Шпаргалка по "Планированию на предприятии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Работа содержит 1 файл

shpory_planirovanie_na_predpriyatii.doc

— 554.50 Кб (Скачать)

 Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и расходуемых ресурсов на составные элементы, анализе условий и состава работ и ресурсов, проектировании рациональных вариантов использования предметов труда, средств производства и рабочей силы и расчете потребности соответствующих ресурсов для конкретных условий предприятия.

Аналитически-исследовательский метод применяется для обоснования необходимых норм в условиях действующего производства на основе проведения наблюдений и экспериментов. Согласно полученным данным, разрабатываются соответствующие нормы.

Экспериментальный, или опытный, метод разработки норм заключается в определении затрат труда, сырья и материалов на основе данных замеров полезного их расхода, потерь и отходов, определяемых в лабораторных или производственных условиях.

 Отчетно-статистический метод заключается в том, что нормы затрат производственных ресурсов устанавливаются на основе отчетных или статистических данных за прошедший период. Основой таких норм обычно служат сложившиеся за отчетный период средние фактические затраты ресурсов. По своему содержанию данный метод является суммарным и позволяет, в отличие от аналитического, определять приближенные нормы затрат ресурсов в целом на всю работу или деталь. Недостатком метода является то, что используемые отчетно-статистические нормы не способствуют эффективному использованию ограниченных производственных ресурсов.

 

19. Сущность и функции стратегического  планирования

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени  Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течение длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.

Функции стратегического планирования:

1.Стратегический план задает направления для  деятельности организации и  позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований,  процессы изучения потребителей,  планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен.

2.Стратегический  план обеспечивает каждому подразделению  в организации четкие  цели,  которые увязываются с общими  задачами компании.

3.Стратегический  план стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений.

4. Стратегический  план  заставляет  организацию  оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения  конкурентов,  возможности и угрозы в окружающей среде.

5.Этот  план определяет альтернативные  действия или комбинации действия, которые может предпринять организация. 6Стратегический план создает основу для распределения ресурсов.

7.Стратегический  план  демонстрирует  важность  применения процедур оценки деятельности.

20.Основные этапы процесса страт.  планирования

1.Определение миссии и  целей организации. Миссия – это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим фактором функционирования предприятия. Цель – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. 2.Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации. Стратегический анализ или «портфельный анализ» (в случае анализа диверсифицированной компании) является основным элементом стратегического планирования. Портфельный анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления.  Анализ окружающей среды необходим при осуществлении стратегического анализа, т.к. его результатом является получение информации, на основе которой делаются оценки относительно текущего положения предприятия на рынке. Он предполагает изучение трех ее составляющих: внешней среды; непосредственного окружения; внутренней среды организации. 3. Выбор стратегии. Стратегический выбор предполагает формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ 4.Реализация стратегии. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. 5. Оценка выбранной (реализуемой) стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.

 

21. Обоснование целей деятельности  предприятия

К важнейшим  особенностям системы целей предприятия необходимо отнести следующие: -любой хозяйственный объект является активным звеном, т.е. само формирует свои цели; -у любого хозяйственного объекта всегда существует множество целей, относящихся к различным сферам деятельности (экономической, финансовой, социальной, экологической и т.д.), например: Маркетинг

- максимизация  доли фирмы на рынке;

- максимизация  объема сбыта;

- создание  имиджа фирмы и т.д.

Производство

- увеличение  качества продукции;

- рост  производительности труда;

- снижение  затрат различных видов ресурсов и т.д.

Научно-технические  цели – обеспечивают научно-техн. прогресс

Социальные  цели (обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия), -повышение мотивированности труда;

Финансы

- максимизация прибыли;

- максимизация  валового дохода

Экология (обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду). 

 

22. Типовые стратегии развития  предприятия

Стратегия роста впервые подробно была  разработана Ансоффом. Им же была построена модель роста фирмы.  Она состоит из пяти этапов:

1.Стадия  планирования. 2.Начальная стадия.

3Стадии проникновения.

4.Ускоренный рост.

5.Переходная стадия.

Начальная стратегия. Целью начальной стратегии является умеренный рост для того, чтобы обеспечить предприятию выход на оптимальную эффективность. Руководство занимает бдительную позицию по отношению к ускорению темпов развития, стараясь обеспечить выявление узких мест и их ликвидацию, чтобы в дальнейшем занять настойчивую наступательную позицию на рынке. Как уже отмечалось, руководство должно быть готово к тому, что на первом этапе могут возникнуть сложности в производстве, административные трения, напряжённое финансовое состояние, связанное с большими затратами и отсутствием доходности. Однако одной из целей начальной стратегии является быстрота данного этапа и переход к следующей стратегии.

Стратегия проникновения.   Данная стратегия направляет усилия предприятия на более глубокое проникновение на рынок и дополнительные усилия по увеличению темпов роста объёма продаж. Если для этого требуются приобретения и поглощения, то они производятся в рамках данной стратегии. Долговременные программы предусматривают укрепляющие и развивающие действия по всем направлениям функционирования предприятия, особенно обращая внимание на усиление финансовых позиций, модернизацию основных фондов, НИОКР. После достижения этих целей и проведя необходимые внутренние перестроения, предприятие может перейти к следующей стратегии.

Стратегия ускоренного роста. Целью этой стратегии является полное использование внутренних и внешних возможностей. Данный этап цикла роста должен производиться как можно дольше, так как именно на нём происходит полное использование ресурсов, рост доходов начинает превосходить рост продаж, доля рынка приближается к запланированной. Но на этапе ускоренного роста начинают возникать и накапливаться негативные тенденции в деятельности предприятия, поэтому одной из целей данной стратегии является как можно более раннее их выявление и попытки разрешения. Если решить возникшие проблемы не представляется возможным, то руководство предприятия в рамках данной стратегии начинает плавный переход к реализации  следующей стратегии.

Стратегия переходного периода. Целью этой стратегии является обеспечение после периода ускоренного роста период перегруппировки и перестройки деятельности предприятия для вхождения в новый цикл роста как можно быстрее, то есть не допуская длительной стагнации. Стратегия предусматривает экономию, отказ от новых производств. Происходит глубокий анализ существующего положения дел на предприятии с целью уменьшения затрат, повышения доходности изделий, перестройки системы управления.

 Стратегия стабилизации и выживания.В условиях расстроенной экономики в соответствии с циклами деловой активности и циклами развития предприятия последние могут испытывать болезненный период нестабильности, когда начинают падать объёмы продаж и прибыли. Стратегия стабилизации. Стратегия стабилизации направлена на достижение раннего выравнивания объёма продаж и прибылей с последующим их повышением, то есть переходом на следующий этап роста. В зависимости от скорости падения предприятие может использовать один из трёх наиболее вероятных подходов: экономия с чётким намерением быстрого оживления; сдвиги в продолжительном спаде с меньшими надеждами на быстрое оживление; стабилизация, когда необходимы долговременные программы для достижения сбалансированного состояния предприятия на рынке

Стратегия выживания. Стратегия выживания - чисто оборонительная стратегия и применяется в случаях полного расстройства экономической деятельности предприятия, в состоянии, близком к банкротству. Целью стратегии является  стабилизация обстановки, то есть переход к стратегии стабилизации и, в дальнейшем, к стратегии роста.

 

23. Выбор и разработка стратегии  развития предприятия

Выбор наиболее предпочтительных стратегических альтернатив осуществляется с использованием как формальных, так и качественных методов (интуиция руководителей, их видение  путей реализации стратегии, представление о возможности реализации определенных альтернатив с учетом ограниченности ресурсов предприятия, поставленных целей и т. д.).

Процесс выработки стратегии включает 3 шага:

1. Уяснение  текущей стратегии необходимо, чтобы  иметь четкое представление в каком состоянии находится организация и какие стратегии она уже реализует. Уяснение текущей стратегии предполагает оценку внешних и внутренних факторов.

2. Анализ  портфеля продукции предполагает  следующие шаги: Выбор уровней  в организации для проведения анализа (определение иерархии) Фиксация единиц анализа – стратегических единиц бизнеса (СЕБ) Определение параметров матриц анализа портфеля продукции  Построение и анализ матриц (позиционирование СЕБ на матрицах) Определение желаемого портфеля продукции. Методы выбора стратегии:

- моделирование  влияния стратегических факторов  на показатели эффективности  предприятия (рентабельность, прибыль); 

- метод  кривых освоения - строится на  зависимости размеров затрат  на производство от его объема;

- метод  жизненного цикла товара, т.е.  для каждой стадии (освоение, рост, зрелость, спад) определяются приоритетные  стратегические направления и  действия;

- метод  Бостонской консультативной группы (матричный). Показателями, формирующими  оценочную матрицу, являются темп роста производства и контролируемая данным предприятием доля рынка;

- метод  "мак-кинси" (матричный), основными  оценочными показателями служат  конкурентная позиция предприятия  (слабая, средняя, сильная) и привлекательность  рынка (аналогичные три оценки). 

3. Выбор  стратегии и ее оценка.

 

24. Сущность и содержание стратегического  плана

Содержание  стратегического плана:

- производство  продукции;

- техническое  развитие;

- производственные  ресурсы (величина и эффективность  использования);

- изменение  влияния на экологию;

- изменение  и решение социальных проблем;

Разделы стратегического плана:

1. План  производства и реализации продукции.

2. План  технического развития и организации  производства.

3. План  по труду и заработной плате.

4. План  материально-технического обеспечения

5. План  по издержкам производства.

6. План  по прибыли и рентабельности  производства.

7. Финансовый  план.

8. План  по охране окружающей среды.

9. План  социального развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Планированию на предприятии"