Экономика фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 05:57, курс лекций

Описание работы

Все живые существа получают пропитание от природы, из окружающей среды, однако лишь человек, осуществляя различную хозяйственную, экономическую деятельность, наряду с природой сам создает себе условия для существования и развития. Именно труд человека по обеспечению своей жизнедеятельности (при возрастающих потребностях) и составляет предмет изучения экономических наук вообще. При этом совокупность человеческих потребностей чрезвычайно широка, многочисленна, постоянно растет, усложняется. Таким образом, налицо непреложный факт – безграничность и постоянство роста человеческих потребностей.

Работа содержит 1 файл

Экономика фирмы.docx

— 381.42 Кб (Скачать)

Экономика фирмы. Вопрос №25

Рентабельность  производства.

 
Рентабельность (доходность) – обобщающий показатель, характеризующий эффективность работы предприятия. Будучи производной издержек, она во многом определяется структурой и динамикой затрат. С другой стороны, находясь в прямой зависимости от объёма выручки, доходность во многом предопределятся этим фактором. В основе её расчёта лежит отношение прибыли (как правило чистой) к выручке от реализации активов предприятия, затраченных средств. 
 
Показатели рентабельности. 
Оценка финансовой активности фирмы базируется на расчёте различных финансовых коэффициентов. Среди этих показателей выступающих критерием и ориентиром особое место имеют следующие финансово-экономические показатели деятельностити фирмы – рентабельность продаж, рентабельность основной деятельности, рентабельность капитала и рентабельность активов. 
 
- Рентабельность продаж (реализация) показывает, сколько прибыли получено на 1 руб. реализованной продукции или долю прибыли в цене продукции и рассчитывается как отношение прибыли от реализации к выручке от реализации: Р = П/Вр*100% 
 
- Рентабельность основной деятельности показывает объём прибыли, приходящийся на 1 руб. затрат и рассчитывается как отношение прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции: Р = Прр.п.* 100% 
 
- Рентабельность капитала показывает эффективность использования собственного капитала и рассчитывается как отношение чистой прибыли к средней за период величине собственного капитала: Р = ЧП/СКср*100% 
Для акционерного предприятия рассчитывается прибыль на 1 акцию, кроме того широко используемый в финансовом мире показатель – рыночный мультипликатор. 
Рыночный мультипликатор = Р/П 
Р – рыночная стоимость акций, П – чистая прибыль на 1 акцию. 
Кроме того для аналитических целей используется показатель рентабельность инвестированного капитала, включающий помимо собственного капитала и долгосрочные заёмные источники финансирования. 
 
Рентабельность активов показывает экономическую рентабельность всего используемого капитала и рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения (чистой прибыли) к средней величине активов. Это показатель используется при обосновании решений стратегического характера (например: при реструктуризации бизнеса) 
Р = П/Иср*100% 
 
Рентабельность чистых активов. Отношение прибыли к чистым активам. 
Чистые активы = активы предприятия – текущие обязательства (которые должны выплачены в течение 12 месяцев) 
Для сравнения эффективности вложения в различные виды бизнеса, отрасли. 
Р = П/ЧА*100%

Экономика фирмы. Вопрос №26

Финансовое  планирование на предприятии.

 
Под финансами предприятия понимают совокупность всех денежных средств, находящихся в его распоряжении, а также систему их формирования, распределения и использования. 
Финансовое планирование – планирование действий по формированию и использованию финансовых ресурсов, которые обеспечивают взаимосвязь доходов и расходов на основании взаимоувязки показателей развития предприятия с источниками финансирования. 
Основная цель – сбалансировать доходы и расходы предприятия. 
В процессе финансового планирования выполняются следующие расчёты: 
• планирование доходов и расходов предприятия; 
• расчёт потребности в собственных оборотных средствах (СОС); 
• анализ и планирование денежных потоков; 
• определение потребности необходимых финансовых ресурсов; 
• составление баланса доходов и расходов предприятия. 
Финансовое планирование является составной частью стратегического, текущего и оперативного планирования. 
Оперативное фининсовое планирование заключается главным образом в составлении платёжного календаря, кассового плана и расчёта потребностей в краткосрочном кредите. Основой текущего финансового планирования является баланс доходов и расходов (финансовый план). 
Примерное содержание финансового плана можно представить следующими статьями доходов и расходов предприятия: 
1. доходы от поступления средств 
1.1 прибыль от реализации товаров и услуг 
1.2 прибыль от прочей реализации 
1.3 планируемые внереализационные доходы, в том числе: 
• доходы от долевого участия в уставном капитали других предприятий 
• доходы, полученные по ценным бумагам 
• доходы, полученные от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других кредитных учреждениях 
• доходы от сдачи имущества в аренду 
1.4 амортизационное отчисление на полное восстановление основных фондов и нематериальных активов 
1.5 поступление средств от других предприятий в том числе: 
• от долевого участия в строительстве, по хозяйственным договорам, на научно с/х работы 
1.6 поступление из внебюджетных фондов 
1.7 прочие доходы 
2. расходы и отчисления средств 
2.1 налоги, уплачиваемые из прибыли (по видам налогов) 
2.2 распределение чистой прибыли в том числе: 
• на накопление (по направлениям использования) 
• на потребление 
2.3 долгосрочные инвестиции (по формам инвестиций) в том числе: 
• за счёт амортизационных отчислений 
• за счёт других источников отчисления 
2.4 прочие расходы. 
 
Бюджетирование – производственно-финансовое планирование деят-ти предприятия путём составления общего бюджета предприятия и отдельных бюджетов его структурных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов. 
Бюджетирование позволяет контролировать и управлять материальными и денежными ресурсами предприятия, его подразделений и оценивать финансовые результаты его деятельности. 
 
Общий или основной бюджет – скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования. Не имеет каких-либо стандартизированных форм. Наиболее широко на практике используется структура общего основного бюджета с выделением операционного, финансового и инвестиционного бюджета по сферам деятельности предприятия. 
Последовательность формирования бюджета определяется руководством самостоятельно. Техника составления бюджета предусматривает следующие шаги: 
1) составляется бюджет продаж; 
2) определяются коммерческие расходы с учётом типов продукции, покупателей, видов и путей реализации; 
3) рассчитывается бюджет производства, в котором учитывается размеры производственных мощностей, изменение производственных запасов, объём внешних закупок сырья и материалов; 
4) определяются управленческие расходы. В бюджет управленческих расходов может включаться все затраты на содержание управленческих отделов (освещение, отопление офисов и тд); 
5) балансовый отчёт характеризует финансовое положение предприятия на конкретную дату и показывает на финансовые средства; 
6) составляется бюджет потока денежных средств, при чём отдельно рассчитывается движение денежных средств по основной, инвестиционной, финансовой деятельности.

Экономика фирмы. Вопрос №27

Показатели  финансового анализа предприятия.

 
Для оценки финансового анализа  предприятия используют систему  показателей, включаемых в следующие  группы: 
1) коэффициенты ликвидности; 
2) коэффициенты рентабельности; 
3) коэффициенты рыночной активности; 
4) коэффициенты финансовой устойчивости; 
5) коэффициенты деловой активности. 
 
Коэффициенты ликвидности.  
Ликвидность – способность предприятия отвечать по своим краткосрочным обязательствам (до 12 мес). Если текущие активы (оборотные средства) превышают краткосрочные обязательства, то предприятие ликвидное. Для измерения ликвидности используют систему коэффициентов. Рассмотри важнейшие: 
1) Коэффициент общей ликвидности = (Текущие активы)/(общие обязательства) 
Показатель даёт общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов приходится на 1 рубль текущих обязательств. Значение показателя может варьироваться в разных отраслях, его рост в динамике рассматривается как положительная тенденция. Смысл – фирме рекомендуется иметь оборотных средств в 2 раза больше, чем её краткосрочная кредиторская задолженность  
2) Коэффициент срочной ликвидности = (Оборотные запасы - Запасы)/(Текущие краткосрочные обязательства) 
Показатель должен быть больше 1. Смысл критерия – фирма должна стремиться к тому, чтобы сумма кредита, предоставленного покупателям (дебиторская задолженность) не превышала величины кредиторской задолженности. Рост показателя является положительной тенденцией, если он не связан с необоснованным ростом дебиторской задолженности. Если рост этого показателя связан с неоправданным ростом дебиторской задолженности, то это не характеризует деятельность предприятия с положительной стороны. 
3) коэффициент абсолютной ликвидности = (текущие активы)/(краткосрочные обязательства) 
Коэффициент абсолютной ликвидности должен быть больше 0,2. Коэффициент показывает, какая часть краткосрочных обязательств в случае необходимости может быть погашена немедленно. 
4) Величина собственных оборотных средств (СОС) = Оборотные активы – Краткосрочные обязательства 
Величина собственных оборотных средств (СОС) = оборотные активы- краткосрочные обяз-ва. Этот показатель показывает, какая сумма оборотных активов останется в распоряжении предприятия после расчёта по краткосрочному обяз-ву . Если он < 0, то не имеет смысла в расчёте других показателей ликвидности. В этом случаем фирма чтобы рассчитаться, должна распродавать ОС. СОС хар-ет ту часть собственного кап-ла предприятия, который явл… Рост показателя в динамке – положит тенденция. 
 
Коэффициенты рентабельности. 
1) Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Собственный капитал 
2) Рентабельность авансир. капитала = Чистая прибыль / Авансированный капитал 
3) Рентабельность активов = Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость активов 
4) Показатель рентабельности реализации= Чистая прибыль / Выручка от реализации 
 
Коэффициенты эффективности характеризуют эффективность использования материальных и финансовых ресурсов предприятия. 
1) Оборачиваемость активов = Выручка от реализации / Активы 
2) Оборачиваемость дебиторской задолженности = Выручка от реализации / Средняя дебиторская задолженность 
3) Оборачиваемость кредитной задолженности = (Средняя кредитная задолженность / Себестоимость) × 360 дней 
Ответ в днях. 
4) Оборачиваемость запасов в оборотах = Себестоимость реализации / Средние запасы 
 
Показатели финансовой устойчивости. 
1) Коэффициент концентации собственного капитала (коэффициент устойчивости) = Собственный капитал / Всего хозяйственных средств, авансированных в деятельность предприятия (активы) 
Должен быть больше 0,6. Рост показателя – положительная тенденция. Он характеризует долю собственности владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. 
2) Коэффициент финансовой устойчивости = Всего хозяйственных средств / Собственный капитал) 
Снижение показателя – положительная тенденция. Если коэффициент = 1, то собственники полностью финансируют своё предприятие, если он = 0.25, то на каждые 1 руб. 25 коп., вложенные в активы, 25 копеек – заёмные. 
3) Коэффициент концентрации заёмного капитала = Заёмный капитал / Всего хозяйственных средств (активов) 
Снижение - положительная тенденция. 
4) Коэффициент концентрации собственного капитала + Коэффициент концентрации заёмного капитала = 1 
5) Коэффициент структуры долгосрочных вложений = Долгосрочные пассивы / Внеоборотные активы 
Показывает, какая часть основных средств и прочих внеоборотных активов профинансирована внешними инвесторами, то есть принадлежит им, а не владельцам предприятия. 
6) Коэффициент долгосрочного привлечения заёмных средств = Долгосрочные пассивы / (Долгосрочные пассивы + собственный капитал)) 
Он характеризует структуру капитала. Рост в динамике – негативная тенденция, так как означает, что предприятие всё больше зависит от внешних инвесторов. 
7) Коэффициент соотношения собственных и заёмных средств = Собственный капитал / Заёмный капитал (текущие обязательства) 
Рост в динамике - положительная тенденция. Предприятие в общем смысле считается платёжеспособным, если величина его общих активов превышает величину внешних обязательств. 
8) Уровень финансового левериджа = Долгосрочные заёмные средства / Собственный капитал 
Характеризует, сколько рублей заёмного капитала приходится на 1 руб. собственных средств. Чем выше значение, тем выше риск, ассоциируемый с данной компанией. 
 
Показатели рыночной активности предприятия. 
Показатели этой группы характеризуют результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности. Оценкой деловой активности на качественном уровне может быть получено в результате сравнения деятельности данного предприятия и родственных по сфере приложение капитала предприятий. Такими качественными критериями являются: широта рынков сбыта продукции, репутация предприятия и т. п. Количественная оценка даётся по двум направлениям: 
– степень выполнения плана по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста; 
– уровень эффективности использования ресурсов предприятия. 
 
1) Прибыль на 1 акцию = (Чистая прибыль – Сумма дивидендов по привилегированным акциям) / Общее число обыкновенных акций в обращении 
2) Соотношение рыночной цены акции и прибыли на 1 акцию = Курсовая стоимость / Прибыль за 1 акцию 
3) Балансовая стоимость акции = (Стоимость акционерного капитала – Стоимость привилегированных акций) / Число акций в обращении 
4) Соотношение рыночной и балансовой стоимости акции = Курсовая стоимость / Балансовая стоимость 
5) Доходность акции текущая = Дивиденд на 1 акцию / Рыночная стоимость 1 акции 
6) Конечная доходность акции = (Дивиденд на 1 акцию + (Цена покупки – Цена продажи)) / Рыночная цена или цена приобретения 
7) Доля выплаченных дивидендов = Дивиденд на 1 акцию / Чистая прибыль на 1 акцию (меньше 1)

Экономика фирмы. Вопрос №28

Инвестиции  фирмы (предприятия): виды, характеристика.

 
Инвестиции — это вложения финансовых средств в различные виды экономической деятельности с целью сохранения и увеличения капитала. Различают реальные (или капитальные) и финансовые (портфельные) инвестиции.  
Реальные инвестиции — это вложения средств в физический капитал предприятий, например, в создание новых основных фондов, реконструкцию старых фондов или их техническое перевооружение. 
Финансовые инвестиции — это вложения в покупку акций, ценных бумаг и использование иных финансовых инструментов с целью увеличения финансового капитала инвестора. 
Другой разновидностью финансовых инвестиций является покупка недвижимости (земельных участков), имущественных прав, лицензий, патентов, товарных знаков, других форм нематериальных активов с целью их перепродажи, сдачи в аренду и иного использования, приводящего к увеличению (сохранению) в течение определенного промежутка времени первоначально вложенного (инвестированного) капитала. 
Источниками финансовых средств для инвестиций могут быть собственные (внутренние) и привлекаемые извне (от внешних инвесторов). Собственные источники инвестиций формируются за счет амортизационных отчислений по действующему основному капиталу, отчислений от прибыли на инвестиционные потребности и других источников. 
Внешние источники инвестирования формируются в основном за счет заемных средств (кредитов) банков, внебюджетных фондов инвестиционной поддержки, инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ и пенсионных фондов. 
Особым видом внешних инвестиций являются средства, привлекаемые предприятием для инвестиций за счет эмиссии собственных акций, бондов и иных ценных бумаг и их размещения на соответствующих рынках, а также приращение акционерного капитала, образующееся за счет роста котировочной стоимости акций предприятия. 
 
Основные направления инвестиционной политики предприятия таковы: 
1. Инвестиции, направляемые на повышение эффективности деятельности предприятия. Целью этих инвестиций является создание условий для снижения затрат предприятия за счет замены устаревшего оборудования, переобучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства и сбыта. 
2. Инвестиции в расширение производства. Цель подобных инвестиций состоит в расширении объемов выпуска товаров и услуг для сформировавшихся рынков в рамках существующих производств. 
3. Инвестиции в создание новых производств. Подобные инвестиции предназначены для создания совершенно новых мощностей и освоения новых технологий для выпуска товаров и услуг, ранее данным предприятием не производившихся. 
4. Инвестиции для удовлетворения требований государственных органов управления (новых экологических норм или стандартов безопасности).

Арендные механизмы в  предпринимательстве 

Эффективное ведение производственной и другой предпринимательской деятельности вне зависимости от формы ее организации требует значительного стартового капитала, существенных единовременных первоначальных затрат. Кроме того, сами условия функционирования большинства предприятий, ужесточающаяся конкуренция требует дополнительных вложений в обновление производства, укрепление его материально-технической базы. Именно необходимость инвестиционных вложений создает барьеры входу на рынок или не позволяет на нем закрепиться многим предприятиям, особенно средним и малым.

В этих условиях едва ли не единственной возможностью преодоления указанных  препятствий являются такие специфические механизмы привлечения ресурсов, как аренда (в том числе ее особая, наиболее активно развивающаяся форма – лизинг), а также франчайзинг.

Наиболее настойчиво необходимость  применения этих механизмов проявилась в послевоенный период (в 1950-х гг.) под влиянием таких факторов, как:

1) недостаточный объем ликвидных средств в бурно развивающихся отраслях экономики;

2) обострение конкуренции, в том числе международной, требующее, с одной стороны, оптимизации инвестиций, а с другой – существенного расширения рынков сбыта и поиска нетрадиционных каналов реализации продукции;

3) возникшее из-за этого уменьшение прибыли предприятий, ограничивающее их возможности по выделению достаточных средств для желательного расширения производства;

4) объективная необходимость применения нетрадиционных форм финансирования капитальных вложений, позволяющих одновременно решать вопросы приобретения и финансирования, не замораживая значительной суммы средств на длительный период в производственных активах;

5) проявившееся в это время содействие инвестированию со стороны правительственных и финансовых органов в интересах стимулирования экономического роста.

Основная задача предприятий в  этих условиях – достижение соответствующего уровня конкурентоспособности продукции, в том числе посредством снижения издержек производства, что возможно лишь на основе современных технологий, переоснащения действующего парка оборудования. В данном случае целесообразно прибегнуть к арендным отношениям как к эффективным методам финансирования инвестиционной деятельности.

Согласно энциклопедическому словарю  само слово «аренда» произошло от польского arenda, что обозначает имущественный наем, предоставление на договорной основе имущества во временное пользование за определенное вознаграждение.

Аренда, с одной стороны, позволяет  предприятиям вовлекать в хозяйственный  оборот необходимое имущество без  значительных единовременных вложений, связанных с его приобретением, с другой – предоставляет возможность получать доход посредством сдачи в аренду временно неиспользуемых объектов, сохраняя право собственности на них.

Информация о работе Экономика фирмы