Экономика фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 05:57, курс лекций

Описание работы

Все живые существа получают пропитание от природы, из окружающей среды, однако лишь человек, осуществляя различную хозяйственную, экономическую деятельность, наряду с природой сам создает себе условия для существования и развития. Именно труд человека по обеспечению своей жизнедеятельности (при возрастающих потребностях) и составляет предмет изучения экономических наук вообще. При этом совокупность человеческих потребностей чрезвычайно широка, многочисленна, постоянно растет, усложняется. Таким образом, налицо непреложный факт – безграничность и постоянство роста человеческих потребностей.

Работа содержит 1 файл

Экономика фирмы.docx

— 381.42 Кб (Скачать)

Экономика фирмы. Вопрос №21

Калькулирование себестоимости.

 
Калькулирование - совокупность приемов учета затрат на производство расчетных процедур исчисления себестоимости продукта. Результатом калькулирования является калькуляция, т.е. расчет затрат предприятия, падающих на объект калькулирования (единица произведенной продукции). Калькулирование необходимо для определения себестоимости продукции, установления уровня безубыточности цены. 
Процесс калькулирования включает: разделение затрат на производство между законченной продукцией и незавершенным производством; исчисление сумм расходов на готовую продукцию и разделение затрат между отдельными видами продукции; определение затрат на забракованную продукцию и исчисление себестоимости единицы продукции. 
Калькуляции делятся на предварительные (плановые, сметные, проектные, нормативные) и последующие (отчетные, хозрасчетные). Первые составляются до начала производства продукции, вторые – после ее изготовления и характеризуют расходы на ее изготовление. 
 
Методы калькулирования себестоимости продукции. 
1) позаказный 
2) попроцессный 
3) попередельный 
4) нормативный (standard-costing) 
5) калькулирование себестоимости по прямым затратам (direct-costing) 
6) калькулирование полной себестоимости 
Выбор того или иного метода зависит главным образом от характеристики производимой продукции и характеристик производственного процесса. 
Позаказный метод предусматривает аккумуляцию затрат по отдельным работам (подрядам заказа). Объектом калькулирования выступает производственный заказ, открываемый на индивидуально или мелкосерийно изготавливаемое изделие, работу, услугу. На каждый заказ выписывается карточка или ведомость калькуляции затрат. Затраты, возникающие в производстве, отслеживаются следующим образом: прямые – основные затраты (на материалы, на оплату труда производственные рабочих) включают непосредственно в ведомость по заказу. Остальные затраты учитывают по месту их возникновения и по назначению. Себестоимость каждого заказа определяется после завершения работ по его выполнению. До этого момента все относящиеся к нему затраты считаются незавершенным производством. 
Позаказная калькуляция широко применяется в судостроении, полиграфии, строительстве, авиационной промышленности и в сфере услуг. 
Попередельный метод учета затрат и калькулирования используется при производстве массовой продукции, однородной по исходному материалу и характеру обработки, получаемой путем последовательной переработки сырья в полуфабрикаты и из них – в готовый продукт. Объектом учета затрат являются переделы 
Передел - часть технологического процесса (совокупность производственных операций), завершающуюся получением законченного полуфабриката, который может быть реализован на сторону или направлен в дальнейшую обработку или на следующий передел.  
Процесс калькулирования заключается в следующем: прямые затраты отражают не по видам продукции, а по переделам, либо стадиям производства. Отдельно учитываются косвенные затраты и распределяются по переделам. Суммарные затраты по переделу определяют себестоимость выпуска передела и единицы полуфабриката (или готовой продукции, если это последний передел).

 
Попроцессный метод калькулирования и учета затрат заключается в том, что прямые и косвенные затраты учитываются по статьям калькуляции на весь выпуск продукции. В связи с этим среднюю себестоимость единицы продукции определяют путем деления суммы всех произведенных за месяц затрат (в целом по итогу и по каждой статье) на объем готовой продукции за тот же период.  
Этот метод применяется на предприятиях, где производство носит массовый характер, выпускается однотипная продукция, ограниченная номенклатурой, которая перемещается от одного технологического участка к другому непрерывным потоком, при этом незавершенное производство отсутствует или незначительно (например, электро- и теплостанции, предприятия добывающих отраслей промышленности и некоторые предприятия химической промышленности и т.д.). 
Разновидностью этого метода является метод учета затрат не по производству в целом, а по стадиям технологического процесса.  
Нормативный метод является универсальным, применяется практически во всех отраслях промышленности. Базируется на следующих принципах: 
1) составление нормативной калькуляции на основе технологических норм затрат; 
2) учет отклонений от норм с определением величины отклонений, места их возникновения, причин и виновников; 
3) учет фактических затрат путем их суммирования по текущим нормам, отклонениям от норм и изменениям самих норм. 
Direct-costing – метод калькулирования себестоимости по прямым затратам. Заключается в калькулировании неполной себестоимости. На себестоимость продукции относятся только переменные расходы, т.е. те затраты, которые зависят от загрузки мощностей и объема продукции. Другие затраты (накладные), которые также составляют часть текущих издержек, в себестоимость продукции не включаются, а размещаются общей суммой из выручки в том периоде, когда они возникли. Применение данного метода в западных странах показало высокую эффективность. 
Метод калькулирования полной себестоимости (метод ABC). Сущность систем учета затрат по функциям проистекает из предположения: затраты вызваны деятельностью и продукты создают спрос на виды деятельности. Практическая реализация данного метода предполагает осуществление следующих этапов: 
1) определение основных видов деятельности, имеющих место на фирме 
2) создание для каждого вида деятельности центра затрат 
3) определение носителей издержек для каждого вида деятельности 
4) отнесение на продукт расходов на вид деятельности в соответствии с необходимостью их осуществления для производства данного продукта. 
Данный метод широко используется для обоснования следующих решений: установление долгосрочного порога цен, изменение портфеля заказов. 
Методы распределения косвенных расходов между видами продукции: 
1) пропорционально основной заработной плате производственных рабочих (используется чаще всего); 
2) пропорционально весу сырья или выработанной продукции (для однородной продукции); 
3) пропорционально стоимости обработки; 
4) пропорционально количеству машин и часов работы оборудования; 
5) пропорционально коэффициенту (для однородной продукции, различающейся марками и сортами). Коэффициент устанавливается на длительный период.

Экономика фирмы. Вопрос №22

Себестоимость для целей налогообложения.

 
При формировании себестоимости для  целей налогообложения необходимо руководствоваться 25-й главой НК РФ. 
Расходы любой организации можно разделить на две группы:  
- уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль; 
- не уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. 
Расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, делятся на: 
1. расходы, связанные с производством и реализацией и  
2. внереализационные расходы 
Все расходы должны быть документально подтверждены. 
Расходы, связанные с производством и реализацией, делятся на: 
1. материальные расходы 
2. расходы на оплату труда 
3. амортизационные отчисления 
4. прочие расходы 
К расходам, не уменьшающим налогооблагаемую прибыль, относят: 
1. дивиденды, выплачиваемые организацией 
2. пени и штрафы за нарушение Налогового законодательства 
3. вносы в уставный капитал 
4. расходы на покупку амортизируемого имущества 
5. налоги, предъявляемые к оплате покупателю 
6. материальная помощь работникам и т.д. 
НК устанавливает правила оценки материальных ресурсов, которые списывают на производство: организация, списывающая материально-производственные запасы (МПЗ) в производство, может оценивать их по стоимости:  
- каждой единицы 
- первых по времени приобретения МПЗ - ФИФО 
- последних по времени приобретения МПЗ – ЛИФО  
- по средней себестоимости 
Способ оценки для каждого вида материальных ресурсов оговаривается в учетной политике предприятия для целей налогообложения. 
К расходам на оплату труда относят: 
• сумма, начисленная работнику + премии 
• стимулирующие и компенсирующие выплаты 
• стоимость коммунальных услуг, продуктов, жилья, которые организация предоставляет работникам бесплатно 
• стоимость фирменной одежды, обмундирования 
• расходы на оплату труда  
• денежные компенсации за неиспользованный отпуск и т.д. 
ЕСН относится к прочим расходам. 
К прочим расходам относятся: 
• начисленные налоги и сборы 
• сумма, уплаченная за посреднические услуги 
• арендные платежи 
• расходы на подготовку и переподготовку кадров 
• средства, потраченные на юридические информационные услуги 
• командировочные, представительские и рекламные и т.д. 
Командировочные, представительские и рекламные расходы относятся на себестоимость продукции в определенных пределах Представительские не должны превышать 4% от расходов на оплату труда в том же периоде. Часть рекламных расходов списывается на себестоимость без ограничений (реклама через СМИ, световая и наружная реклама, изготовление рекламных брошюр, участие в выставках и экспозициях и т.д.). Другие рекламные расходы учитываются в размере, не превышающем 1% от выручки. Командировочные расходы можно списать по фактической себестоимости, суточные – в пределах нормы, устанавливаемой РФ (суточные составляют 100 руб.). 
Внереализационные расходы. К ним относят все те обоснованные затраты, которые не связаны с производством и реализацией (например, проценты по заемным средствам; отрицательные курсовые и суммовые разницы; судебные издержки; затраты на ликвидацию основных средств, выводящихся из эксплуатации; затраты на аннулированные производственные заказы и т.д.). 
Порядок признания расходов. В НК установлены два возможных способа признания расходов организации – метод начисления и кассовый метод. Он отличаются моментом учета расходов. 
Порядок признания расходов кассовым методом: его могут применять организации, у которых в среднем за предыдущие 4 квартала работы сумма выручки от реализации (без учета внерелизационных доходов) не превышала 1 млн. руб. за каждый квартал без учета НДС. 
Расходы признаются только после их оплаты, а доходы – в тот момент, когда деньги поступили на расчетный счет или в кассу. 
Метод начисления. Расходы и доходы по методу начисления признаются в том налоговом периоде, к которому они относятся (независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты) или возникают, исходя из условий сделок. Предприятия, работающие по этому методу, должны подразделять свои расходы на прямые и косвенные. Это необходимо для того, чтобы разделить прямые расходы между себестоимостью готовой продукции, незавершенного производства, товаров отгруженных и реализованной продукции. 
На прямые и косвенные необходимо делить расходы, связанные с производством и реализацией.

Экономика фирмы. Вопрос №23

Прибыль предприятия: характеристика, источники формирования.

 
Прибыль – конечный результат деятельности коммерческого предприятия, источник инвестиций. 
Источники: 
- производство и реализация продукции (работ, услуг); 
- реализация ОФ; 
- реализация прочих активов (ценные бумаги, материалы, сырьё); 
- внереализационные доходы; 
- внереализационные операции – дивиденды по ц/б, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы по депозитным вкладам, доходы от долевого участия другого предприятия, штрафы). 
Основные методы планирования прибыли являются: 
1) метод прямого счёта (наиболее распространенный); 
2) аналитический метод; 
3) метод совмещённого расчёта. 
 
Метод прямого счёта. 
Прибыль распределяется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах (за вычетом НДС, акцизов) и её себестоимостью 

П=В×Ц-С×В=В(Ц-С),

где П-прибыль, 
      В-выпуск продукции в натуральном выражении, 
      Себестоимость, 
     Ц-цена. 
 
Аналитический метод 
Используется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнения к методу прямого счёта для его контроля, проверки. 
Позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. 
Прибыль рассчитывается не отдельно по каждому виду продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. 
Порядок исчисления: 
1) определение базовой рентабельности как частного от деления прибыли за отчётный период на полную себестоимость сравнимой продукции за тот же период. 
2) определение объёма товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчётного периода и определение прибыли от реализации товарной продукции из базовой рентабельности. 
Рббб, Пппб×Сб, Ппп-плановая прибыль 
3) учёт влияния на плановую прибыль различных факторов (снижение/повышение себестоимости, изменение ассортимента) 
Прибыль по несравнимой товарной продукции рассчитывается отдельно, кроме того учитывается прибыль, которая может быть от реализации остатков готовой продукции на складах на начало и конец периода и прибыль в товарах, отгруженных на начало и конец периода. 
Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе валовой прибыли учитывается прибыль от реализации имущества, планируемы внереализационные доходы и расходы 
 
Метод совмещённого расчёта. Использование 1-го и 2-го методов. 
 
Валовая выручка (ВВ) представляет собой полную сумму денежных поступлений от реализации продукции (работ, услуг), материальных ценностей и доходов от внереализационных операций. Т.е., это выручка, которую предприятие получает от всех видов деятельности. 
Валовой доход (ВД) рассчитывается путем исключения из валовой выручки всех затрат на производство и реализацию продукции, вошедших в себестоимость, кроме затрат на оплату труда. Т.е. он равен сумме заработной платы и прибыли (чистого дохода). 
Валовая прибыль (ВП) представляет собой прибыль от всех видов деятельности предприятия, исчисленную до вычета налога на прибыль. Каждое предприятие заинтересовано в том, чтобы прибыль была выше. 
Решение об использовании прибыли к распределению, которая обычно равна чистой прибыли, фирма принимает самостоятельно. Причем она должна стремиться к ее оптимальному использованию. Основными направлениями использования прибыли фирмы являются: 
1. образование финансовых резервов; 
2. инвестиции в развитие бизнеса; 
3. финансирование социальной сферы и дополнительного материального вознаграждения персонала фирмы; 
4. выплата дивидендов акционерам и доходов учредителям (участникам). 
Под эффектом «производственного рычага» понимают такое явление, когда с изменением выручки от реализации происходит более существенное изменение прибыли от реализации в ту или иную сторону. 
Операционный рычаг: 
ОР = ВМ/П = П + Зпост)/П 
Действие операционного рычага на единицу продукции: 
ОР’ = (Ц – З’пер)/П’ 
ОР – операционный рычаг, ВМ – валовая маржа, П – прибыль, Зпост – совокупные постоянные затраты, ОР’ – операционный рычаг на единицу продукции, Ц – цена за единицу изделия, П’ – прибыль на единицу изделия, Зпер – затраты переменные на единицу продукции. 
Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков, т.к. валовой маржи хватает на покрытие постоянных издержек. 
ВМ = П + Зпост 
П = ВМ – Зпост 
П = 0; ВМ = Зпост

Экономика фирмы. Вопрос №24

Налог на прибыль  предприятия.

 
Плательщиками налога на прибыль признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянное представительство или получающие доходы от источников в РФ. 
Объектом налогообложения выступает прибыль, полученная налогоплательщиком. 
Основные этапы расчёта налога на прибыль организации. 
1)определение доходов, подлежащих н/обложению и учёт налоговых изъятий; 
2)определение расходов, допускаемых к вычету при расчёте прибыли организации; 
3)применение допускаемых налоговых скидок; 
4)определение облагаемой налогом прибыли и уплата налога в бюджеты разных уровней; 
5)распределение прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль между собственниками и налогообложения в процессе распределения чистой прибыли. 
Чтобы рассчитать налогооблагаемую прибыль, необходимо из доходов вычесть расходы, понесённые за тот же период.  
Все налогооблагаемые доходы делятся на 2 вида: 
1) Доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). 
Доход от реализации – выручка, равная всем поступлениям, которая связана со всеми расчётами за реализованный товар. В состав доходов не включаются косвенные налоги, входящие в цену товара (НДС, акциза, налог с продаж). 
2) Внереализационные доходы. Включаются все те доходы, к-ые нельзя отнести к доходам от реализации. 
Полученные: 
• от операций купли/продажи иностранной валюты; 
• от участия в простом товариществе в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчётном периоде, в виде сумм восстановленных резервов по сомнительным долгам, по гарант ремонту и обслуживанию, в виде суммовых и курсовых разниц, в виде штрафов и пеней за нарушение договорных обязательств. 
Статьей 251 НК РФ определён перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы: 
• доходы в виде имущества или средств, полученных в качестве вклада в уставный капитал организации; 
• в виде залога или задатка в качестве обеспечения обязательств; 
• по кредитному договору; 
• комиссионерам в пользу комитента; 
Состав н/облагаемых доходов не включаются товары, полученные в качестве предварительной оплаты товаров (если они определяют доходы по методу начисления). 
Налогоплательщики, использующие метод начисления, вправе создавать 5 резервов, на сумму начисления в которые можно уменьшить налогооблагаемый доход: 
• резервы по сомнительным долгам; 
• по гарантийному ремонту и обслуживанию; 
• на предстоящую оплату отпусков; 
• На выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет; 
• На предстоящий ремонт основных средств. 
Ставка по налогу на прибыль устанавливается в размере 24%, при этом в федеральный бюджет зачисляется 6,5%, в региональные бюджеты – 17,5%. 
Следующий этап - налогообложение в процессе распределения между собственниками прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль. 
Налоговой базе, определяемой по доходам полученных дивидендов применяются следующие ставки: 
1) 9% по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами. С 2008 года - российскими организациями от иностранных организаций; 
2) 15% по доходам, полученным в вид дивидендов иностранными организациями от отечественных организаций; 
3) 0% при определённых условиях отношений дивидендов, полученными российскими организациями. 
Налоговым периодом по налогу на прибыль считается календарный год, отчётный периоды – кварталы.

Информация о работе Экономика фирмы