Шпаргалка по "Экономика предприятия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 09:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика предприятия".

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.doc

— 349.50 Кб (Скачать)

Э - экономия по снижению себестоимости.

      Экономия  определяется в соответствии с разработкой  организационно-технических мероприятий. (ручной труд - механизированный)

Себестоимость плановая может быть больше нормативной  в результате удорожания затрат.

      (Сп > Сн) Сп = Сн-Э+К

К - компенсация;

    - Фактическая себестоимость - определяется по данным бухгалтерского учета.

Сф > Сп => Убытки = Сф - Сп.

Сф < Сп => прибыль сверх плана = Сп - Сф.

Сф = Сп => предприятие выполнило план. 
 

  1. Сущность  цены как экономической  категории.

Цена и ценообразование  являются основными элементами рыночной экономики. В самом общем виде цена - это сумма денег, которую  покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. Его характеристикой в условиях рыночной экономики является именно цена. Она отражает состояние рынка: спрос, предложение и т.д. Цена - активный инструмент организации структуры производства. Важно отметить следующие обстоятельства:

  • цены устанавливаются собственниками товаров и проходят проверку рынком, где под влиянием рыночных факторов определяется их окончательный уровень;
  • цены находятся под неослабным вниманием государства, которое постоянно ищет способы воздействия на них с целью недопущения постоянного роста цен;
  • рыночные отношения определяют специфические подходы к ценообразованию и методам воздействия на цены.

Цена - одна из наиболее сложных экономических категорий. Для ее правильного понимания  необходимо иметь ясное представление о том, что составляет основу цены, какие объективные законы влияют на процессы ценообразования и движения цен.

Цена представляет собой денежное выражение стоимости  товара. В условиях товарного производства и обращения продукты труда реализуются как товары. Цена, каждого отдельного товара не обязательно совпадает с его стоимостью: она может быть выше или ниже стоимости в зависимости от спроса и предложения на данный товар. В рыночных колебаниях цен вокруг стоимости проявляется действие закона стоимости - экономического закона товарного производства. Закон стоимости побуждает товаропроизводителей регулировать общественно необходимые затраты труда, добиваться их снижения, а также распределять их и средства производства между отраслями народного хозяйства.

Закон стоимости  действует в обстановке конкурентной борьбы, в которой выигрывают товаропроизводители, применяющие новую технику и  технологию, наиболее эффективные способы  организации производства. Таким  образом, под воздействием закона стоимости осуществляется технический прогресс и происходит дифференциация товаропроизводителей: одни в результате конкурентной борьбы разоряются, другие обогащаются.

Закон стоимости, который является регулятором процесса производства и обращения товаров, через механизм формирования цен способствует установлению определенного равновесия в соотношении цен на разные виды товаров и тем самым создает основу для определения границы между экономически выгодным и невыгодным производством.

Необходимо отметить, что любой товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, т.е. обмениваться на них. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях представляет собой его меновую стоимость.

Можно выделить две основные концепции определения  стоимости товара. С точки зрения классического подхода стоимость  сводится к труду, затраченному на производство товара, сумме заработной платы, прибыли  и земельной ренты. Величина стоимости товара - это мера затрат труда на его производство. Необходимо отметить, что существует несколько теорий стоимости: теория трудовой стоимости; теория спроса и предложения; теория предельной полезности.

Теория трудовой стоимости исключает влияние  рынка, поэтому в данном случае стоимость рассматривается как общественно необходимые затраты труда без учета спроса и предложения, что по своей сути не отражает природы цены. Сторонники этой теории считали необходимым условием обмена различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, которые качественно разнородны и поэтому количественно несоизмеримы. По их мнению, обмениваемые товары имеют одну общую основу - трудовые затраты, которые и определяют стоимость.

В современной  экономической теории принят иной подход, согласно которому в основе обмена лежит не стоимость, а полезность. В работах П. Самуэльсона, Б. Кларка и других экономистов формирование цены рассматривается с учетом влияния дополнительных издержек, связанных с производством дополнительной единицы товара (или дополнительного качества товара). Следовательно, существует тесная связь между категориями "стоимость" и "ценность". При этом необходимо подчеркнуть, что стоимость представляет собой частный случай проявления экономической ценности в определенных, исторически конкретных условиях. Человечество не может существовать без экономической деятельности, а она, соответственно, без экономической ценности как единства цели (результата, т.е. полезности) и средства (затраты). Таким образом, экономическая ценность представляет собой единство экономической полезности блага и экономических затрат на его производство. В условиях товарного производства экономическая ценность принимает форму стоимости, т.е. является исходной категорией по отношению к последней.

Согласно теории спроса и предложения стоимость товара может проявиться только в цене, т.е. в денежном выражении. Следовательно, цена определяется соотношением спроса и предложения. Эта теория дополняет теорию трудовой стоимости, так как увязывает ее с рынком, ценой и механизмом ее формирования.

Сущность теории предельной полезности заключается  в том, что стоимость товара зависит  от его предельной полезности. Если количество какого-либо товара меньше, чем потребность в нем, то его  ценность возрастает. При увеличении предложения данного товара ценность его падает до предельной полезности. Следовательно, можно сказать, что теория предельной полезности является продолжением теории спроса и предложения.

Настоящим научным  открытием стали работы известного английского экономиста А. Маршалла, который попытался отойти от определения единственного источника стоимости и соединил теории предельной полезности, спроса и предложения и издержек производства (затрат). Таким образом, он осуществил поворот в экономической теории стоимости от субстанционного анализа к функциональному, т.е. к определению единовременного взаимовлияния полезности, спроса и предложения, издержек и цены.

Следовательно, можно сделать вывод, что экономический  товар включает в себя одновременно и благо (поскольку он нужен потребителю), и затраты (поскольку для его производства необходимы ресурсы). Эти качества товаров проявляются как их полезность (поскольку удовлетворяют наши потребности), редкость (поскольку для их производства нужны ограниченные ресурсы и ресурсоемкость). При приобретении экономического товара люди платят за него определенную сумму денег, которая называется ценой товара.

В условиях рыночной экономики ценообразование тесно  связано с понятием "альтернативная стоимость". Экономическая сущность этой категории заключается в проблеме выбора: прежде чем приобрести товар, покупатель стоит перед необходимостью принятия альтернативного решения, какой товар выбрать из множества предлагаемых на рынке. Покупая один из них, он отказывается от других. Стоимость приобретенного товара представляет собой альтернативную стоимость. Покупатель оценивает товар с точки зрения своих интересов и возможностей.

Кроме того, в  рыночной экономике понятия "денежная стоимость" и "альтернативная стоимость" тесно связаны между собой. Обычно товар, имеющий высокую альтернативную стоимость, обладает также и высокой денежной стоимостью. Это происходит потому, что цена является способом распределения ресурсов между конкурирующими пользователями. В то же время альтернативная стоимость влияет на предложение данного товара, так как товаропроизводитель ради организации его производства и получения прибыли отказывается от производства других благ. Таким образом, альтернативная стоимость формируется на рынке в конкурентной борьбе в зависимости от спроса и одновременно влияет на производство, а следовательно, и на предложение.

Общепризнанное  определение такой сложной экономической  категории, как цена, отсутствует  и по настоящее время. К наиболее часто используемым можно отнести  следующие:

  • цена определяется издержками производителя и искусством менеджмента;
  • цена представляет собой количество денег, уплачиваемых за данный товар.

Цена должна отражать интересы как производителей, так и потребителей товаров, потому что производителю важно возместить затраты с определенной прибыльностью, а потребителю - получить экономическую выгоду от эксплуатации данного товара. 
 

  1. Виды  цен.

Все виды цен, действующие  в экономике, взаимосвязаны и  образуют систему. Цены можно классифицировать по различным признакам:

  • по сфере обслуживания национальной экономики (оптовые, розничные, закупочные, цены на продукцию строительства, тарифы, внешнеторговые цены);
  • по степени жесткости регулирования государством (свободные и регулируемые цены);
  • по стадиям ценообразования (цены оптовые изготовителя, цены отпускные, цены оптовые закупки, розничные цены);
  • с учетом условий франко (цены франко-склад поставщика, цены франко-станция отправления, цены франко-вагон станция отправления, цены франко-вагон станция назначения, цены франко-склад потребителя);
  • по форме организации торговли и характеру ценовой информации (цены прямых контактов, цены биржевые, цены аукционов, цены торгов, цены справочные, цены прейскурантов, цены предложений, средние, удельные ценовые показатели).

Система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен, состоит из элементов, в качестве которых рассматриваются как конкретные цены, так и определенные их группы.  
В системе цен каждая отдельная цена и каждая группа цен находится во взаимосвязи со всеми другими ценами. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как это повлечет за собой изменения в целом ряде цен. Это обусловлено единым процессом формирования затрат на производство, взаимосвязью и взаимозависимостью всех элементов рыночного механизма хозяйствования и всех субъектов, действующих на рынке.  
В зависимости от признака, положенного в основу классификации, можно рассматривать различные классификации цен.  
По характеру обслуживаемого оборота:  
- оптовые цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям или сбытовым организациям, обычно крупными партиями (оптом);  
- закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий или у фермеров; по характеру сделок их также можно отнести к оптовым ценам;  
- розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению;  
- сметная стоимость — цена, по которой оплачивается продукция строительства (здания, сооружения);  
- цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (грузовые транспортные тарифы) и розничной (пассажирские тарифы).  
По степени регулирования:  
- свободные цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения в соответствии с конъюнктурой рынка;  
- фиксированные цены или тарифы, устанавливаемые на определенном уровне;  
- регулируемые цены — цены, в отношении которых соответствующие государственные органы управления устанавливают какиелибо ограничения. Как правило, регулируемые цены устанавливаются государством на продукты, товары и тарифы социального назначения, допускаются изменения цен в некоторых пределах. Регулирование цен может также осуществляться с помощью установления предельного уровня рентабельности или предельных коэффициентов изменения цен;  
- гарантированные цены. Их поддержание обеспечивается государственным финансированием. В России с 1995 г. введены в дей-.ствие гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд (в федеральный и региональный фонды), в тех случаях, когда свободные рыночные цены оказываются ниже уровня гарантированных;  
- рекомендуемые цены устанавливаются на важнейшие виды продукции; такая практика имеет место в некоторых западных странах. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендуемые;  
- залоговые цены выполняют функции минимальных гарантированных цен. Например, они защищают фермеров в США в условиях, когда рыночные фермерские цены падают ниже их уровня, гарантируя минимальный уровень дохода от реализации сельскохозяйственной продукции на рынке.  
По времени действия:  
- твердые {постоянные) цены, которые не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному соглашению или контракту, обычно в договоре делается оговорка: «цена твердая, изменению не подлежит»;  
- текущие цены, по которым осуществляется поставка продукции в данный период времени. Они могут меняться в рамках одного контракта и отражают состояние рынка;  
- скользящие цены устанавливаются на изделия, требующие длительного срока изготовления. В договоре устанавливаются исходная цена И порядок внесения поправок в случае изменения ценообразующнх факторов (издержек производства) за период, необходимый для их изготовления. Эти виды цен широко используются в международной торговле. Возможен вариант, когда установлен предел в процентах к договорной цене, в рамках которого пересмотр цены не производится; этот предел называется лимитом скольжения. Например, цена может быть пересмотрена не более чем на 20% от общей суммы затрат. Скольжение также может распространяться не на всю сумму затрат, а на определенные виды затрат, указанные в договоре;  
- сезонные цены действуют в течение определен ного периода времени;  
- ступенчатые цены представляют собой ряд последовательно снижающихся (повышающихся) цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.  
По формам продаж:  
- контрактные {договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон;  
- биржевые котировки — уровни цен товаров, реализуемых через биржу; биржа способствует формированию оптовых рыночных цен на массовые качественно однородные стандартизированные товары;  
- цены ярмарок и выставок (часто льготные);  
- аукционные цены отражают ход продаж на аукционе; могут быть открытые аукционные торги и тендерные;  
- трансфертные цены применяются при реализации продукции между подразделениями одной фирмы или разных фирм, входящих в одну ассоциацию.  
По степени обоснованности:  
- базисные цены применяются в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия; они представляют собой фиксированные в соглашениях или прейскурантах цены товаров с определенными качественными параметрами;  
- справочные цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; они используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию пли при анализе уровней и соотношений цен;  
- прейскурантные цены представляют собой вид справочной цены и публикуются в прейскурантах фирм-продавцов;  
- расчетные цены применяются в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам;  
- фактическая цена сделки учитывает применение различных надбавок и скидок к базисной цене.  
По условиям поставки и продажи, в том числе по способу отражения транспортных расходов:  
- цена-нетто — цена на месте купли-продажи;  
- цена-брутто (фактурная цена) определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида «франко» и условий страховки).  
Цены зависят от вида «франко» определяющего, кто несет основные транспортные расходы по доставке груза: покупатель или продавец. Термин «франко» показывает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы. Например, «франко-вагон отправления» означает, что продавец берет на себе все транспортные расходы по доставке товара к железнодорожной станции и погрузке в вагон, а покупатель оплачивает перевозку по железной дороге и дальнейшие транспортные расходы; , • единая цена формируется для всех покупателей независимо от места их расположения с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, которая рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок.
 
 

  1. Налоги, включаемые в цену продукции. Формирование отпускной цены.
 
 
  1. Формирование (договорной) контрактной  цены строительства  объектов.
 
 
  1. Сметная стоимость строительства.

Сметной стоимостью строительства называют сумму денежных средств, необходимых для строительства и определённую на основании сметной документации. Самый выгодный вариант заказть составление смет у специализированной организации, как с точки зрения затрат времени, так и финансовой стороны. Сметная стоимость – это основа для:

  • расчётов за выполненные работы;
  • планирования вложений;
  • финансирования строительства;
  • оплаты расходов на покупку и доставку необходимого оборудования;
  • возмещения прочих расходов, предусмотренных сметным расчётом.

Сметная стоимость  определяется на основании проекта (включающего чертежи, ведомости, спецификации, пояснительных записок к проектным  материалам) и действующих сметных  нормативов (включающих нормы и цены). 
В общем случае стоимость строительства состоит из следующих пунктов:

  • Стоимости строительных работ;
  • Стоимости монтажных работ;
  • Стоимости оборудования;
  • Прочих затрат.

Строительные  работы включают в себя расходы по возведению зданий, земляные и буровзрывные работы, устройство водопровода, канализации, сооружение внешней сети водо- электро- теплоснабжения, геологические работы, связанные со строительством зданий, подготовку площадки для строительства работы по сооружению фундаментных и опорных конструкций и др. 
Монтажные работы включают сборку и установку всего оборудования, прокладку линий электроснабжения, присоединение к электрическим сетям, наладку электрического оборудования, обустройство технологического водопровода и др. 
Стоимость оборудования включает стоимость приобретения и доставки на объект всего необходимого оборудования. 
Под прочими затратами понимаются расходы, сопутствующие строительству. Примерами таких расходов могут служить расходы на проектно-изыскательные работы, на отведение территории под строительство и другие расходы.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика предприятия"