Управление товарными запасами на предприятии розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:52, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время логистика распространена во всех сферах экономики. Она создает необходимые условия для жизнедеятельности предприятий и организаций. Результаты, достигнутые в логистике как направлении экономической деятельности, создают источники рационализации и оптимизации, которые можно использовать в любой другой сфере хозяйствования. Это свидетельствует о том, что логистика представляет собой позитивный фактор, влияющий на развитие хозяйственной деятельности, и является одним из существенных направлений развития научно-технического прогресса.

Содержание

Введение….……………………………………………………………...………….3
1 Понятие и экономическая сущность товарных запасов …………..................6
1.1 Роль и сущность товарных запасов, цели и задачи управления ими на предприятии …………...………………………………………………………………….6
1.2 Классификация запасов. Системы и методы управления ими ……………17
1.3 Методика анализа управления товарными запасами на предприятии розничной торговли ………………………………………………….………………… 23
2 Анализ товарных запасов на предприятии (на примере магазина «Титаник»)…......................................................................................................................33
2.1 Технико-экономическая характеристика магазина «Титаник»…………….33
2.2 Анализ управления товарными запасами магазина «Титаник»…………………………………………………………………………….…..48
3 Рекомендации по совершенствованию управления товарными запасами магазина «Титаник»………………………………………………. ……………………57
Заключение……………………………………………………………………..…69
Библиографический список…………….………………………………………..71

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 633.00 Кб (Скачать)

 

Анализ данной таблицы свидетельствует о том, что в 2008 году в магазине «Титаник» произошло большое затоваривание на складе на 6650 тысяч рублей, это связано со снижением покупательской способности в связи с начавшимся в этот же период мировым финансовым кризисом. Также отрицательный фактор оказал большой товарный запас на конец 2008 года и следовательно запас на начало 2009 года, который составил 11370 тысяч рублей. В отчетном году товарооборот составил 48500 тысяч рублей, что на 15,48% превышает показатель 2008 года, так как ситуация на рынке стала улучшаться. Запасы товаров были распроданы с помощью стимулирующих методов продаж. Директор магазина стал четче отслеживать рекомендуемый объем закупа, вследствие чего запасы на конец отчетного года снизились до 4930 тысяч рублей [расчеты автора].

Состояние и уровень товарных запасов являются своеобразным барометром состояния торговли и степени сбалансированности между спросом и предложением.

Для изучения состава и структуры запасов можно составить аналитическую таблицу 11 [51].

Таблица 11  - Товарные запасы магазина «Титаник» на 10 октября отчетного года.

Товарные группы

Фактические запасы на 10 октября 2010 года

Установлено на 10 октября

Отклонения

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

Однодневный оборот, т. р.

Запасы

В сумме, тыс. руб.

В днях оборота

Норма, дни

Норматив

в сумме

Сантехника

1289,2

22

29,23

40

1169,2

+120

+4,1

Двери

996,2

17

22,59

42

948,78

+47,42

+2,1

Карнизы

820,4

14

7,97

60

578,20

+242,2

+30,4

Кафель

644,6

11

14,61

45

657,45

-12,85

-0,9

Вентиляция

468,8

8

10,63

40

425,20

+43,60

+4,1

Обои

351,6

6

18,60

30

558

-206,4

-11,1

Хоз. группа

351,6

6

7,97

43

342,71

+8,89

+1,1

Потолки

293

5

6,64

35

232,40

+60,6

+9,1

Жалюзи

293

5

6,64

46

305,44

-12,44

-1,9

Люстры

175,8

3

3,99

50

199,50

-23,7

-5,9

Лепнина

175,8

3

3,99

48

191,50

-15,7

-3,9

Итого:

5860

100

132,86

40

5608,38

+251,62

+1,9


 

Данные таблицы 11 говорят о том, что запасы отдельных товарных групп превышают нормативные показатели, а других ниже норматива. Подобная информация – ключ для анализа состояния товарных запасов.

В магазине «Титаник» запасы группы «Обои» значительно ниже норматива на 206,4 тысячи рублей или на 11 дней, хотя и занимают невысокий удельный вес в общей сумме запасов (6%). Следовательно, необходимо регулярно следить за рекомендуемыми остатками товара.

Также проблемными группами являются: «Люстры», которая ниже норматива на 23,7 тысяч рублей или на 5,9 дней и группа «Лепнина» - на 15,7 тысяч рублей или на 3,9 дня ниже норматива. В этом случае рекомендуется расширить ассортимент товара, снизить торговую наценку. Запасы группы «Карнизы», наоборот, значительно выше норматива на 242,2 тысячи рублей или на 30,4 дней. Это означает, что магазин перенасыщен данным товаром. «Потолки» также превышают норму на 60,6 тысяч рублей или на 9,1 дней [расчеты автора]. Магазину «Титаник» необходимо принять меры: уменьшить завоз, тем самым, изменив рекомендуемый остаток, пересмотреть ценовую политику, провести маркетинговые исследования состояния торговли этими товарами, степени соответствия фактических запасов запросам покупателей, действенности рекламной работы.

По тем товарам, по которым запасы ниже норматива и возникла опасность уменьшения оборота по их реализации, важно принять оперативные меры, нацеленные на пополнение запасов: поиск поставщиков, заключение договоров на поставку.

              Сезонность в торговле – сложное социально-экономическое явление. Она непрерывно изменяется: смещаются периоды увеличения и уменьшения реализации. Поэтому для более обоснованного расчета товарооборота по месяцам используем данные Приложения Д.

Для этого воспользуемся методом относительной средней. Сначала определяется средний оборот по группам за каждый месяц. Затем определим среднюю величину товарооборота за каждый месяц. Для устранения влияния случайных факторов определяются индексы сезонности товарооборота, которые показывают, на сколько процентов отклоняется товарооборот данного квартала от среднеквартальной величины. Рассчитаем индекс сезонности для каждой группы путем деления средней величины товарооборота по группам на средний товарооборот по группам за каждый месяц, тыс. руб. [51]

Проанализировав данные из Приложения Д, можно сделать вывод, что группами, наиболее подверженными сезонности, являются «сантехника», а именно подгруппы «система обогрева» и «радиаторы», которые пользуются наибольшим спросом в осеннее и зимнее время; «вентиляция» также носит сезонный характер, так как систему вентиляции приобретают в летний период в большей степени.

В результате расчетов товарооборота за отчетный год наиболее целесообразно использовать полученный результат с учетом сезонности, так как реализуемый товар носит сезонный характер. Магазин «Титаник» должен обеспечивать непрерывность торгового процесса, ритмичную продажу товаров потребителям, соответствующую по ассортименту, количеству и качеству их спросу. С этой целью создаются определенные запасы товаров. Пока товар находится в каналах сферы обращения и ожидает момента продажи, он является товарным запасом.

Состояние товарных запасов в значительной степени зависит от правильного их анализа и планирования. Цель анализа товарных запасов – установить причины отклонений фактических показателей запасов от плановых, определить факторы, под влиянием которых сложились условия торговой деятельности.

Сделаем анализ товарных запасов магазина «Титаник» за отчетный год в таблице 12.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что наибольший объем поступления и реализации товаров наблюдается в четвертом квартале. А также в этом квартале наблюдаются наименьшие товарные запасы. Этому благоприятствовало повышение покупательской способности, а также рост сезонного спроса на системы обогрева, радиаторы и так далее.

Таблица 12 -  Анализ товарных запасов магазина «Титаник» за отчетный год по кварталам, тыс. руб. [51]

Квартал

Запасы на начало периода

Поступление

Реализация

Запасы на конец периода

I

7810

10754,8

11525,1

7039,7

II

7039,7

11168,3

11692,2

6515,8

III

6515,8

11263,9

11844,1

5935,6

IV

5935,6

11507,3

12512,9

4930

 

Рассматривая товарные запасы на конец отчетного периода, можно отметить, что наибольший объем товарных запасов наблюдался в первом и втором кварталах. Это объясняется тем, что объем реализации в эти кварталы небольшой и предприятие работает «на склад», чтобы в третьем и четвертом кварталах реализовать как можно больше продукции.

Далее проанализируем товарные запасы магазина «Титаник» за отчетный год по товарным группам в таблице 13.

 

 

Таблица 13 -  Анализ товарных запасов магазина «Титаник» за отчетный год по товарным группам, тыс. руб. [51]

Товарная группа

Запасы на начало периода

Поступление

Реализация

Запасы на конец периода

Индекс запасов[1], %

Сантехника

1178,6

10060

10670

568,6

48,2

Двери

814,6

8082,5

8245

652,1

80,1

Обои

918,7

6837,2

6790

602,8

65,6

Кафель

570

5195,2

5335

430,2

75,5

Вентиляция

672,3

3477,1

3880

269,4

40,1

Карнизы

653,9

2594,1

2910

701,1

107,2

Хоз. группа

807,3

2682,6

2910

579,9

71,8

Потолки

753

2035,4

2425

363,4

48,3

Жалюзи

598,6

2190,6

2425

364,2

60,8

Люстры

430,1

1210,6

1455

185,7

43,2

Лепнина

512,9

1154,7

1455

212,6

41,5

 

По данным таблицы видно, что на конец отчетного года запасы в целом по группам снизились. Особенно хорошо распродавались такие товарные группы как вентиляция, сантехника, люстры, лепнина и потолки, их индекс запасов составил меньше 50% [расчеты автора]. Это связано с ослаблением последствий финансового кризиса, вследствие чего повысилась покупательская способность клиентов.

Немного хуже распродавались двери, кафель, обои, жалюзи и хозяйственные товары, но все равно запасы на конец отчетного года стали меньше, чем были в начале. Реализация карнизов в отчетном году была хуже, следствием чего стало затоваривание, то есть объем запасов карнизов стал выше, чем в начале года.

Управление товарными запасами на предприятии. Основной задачей, стоящей перед каждым предприятием, занимающимся торговой деятельностью является выявление и превращение покупательной способности потребителя в реальный спрос на определенный товар и полное удовлетворение этого спроса для обеспечения намеченной фирмой прибыли. Деятельность торгового предприятия «Титаник» начинается с изучения и поиска поставщиков, способных не только предоставить товар, удовлетворяющий потребности рынка, но и наиболее выгодные условия поставки своих товаров, в том числе и доставку товара транспортом поставщика.

Основными поставщиками магазина «Титаник» являются: ООО «Лаверна - Екатеринбург», ООО «Группа Компаний «Воздух», ООО «Уралкерамика», ООО «Новокор - Екатеринбург», ООО «Фортуна», ООО «Брозекс», УСК-опт, ООО «Пушкарский» и другие (Приложение Е). Эти поставщики предлагают широкий ассортимент товаров, гибкий график завоза товара, выгодные для нас цены. Однако не всегда они надежны и не всегда выполняют все пункты договора поставки.

Работа магазина с поставщиками построена таким образом: прежде чем заключить договор на поставку товаров, руководители предприятия сначала определяют потребность в том или ином товаре, разрабатывают спецификацию. Затем начинают искать поставщиков, изучать их предложения (они оценивают цены, условия поставки, время начала поставок, соблюдение графиков, гарантии, послепродажное обслуживание). После чего выбирают того или иного поставщика и заключают с ним договор купли-продажи.

При дальнейших деловых отношениях руководители направляют поставщику заявку и заказ (дальнейшая конкретизация заявки, посредством которой торговая организация сообщает конкретным поставщикам развернутый ассортимент товаров, подлежащих поставке на предстоящий период).

Представленный покупателем заказ служит основанием для определения таких условий договора как количество, ассортимент, качество, сроки поставки, то есть, по сути, заказ является преддоговорным документом. При принятии поставщиком заказа к исполнению он фактически превращается в договор.

Информация о работе Управление товарными запасами на предприятии розничной торговли