органов экологического контроля. Подобное разделения обязанностей оправдано  для больших предприятий (производственных объединений), на которых экологическая  служба включает более 10 человек.

К недостаткам  структуры экологических служб  первого типа относятся:

-  изолированность областей деятельности специалистов;

-  вероятность ситуаций, в которых при невозможности выполнения специалистом по каким-либо причинам своей работы, другим специалистам потребуется значительное количество времени, прежде чем они квалифицированно смогут выполнять обязанности отсутствующего сотрудника;

-  организационные сложности принятия комплексных природоохранных решений.

Достоинство экологической службы такого типа заключается  в том, что можно досконально  изучить требования и возможности  в определенной области деятельности, осуществлять более эффективное  управление и менеджмент, например, в области обращения с отходами производства и потребления и принимать правильные решения в этой области.

К описанному типу относятся и экологические  службы, обязанности сотрудников  в которых разделены по виду технологических  операций, существующих на предприятии. Работники таких служб занимаются экологическими вопросами, связанными с конкретной технологической операцией. Достоинства и недостатки экологической  службы этого типа аналогичны описанным  выше.

Экологические службы интегрированного типа

Сотрудники  экологической службы такого типа в  составе подразделения, отвечающего  за природоохранную деятельность на предприятии, все вместе выполняют  работы, связанные с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов. Такой тип  структуры экологической службы предприятия достаточно распространен  для средних и мелких предприятий.

Достоинства экологических служб подобного  типа:

-  взаимозаменяемость сотрудников;

-  в случае отсутствия кого-либо из сотрудников, другие специалисты могут успешно выполнить его обязанности;

-  комплексный характер работ; при рассмотрении вопросов, связанных с одним видом воздействия на окружающую среду учитываются и остальные аспекты такого воздействия. Так, например, при разработке обоснования лимитов размещения отходов важными являются не только знания и навыки в данной области, но и в области воздействия на атмосферный воздух, рационального использования водных и земельных ресурсов;

-  возможность разработки правильной экологической политики, определения комплексных целей и задач предприятия в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

-  возможность наиболее эффективного управления охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов; такое управление можно осуществлять только при комплексном подходе в определении экологической политики и стратегии, целей и задач.

Экологические службы смешанного типа

Сотрудники  подобных экологических служб могут  выполнять обязанности, связанные  с различными видами воздействия  на окружающую среду, а также заниматься экологическими проблемами определенной технологической операции. Экологическим  службам такого типа присущи достоинства  и недостатки служб выше описанных  типов.

При любой  организации производственной экологической  службы важен комплексный подход в осуществлении эффективного экологического управления и экологического менеджмента, в том числе при разработке экологической политики предприятия, определении основных целей и  задач в данной области, организации  деятельности, мотивации и контроле.

 

2.3. Зарубежный и Российский опыт  в области природоохранной деятельности

 

В связи  со сложившейся критической ситуаций из-за истощения природных ресурсов во всех странах мира признана необходимость  теоретических разработок и практических шагов в формировании экологической  политики, предусматривающей заботу о сохранении природы, «качества» окружающей человека природной среды, о рациональном использовании существующих и потенциальных  энергетических ресурсов, поддержания  экологического равновесия в природе. Политика сохранения природной среды  воплощается в форме крупных  национальных программ, в которых  предусматривается взаимодействие органов государственного управления, частного сектора, науки, финансовых учреждений. Во всех странах приняты целые  своды законов об охране природы  и ее отдельных компонентов. В  них закрепляется новая функция  государства по регулированию природоохранной  деятельности, а также определены права и обязанности природопользователей. Вереницу законодательной пирамиды обычно венчает единый генеральный  закон об охране природы, устанавливающий общие основы и цели политики и призванный обеспечить концептуальную однородность и целостность всей законодательной практики в области природопользования. В некоторых странах два общих закона: о нарушениях природной среды (загрязнение, разрушение ландшафтов и т.п.) и об охране животного и растительного мира. Такими законами в США является закон о национальной политике в области окружающей среды 1970 г., в Японии - основной закон по борьбе с загрязнением окружающей среды 1967г. и дополненный в 1970 г., в Швеции - закон о защите окружающей среды 1969г. За генеральным законом следуют многочисленные законодательные акты, регулирующие отдельные аспекты природопользования: для отдельных регионов и зон, для определенных секторов экономики, в отношении отдельных компонентов окружающей среды (воздух, пресные воды, прибрежные воды), нарушение среды (шумовой фон, тепловое и радиационное загрязнение), носителей нарушения среды (нефтепродукты, пестициды, некоторые химические соединения).

Государственное вмешательство в сферу природопользования в отдельных странах мира представляет собой сложную систему управления, в которой выделяются цели природоохранной  политики - общие, функциональные (т.е. по каждому объекту политики), региональные; объекты политики - воздушный бассейн, водные системы, почвы, лес, другие природные  ресурсы, среда обитания людей, заповедники  и т.д.; уровни осуществления политики - государственный сектор, местные  органы власти, частный сектор; инструментарий политики - контроль и наблюдение за состоянием среды (мониторинг), оперативное  управление и превентивные мероприятия, научные исследования, подготовка кадров, финансирование и экономическое  принуждение, международное сотрудничество, которое рассматривается как  средство решения не только проблем, связанных с защитой какого - либо международного объекта природной  среды, но и некоторых важных внутренних экологических проблем.

Прослеживается  определенная тенденция: с одной  стороны, увеличивается число органов  государственного управления, включая  отраслевые министерства, несущие ответственность за состояние среды, с другой - создаются центральные органы государственного управления с высокими полномочиями, ответственные за общее руководство в национальных масштабах всей политикой в области окружающей среды, за координацию этой политики и за участие в международных программах сотрудничества. Такими органами являются в США - федеральное агентство по охране окружающей среды, в Японии - управление по охране окружающей среды, во Франции - министерство по вопросам качества жизни и т.д. Кроме того, в ряде стран при правительстве были образованы специальные консультативные органы: в США - Совет по качеству окружающей среды, в Англии - Постоянная Королевская комиссия по борьбе с загрязнением окружающей среды и т.д.

Во многих странах в ходе разработки стратегии  экологической политики была проведена  большая работа по определению уровня расходов, необходимых для восстановления качества среды и ее нормального  воспроизводства. Однако на этом пути возникли многочисленные практические и методологические трудности. В  конечном счете, в капиталистических  странах в основу проведения политики окружающей среды и ее финансирования был положен не критерий стоимости  восстановления экологического баланса, а принцип нормативного качественного  состояния окружающей среды, достижение которого обеспечивается либо системой норм и стандартов на предельно допустимые уровни и состав загрязнений, выброса  отходов, шумов и т.д., либо системой налогообложения предприятий, допускающих  нарушения установленных правил природопользования, либо, наконец, сочетанием этих двух методов.

Информация о работе Эколого-экономические проблемы деятельности предприятия