Управление товарными запасами на предприятии розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:52, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время логистика распространена во всех сферах экономики. Она создает необходимые условия для жизнедеятельности предприятий и организаций. Результаты, достигнутые в логистике как направлении экономической деятельности, создают источники рационализации и оптимизации, которые можно использовать в любой другой сфере хозяйствования. Это свидетельствует о том, что логистика представляет собой позитивный фактор, влияющий на развитие хозяйственной деятельности, и является одним из существенных направлений развития научно-технического прогресса.

Содержание

Введение….……………………………………………………………...………….3
1 Понятие и экономическая сущность товарных запасов …………..................6
1.1 Роль и сущность товарных запасов, цели и задачи управления ими на предприятии …………...………………………………………………………………….6
1.2 Классификация запасов. Системы и методы управления ими ……………17
1.3 Методика анализа управления товарными запасами на предприятии розничной торговли ………………………………………………….………………… 23
2 Анализ товарных запасов на предприятии (на примере магазина «Титаник»)…......................................................................................................................33
2.1 Технико-экономическая характеристика магазина «Титаник»…………….33
2.2 Анализ управления товарными запасами магазина «Титаник»…………………………………………………………………………….…..48
3 Рекомендации по совершенствованию управления товарными запасами магазина «Титаник»………………………………………………. ……………………57
Заключение……………………………………………………………………..…69
Библиографический список…………….………………………………………..71

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 633.00 Кб (Скачать)

 

Графическое изображение результатов XYZ – анализа есть на рисунке 5.

       Коэффициент вариации, %

 

                                                                            доля товара в общем объеме                                                                                                                                              реализованной продукции, %                                                                                                                                               

Рисунок 5 -  Кривая XYZ [55]

              Результаты анализа XYZ представлены в таблице 15.

 

 

Таблица 15 -  Результаты анализа XYZ [расчеты автора]

Группа

Количество

групп

товаров

Название групп

Удельный вес в

общем количестве

наименований, %

X

6

Двери, кафель, карнизы, потолки, хоз. группа, люстры

48

Y

3

Сантехника, вентиляция, обои

44

Z

2

Жалюзи, лепнина

8

 

Результаты проведенного анализа XYZ показали, что можно четко выявить абсолютное и относительное значение товаров и групп товара для дальнейшей деятельности предприя­тия в перспективе. Метод XYZ позволяет выстроить ассортиментные позиции  в зависимости от величины спроса на товар, и определить, какие товары являются наи­более выгодными, а какие нежелательны в ассортименте. С этой точки зрения товары класса X можно оставить в неизменном виде в соответствии с потребностью покупателей, для класса Y – необходимо создание сезонных запасов, а для класса Z – приобретение товара по мере возникновения потребности.

Анализ XYZ помогает предприятию оценить величину товарных запасов и рационально их использовать, не расходуя лишние денежные средства на невостребованные запасы.

Проблемными группами в магазине «Титаник» являются: «Люстры», запаса которой не хватает  на 23,7 тысячи рублей или на 5,9 дней и группа «Лепнина» - на 15,7 тысяч рублей или на 3,9 дня ниже норматива. В случае с группой «Люстры» это связано с тем, что ассортимент обновляется слабо, товар является залежавшимся и не привлекает покупателей. Даже при наличии дефицита, дополнительные поставки новых наименований товаров в полном объеме являются экономически невыгодными. В этом случае рекомендуется расширить ассортимент товара, попутно снизив торговую наценку на устаревший товар (она составляет 40-50%), провести распродажу с целью обновления ассортимента. Ассортимент группы «Лепнина» подвержен резким   хаотичным перепадам спроса (в результате проведенного в дипломной работе XYZ – анализа, эта группа относится к категории Z), что затрудняет прогнозирование поставок. Также эта группа остается малоизвестным товаром для клиентов. Следовательно, необходимо сделать хорошую рекламную кампанию, так как магазин «Титаник» - единственный в городе Нижний Тагил, который предлагает данный товар потребителям.

По группе «Обои» наблюдается дефицит в 206,4 тысячи рублей или в 11,1 дней товарооборота. В данном случае нехватка товара связана с сильной неравномерностью и неорганизованностью поставок, а также с нехваткой финансирования данной группы. Решение данной проблемы заключается в составлении нового графика поставок с фиксированным интервалом между поставками.

Запасы группы «Карнизы», наоборот, значительно превышают норматив на 30,4 дней или 242,2 тысячи рублей. Причинами являются:

а)   завышенный норматив запаса карнизов;

б) ассортимент данной товарной группы слишком широк, что затрудняет клиентов при совершении покупки;

в) некоторые наименования карнизов остаются невостребованными, что ведет к затовариванию.

Для решения данных проблем магазину «Титаник» необходимо принять  следующие меры:

      уменьшить завоз, тем самым, изменив рекомендуемый остаток;

      пересмотреть ценовую политику;

      провести маркетинговые исследования состояния торговли этими товарами, степени соответствия фактических запасов запросам покупателей, действенности рекламной работы.

Группа «Потолки» также превышает норму запаса на 60,6 тысячи рублей или на 9 дней товарооборота. Как и в случае с группой «Карнизы», это связано с завышенным рекомендованным остатком.

По остальным группам не наблюдается сильного отклонения от норматива, общей проблемой является сама величина норматива – она завышена и составляет 40-50 дней. Рекомендуется снизить норматив, сделать поставки более частыми.

Для того, чтобы усовершенствовать закуп и товарообеспечение магазина,  рекомендуется составить с каждым поставщиком определенный график завоза товаров и четко придерживаться его. Вследствие чего увеличится товарооборот предприятия, в магазинах всегда будет оптимальное количество товара для продажи, а значит, увеличится прибыль организации.

Анализ исследования рынка г. Нижний Тагил на сегодняшний день показал о росте конкурентов. Для решения этой проблемы предлагается следующее:

- для магазина «Титаник» рекомендован клиентоориентированный подход в работе предприятия. Для этого мы должны знать покупателя и покупатель должен знать о нас. Необходима продуманная рекламная компания;

- выделение целевого и второстепенного сегментов, работа с заявляемыми и скрытыми потребностями;

- провести корректировку предлагаемого ассортимента и выбор ценовой политики, исходя из особенностей целевой аудитории и товарно-форматной специфики магазина «Титаник»

- проанализировать комплексную систему управления торговым персоналом магазина (обзор основных кадровых технологий);

- обеспечить ожидаемого уровня сервиса для покупателей;

- стимулирование продаж.

Для этого необходимо проведение следующих мероприятий:

      поддерживающая реклама (по телевидению и радио);

      реклама какой-то группы или целого направления + скидка 15%;

      красный ценник + скидки до 50%;

      скидка 7%  с 9 до 10 и с 19 до 20;

      день рождения, скидки и подарки + розыгрыш;

      осеннее падение цен - скидки до 30%;

      новогоднее настроение + скидки до 50%;

      на щитах 6х3 разместить ходовые позиции с уменьшенной ценой, старая перечеркнута;

      информация в чеках: (Например: Внимание! Обои 1,06*10м – 399 руб.,   Панель пластиковая 2,7х 0,25 - 99 руб.)

      специальные предложения, например, в воскресенье и понедельник с 9:00 до 12:00 товары продаются в розницу по оптовым ценам;

      предоставление утренних, праздничных скидок и скидок в выходные дни;

      скидки пенсионерам;

      ежедневные скидки на определённые группы товаров;

      проводить с целью продвижения определенных групп розыгрыши  призов среди покупателей;

      ввести бесплатную доставку до подъезда при  покупке от 15 000 р.

Чтобы компания успешно работала на рынке, необходимо правильно организовать деятельность маркетинговой службы. Для этого нужно грамотно построить службы информации, проведения исследований рынка, организации рекламы, сбытовых операций и обслуживания, чтобы обеспечить максимум результатов при минимуме расходов.

Также немаловажным фактором является то, что в магазине не подключается светотехника. Магазин «Титаник» сильно проигрывает в этом плане своим конкурентам. Руководителю предприятия рекомендуется установить специальное оборудование для подключения люстр, светильников, подвесов и прожекторов.

Возможно внедрение для покупателей комплекса услуг по ремонтно-строительным работам. Для этого необходимо:

а) составить прайс ремонтно-строительных услуг с разбивкой по видам работ;

б) составить должностные обязанности менеджеру по сервису;

в) заключить с ремонтно-строительными бригадами договора.

Для того чтобы выжить в конкурентной борьбе, магазину «Титаник» необходимо сменить стратегию и тактику своей работы, непрерывно работать над его совершенствованием, следить за качеством продаваемого товара, освоением новых видов товаров, использовать наиболее совершенные и гибкие методы ценообразования.

Немаловажным фактором являются условия труда работников. Отсутствие естественного освещения и вентиляции приводит к быстрой утомляемости и невозможности постоянного нахождения в торговом зале, как работников, так и покупателей. Это мешает выбору товара и снижает доход магазина.

Необходимо улучшать условия труда работников для увеличения производительности труда и повышения комфорта, как коллектива, так и покупателей.  Для этого рекомендуется:

      установить систему кондиционирования воздуха;

      заменить устаревшее оборудование (компьютеры, оргтехнику) новым;

      доукомплектовать рабочие места (необходимы столы для нарезки обоев и самоклеящейся пленки, канцтовары, хозяйственные принадлежности);

      оборудовать комнату отдыха и приема пищи для персонала;

      поставить  шкафчики для одежды и личных вещей во избежание краж.

Важно усовершенствовать планирование запасов на предприятии. Существует множество моделей управления и планирования запасами. Всё многообразие систем управления запасами может быть сведено к двум основным типам:

- система с фиксированным размером заказа;

- система с фиксированной периодичностью заказа.

В магазине «Титаник» чаще используется система с фиксированной периодичностью заказа.

Проведем расчет параметров системы управления запасами в таблице 16.

Таблица 16 -  Расчет параметров системы управления запасами [51].

Показатель

Порядок расчета

1 Потребность, тысяч рублей.

-

2 Интервал времени между заказами, дни.

-

3 Время поставки, дни.

-

4 Возможна задержка в поставках, дни.

-

5 Ожидаемое дневное потребление, тысяч рублей в день.

(1) / число рабочих дней

6 Ожидаемое потребление за время поставки, дни.

(3) * (5)

7 Максимальное потребление за время поставки

({3} + {4}) * (5)

8 Максимальный желательный запас, тысяч рублей.

(8) + (2) * (5)

9 Страховой запас, тысяч рублей

(7) – (6)

Информация о работе Управление товарными запасами на предприятии розничной торговли