Экономическая эффективность производства колбасных изделий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение экономической эффективности деятельности предприятия и производства колбасных изделий и факторы влияющие на него.
В ходе написания курсовой работы были поставлены и решены задачи:
 изучена литература по теме исследования;
 дана краткая характеристика анализируемого предприятия;
 проанализирована экономическая эффективность деятельности предприятия;
 обозначены направления повышения эффективности деятельности предприятия.
Объектом исследования выступил колхоз СПК "Искра" Котельничского района Кировской области.

Содержание

1. Теоретические основы экономической эффективности производства колбасных изделий…………………………………………………………...4
1.1 Специфика и проблемы отрасли, факторы эффективности…………4
1.2 Направления повышения эффективности производства колбасных изделий………………………………………………………………………...11
2 Краткая организационно-правовая характеристика предприятия…………18
2.1 Организационные основы и специализация предприятия…………….18
2.2 Обеспеченность ресурсами, уровень их использования и
результаты деятельности…………………………………………………….23
3 Экономическая эффективность производства колбасных изделий в колхозе СПК "Искра"…………………………………………………………………34
3.1 Производственные мощности, основные фонды колбасного цеха и технологические особенности…………………………………………….34
3.2 Реализация и производство продукции, и финансовый результат…...35
3.3 Себестоимость продукции……………………………………………...40
3.4 Пути повышения эффективности производства колбасных изделий за счет ассортимента и структуры продукции……………………………………45
Выводы и предложения……………………………...49
Список литературы……………………………………………………………..50
Приложение……………………………………………………………………..52

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИКА ОРГ.doc

— 686.50 Кб (Скачать)

Из-за недостатка кормов животноводческие комплексы были вынуждены сократить поголовье скота. Одновременно с этим уменьшился и выход мяса, что в свою очередь, привело к снижению объемов выработки и колбасных изделий.

Однако следует отметить, что в последние годы наметилась стабилизация объемов производства отечественного скота и птицы, поступающих на промышленную переработку, что позволило мясоперерабатывающим предприятиям увеличить объем производства мясной продукции. В январе-августе по сравнению с тем же периодом выпуск колбасных изделий на 17 %. Дальнейшее формирование рынка мяса и мясопродуктов в России будет определяться двумя факторами: развитием отечественного животноводства и уровнем доходов населения. Обязательным условием успешного его функционирования является защита российского товаропроизводителя путем ограничения поставок на продовольственный рынок импортной продукции.

В повышении эффективности работы мясного подкомплекса важное место отводиться осуществлению комплекса экономических мер по снижению цены конечной продукции и обеспечению справедливого, в соответствии с затратами каждого участника, распределения выручки от реализации конечной продукции, позволяющей возместить эти затраты и получить прибыль, достаточную для расширения производства. Поэтому увеличение производства мяса скота и птицы сегодня возможно только при обеспечении такого уровня цен, которые бы увеличили покупательскую способность населения и были конкурентоспособны по сравнению с импортом.

Рассматривая ситуацию на рынке мясной продукции, следует констатировать, что положение в мясной отрасли в последнее время начинает стабилизироваться. Формируются и начинают функционировать различные типы интегрированных объединений: холдинга, агрофирмы, агрокомбинаты, кооперативы, ассоциации. Создаются и колбасные цехи на базе сельскохозяйственных предприятий - производителей сырья.[8,11]

Колбасные изделия занимают одно из ведущих мест в рационе питания населения нашей страны. Сегодня в России представлен большой ассортимент колбас и сосисок, ориентированный на разные покупательские способности.[5]

Колбасные изделия пользуются у населения наибольшей популярностью. В связи с относительной стабилизацией и постоянным ростом благосостояния в стране многие российские граждане предпочитают различные виды колбасных изделий. Объем производства колбасных изделий за 2005 год вырос по отношению к 2004 году на 11,8 % и составил 1176715 т. рост объема производства колбасных изделий обусловлен, прежде всего, повышением спроса на них, а так же увеличением объема производства и импортного сырья, из которого изготавливаются колбасные изделия.

На фоне общероссийского роста объемов производства колбасных изделий можно выделить следующие регионы: Брянская обл., в которой объем производства а первом квартале по отношению к первому кварталу 2005 года увеличился на 36 %, Московская обл. - на 20 %, Тверская — на 28 %, Псковская обл. -на 32 %, Ростовская - на 71 % и др. из долю центрального федерального округа приходиться почти половина объема производства колбасных изделий в целом по России. По объемам производства первое место занимает Москва 25,9 %, второе - Московская обл. 9,2 %> Санкт-Петербург-4,9 %, Краснодарский край 4,4 % , а Кировская обл. занимает 25 место с 1 % производства по России. (Приложение 1)

В 2005 году годовое потребление колбасных изделии на душу   населения составляло 8,2 кг.

В 2005 году объем импорта колбасных изделий составил 28226 т. на сумму 35812 тыс. долларов по 1,29 доллара за кг. Объем экспорта в 2005 году составил 8954 т. на сумму 10192 тыс. долларов по средней контрактной экспортной цене 1.19 доллара за кг. Анализ показывает, что объем импорта в 2005 году превышает объем экспорта в три раза. Колбасные изделия преимущественно поставляют из стран дальнего зарубежья. Доля объема импорта стран дальнего зарубежья в общем, объеме импорта колбасных изделий в 2005 году занимает 90 %, стран СНГ - 10 %. Российские колбасные изделия закупают преимущественно страны СНГ, их доля в общем, объеме 2005года составила 97 %, стран дальнего зарубежья - 3 %.

За период январь 2005 - апрель 2006 годов средняя российская цена на сосиски и сардельки увеличилась на 21,3 %, на п/к колбасы-22,3%,  на вареные высшего сорта на 22,4 %, т.е. устойчивый рост средних розничных цен на колбасные изделия связан с ростом цен на основное сырье - говядину я свинину.

Ведущие мясоперерабатывающие комбинаты России расположены в Москве и Московской области, что и определило лидирующее положение Центрального федерального округа по выпуску колбасных изделий. Основными мясоперерабатывающими предприятиями в Москве являются «Микоянский», «Черкизовский», «Компонос», «Останкинский», «Царицынский», «Бирюлевский» и др. «Микоянский» в настоящее время входит в десятку крупнейших мясоперерабатывающих комбинатов страны. Цеха оснащены современным оборудованием, автоматизированными линиями. Продукция его пользуется популярностью не только в столице, но и за ее пределами. «Останкинский» - один из крупнейших производителей колбасных изделий и полуфабрикатов в России.[6]

В современных рыночных условиях предприятия мясной промышленности испытывают дефицит ресурсов производства: сырьевых, финансовых, людских и оборудования. Чтобы были конкурентоспособными предприятиям необходимо своевременно определять новые направления в своей деятельности и концентрировать ограниченные виды ресурсов на производстве товаров, обеспечивающих коммерческий успех.

По данным статистики, наряду с дефицитом свободных денежных средств, использование оборудования, а производстве мясных продуктов в 2004 году были на уровне 27 % , а степень износа составила 45-50 %. Уровень автоматизации в этой отрасли составляет всего 8 %, в то время как за рубежом 75-90 %.[15] Технический уровень производства отстает от современных требований. Мировому уровню соответствует не более 15 % важнейших групп машин и механизмов. В плачевном состоянии находиться материально-техническая база перерабатывающей промышленности, производственная инфраструктура АПК, мощностью по хранению сырья и готовой продукции.[11]

Уровень конкурентоспособности продукции зависит от факторов внешнего формирования, качественных и экономических показателей. К факторам внешнего формирования относятся тенденции развития экономики и рынка, научно-технический прогресс, изменения в структуре потребления, колебания конкурентов и, наконец, состав конкурентов. Немаловажное значение имеют здесь имидж и престиж предприятия, авторитет страны-производителя.

Вторую группу факторов составляют показатели качества товара, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями. Современная стратегия управления качеством и направлена на удовлетворение интересов потребителей. Она предполагает достижение качества продукта за счет улучшения всей организационной структуры предприятия, применения новейших технологий. Качество должно быть обеспечено как в производственном цикле, так и в процессе маркетинга, послепродажного обслуживания. К третьей группе факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности, относят экономические показатели, формирующие себестоимость и цену товара.

Для повышения эффективности и конкурентоспособности производства колбасных изделий органическая связь и зависимость внутренних и внешних факторов должна быть существенно усилена, постоянно соблюдаться и контролироваться. Из внутренних факторов главным является стимулирование труда работников.

В целях снижения затрат на производство и сбыт колбасных изделий следует повысить степень воздействия заготовительных цен на повышение качества животноводческого сырья, усилить дифференциацию качественных параметров и цен в зависимости от методов переработки и направлений использования мяса. Еще и сегодня в работе многих отечественных предприятий можно наблюдать серьезные недостатки в организации бизнеса:

•     Низкий уровень централизации управления и квалификации
управленческих кадров, отсутствие централизации управление

•     Несоответствие качества и ассортимента вырабатываемых изделий и
цен спросу конечных потребителей и торговых предприятий

•     Низкий уровень технической продукции не позволяет выпускать высококачественную продукцию и обеспечить ненадлежащий товарный вид

•     Неэффективная расстановка персонала по видам деятельности

•                                                                                                                                                                                                                            Непродуманная маркетинговая политика [8]
              Одной из важнейших задач, стоящих перед мясной
промышленностью, являются повышение и стабилизация качества и
биологические ценности выпускаемой продукции, снижение ее
себестоимости и расширение ассортимента.[1]

Основной причиной неудовлетворительной работы мясной отрасли с настоящее время является не низкие доходы населения, а необходимость предприятий в достаточном количестве качественным сырьем. Оно характеризуется комплексом взаимосвязанных показателей мяса: органолептических, санитарно-гигиенических, технологических, а также пищевой ценности.

Наличие в достаточном объеме качественных сырьевых ресурсов является одним из основных факторов, обеспечивающих развитие производства мясной промышленности. [12, 14]

Низкая продуктивность скота является одной из главных причин не только плохого качества животноводческого сырья, но и высокой трудоемкости и убыточности производства продукции отрасли. Важным направлением повышения качества сырья является применение таких способов ведения сельского хозяйства, которые уменьшают или исключают использование химических веществ и вредных примесей, обеспечат производство продуктов питания без остатков пестицидов, с более благоприятной структурой питательных веществ, белков, витаминов и микроэлементов.[17] Внедрение новых сортов продукции с разными вкусовыми качествами, обновление ассортимента, использование новой упаковки будут способствовать увеличению спроса.

На уровень конкурентоспособности влияет множество факторов, одним из которых является объем реализуемой продукции. Величина объема реализованной продукции зависит от проводимой ценовой политики, ассортимента и качества, способов реализации и т. д.[4]

 

1.2.Направления повышения эффективности производства колбасных изделий.

В повышении эффективности работы при производстве колбасных изделий важное место отводится разработке направлений деятельности предприятия.

Наиболее перспективными являются следующие направления:

•     Важное значения имеют опыт и значение руководителей производства, имеющих практические навыки по выводу предприятий из банкротства

•     Установить технологическое перевооружение со 100 % заменой основного оборудования, располагать мощной высокопроизводительной системой термической обработки полуфабрикатов

•     Усовершенствовать все режущие, дозирующие и вакуумно-упаковочные аппараты (Alpina, Fermak)

•     Подбор и воспитание кадров. Ввести систему тестирования, коллегиального выдвижения и назначения специалистов руководителями участков, цехов и подразделений

•     Ввести технологическое бюро для обоснования и освоения нового ассортимента выпускаемой продукции, где будут разрабатываться рецептуры колбас

•     Ввести новые технологии с ойдоказеином, которые отвечают физиологическим нормам по сбалансированности химического состава готовых изделий при удовлетворительных органолептических свойствах. Производство йодированных сосисок и сарделек согласно разработанным рецептам обеспечат население вареными мясными продуктами, обладающими хорошими потребительскими свойствами, достаточно высокой пищевой ценностью при сравнительно невысоких ценах.

На первое место все острее встает проблема качества продовольствия. По подсчетам и оценкам в ближайшей перспективе качества продуктов питания будет обостряться. Наиболее часты следующие нарушения: колбаса вареная - наличие пустот в разрезе фарша, несвойственный вкус, запах.

Качественная продукция - это лучшая визитная карточка фирмы, ее авторитет, а, кроме того, гарантия увеличения прибыли, что так важно в условиях рынка. Качество продукции зависит от многих как производственных (состав продукта, внешние и внутренние характеристики), так и непроизводственных (каков ассортимент, где продается продукция) факторов. Именно данным факторам должны уделять внимание крупные товаропроизводители в связи с усилением конкуренции.

Важную роль в производстве высококачественных и конкурентоспособных продуктов питания отводиться законодательным мерам, в частности касающимся стандартизации и сертификации сырья и готовой продукции. Стандарты в нашей стране морально устарели и не отражают всего качественного разнообразия продукции, для оценки которых они предназначены. Требуется унифицировать качественные параметры продукции, для чего нужны унифицированные стандарты качества. Они облегчают товарооборот, упрощают расчеты, позволяют управлять качеством путем отнесения продукции с определенными характеристиками к той или иной категории.[12]

Техническая база мясоперерабатывающих предприятий находиться в прямой зависимости от отраслевого машиностроения. Предприятия отрасли крайне нуждаются в современном высокотехнологическом оборудовании, упаковочным материалом, оболочке и т.д. Предприятия, приступающие к реконструкции производства, не всегда могут получить комплексные услуги по модернизации производства. На сегодняшний день основные направления развития крупных агрохолдингов заключаются в поиске новой идеологии и новых технологий управления, а оптимального решения проблемы требуют тщательного анализа хозяйственной деятельности, изменения структуры и стратегии развития предприятия. Что касается качества мясной продукции, то необходимо заметить, что в последнее время руководители предприятий, находясь в условиях жесткой конкуренции, начинают ориентироваться в потребностях рынка и наряду с производством недорогих видов колбасной продукции, рассчитанных на низко обеспеченные слои населения, все большее внимание уделяют производству мясной продукции, обладающих высокими вкусовыми показателями.

Информация о работе Экономическая эффективность производства колбасных изделий