Управление товарными запасами на предприятии розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:52, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время логистика распространена во всех сферах экономики. Она создает необходимые условия для жизнедеятельности предприятий и организаций. Результаты, достигнутые в логистике как направлении экономической деятельности, создают источники рационализации и оптимизации, которые можно использовать в любой другой сфере хозяйствования. Это свидетельствует о том, что логистика представляет собой позитивный фактор, влияющий на развитие хозяйственной деятельности, и является одним из существенных направлений развития научно-технического прогресса.

Содержание

Введение….……………………………………………………………...………….3
1 Понятие и экономическая сущность товарных запасов …………..................6
1.1 Роль и сущность товарных запасов, цели и задачи управления ими на предприятии …………...………………………………………………………………….6
1.2 Классификация запасов. Системы и методы управления ими ……………17
1.3 Методика анализа управления товарными запасами на предприятии розничной торговли ………………………………………………….………………… 23
2 Анализ товарных запасов на предприятии (на примере магазина «Титаник»)…......................................................................................................................33
2.1 Технико-экономическая характеристика магазина «Титаник»…………….33
2.2 Анализ управления товарными запасами магазина «Титаник»…………………………………………………………………………….…..48
3 Рекомендации по совершенствованию управления товарными запасами магазина «Титаник»………………………………………………. ……………………57
Заключение……………………………………………………………………..…69
Библиографический список…………….………………………………………..71

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 633.00 Кб (Скачать)

Магазин «Титаник» за время существования на рынке города Нижний Тагил имеет достаточно приличную клиентскую базу. Перечислим основных, постоянных клиентов: ООО «Стройбыт», «Техгарант», «ИТБ-Семигорье», «ЗАО Строймастер», «ООО Аква», «Монтажник», «МУП МПО ЖКХ», «Сервистрой», «Водоканал», «Прометей» и другие. Магазин «Титаник», работает не только со строительно-монтажными организациями, но и с частными лицами, с каждым годом увеличивая объемы клиентской базы, а в месте с ней и объёмы продаж.

Необходимым условием выполнения планов по реализации продукции, снижению её себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия товарами необходимого ассортимента и качества.

Организация приемки и хранения товаров. В магазине «Титаник» в настоящее время существует следующий порядок приемки товара. При поступлении товаров от поставщиков в магазин автомобильным транспортом материально-ответственное лицо (кладовщик) принимает груз по товарно-транспортным накладным, проверяет соответствие количества и качества поступившего груза записям в товарно-транспортных накладных. Если количество и качество груза соответствует товарно-транспортным накладным,  кладовщик ставит отметку (штамп и подпись на товарно-транспортной накладной о принятии груза от поставщика). В случае несоответствия количества и качества поступившего груза,  данным, указанным в товарно-транспортных накладных,  составляется Акт или делается отметка на товарно-транспортной накладной.

Далее основная часть товара хранится на складе, а часть товара выставляется в торговом зале. Процесс управления запасами материальных ресурсов имеет ограничения по объему складирования, так как площадь склада всего 20 кв. м.

По своему назначению товарные запасы, формируемые в магазине «Титаник», можно подразделить на товарные запасы текущего хранения, запасы сезонного хранения и досрочного завоза.

Основную массу всех запасов торгового предприятия составляют товарные запасы текущего хранения. Они необходимы для обеспечения бесперебойной продажи товаров в текущем периоде. Их необходимо постоянно пополнять.

Товарные запасы сезонного хранения и досрочного завоза формируются, в первую очередь, по таким товарам, которые имеют значительный разрыв во времени между их производством и потреблением.

Управление товарными запасами предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль, а также регулирование.

Нормирование товарных запасов позволяет разработать и установить их необходимые размеры.

Разработанные рекомендуемые остатки товарных запасов должны обеспечивать поддержание их на экономически обоснованном уровне, с тем, чтобы обеспечить бесперебойное и ритмичное товароснабжение магазина.

Необходимый товарный запас является нормируемой величиной. Для решения этой задачи необходимо использовать два взаимосвязанных параметра: уровень и оборачиваемость товарных запасов. Эти и другие показатели приведены в Приложении Ж.

Данные Приложения Ж свидетельствуют о том, что наибольшая скорость товарного обращения наблюдается по следующим группам: сантехника, двери, кафель, обои и вентиляция. По данным группам товаров обновление товарного запаса происходило 10-12 раз в год, товарооборачиваемость в пределах 1 месяца.

По остальным группам товаров показатель товарооборачиваемости низкий. В этих группах товаров обновление товарного запаса происходило всего 4-8 раз в год.  Это связано с несколькими причинами. По таким группам, как карнизы, хозяйственные товары, потолки и жалюзи оставались большие товарные запасы. Люстры и лепнина относятся к проблемным группам, так как их товарооборачиваемость очень низкая (77 и 90 дней), скорость товарного обращения составляет – всего 4 раза в год. Это произошло потому, что по данным группам очень узкий ассортимент и относительно высокие цены.

Контроль и учет направлены на обеспечение в составе товарных запасов всей предусмотренной номенклатуры товаров, исключение снижения размера запасов ниже установленного минимума, соблюдение нормативных сроков хранения товаров.             

В магазине «Титаник» время от времени производится инвентаризация товарных запасов, то есть фактически пересчитываются и перемеряются все имеющиеся запасы товаров. Эта процедура не очень дешевая и требующая много времени. В результате инвентаризацию проводят сравнительно редко – 1 раз в 3 месяца.

Регулирование товарных запасов заключается в поддержании их на определенном уровне, в маневрировании ими. Оно предполагает принятие торговыми работниками различных коммерческих решений с целью нормализации товарных запасов. В магазине «Титаник» этим занимаются директор, который поддерживают товарные запасы на определенном уровне и следит за рекомендуемыми остатками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГАЗИНА «Титаник»

 

3.1 Рекомендации по совершенствованию управления товарными запасами

магазина «Титаник»

 

В ходе проведенной работы было выявлено, в целом предприятие «Титаник»  достаточно успешно, но есть и недостатки. Многие факторы движения товаров, организации закупок не оптимальны: склад затоварен, нет системности поставок, не налажен процесс выкладки товаров, как в торговом зале, так и на складе. В связи с этим особую актуальность приобретает создание методического инструментария, позволяющего количественно оценивать, анализиро­вать и прогнозировать различные варианты формирования стратегии управ­ления запасами.

Анализируя основные экономические показатели магазина «Титаник», можно сделать вывод, что рентабельность от продаж за 2 года повысилась всего на 4,04%, это связано с началом мирового финансового кризиса, начавшимся в 2008 году. Магазину «Титаник» рекомендуется снизить торговые надбавки, тем самым повысится товарооборот магазина и конкурентоспособность.

Издержки обращения за два года повысились на 44,44%, в основном за счет расходов на рекламную деятельность (на 70%), на транспорт (на 115%), на хранение товаров (на 55%). Таким образом, первой задачей, стоящей перед предприятием, является снижение расходов, связанных с данными статьями. Что касается транспортных расходов, их снижения можно добиться несколькими способами:

а)  перевести транспорт на более экономичные виды топлива (например, на газовое топливо);

б) провести исследования, направленные на установку оптимального количества транспортных единиц в автопарке;

в) оптимизировать поставки, то есть рационально использовать грузоподъемность и полезную площадь транспортных средств;

г)      проложить оптимальные маршруты поставок товаров от поставщиков;

д)    заключить договора с поставщиками с транзитной формой поставки.

Оптимизировать рекламную деятельность можно следующими способами:

     регулярно проводить исследования эффективности рекламной деятельности для сообразования расходов на рекламу и ее результатов;

     использовать опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой в области применения современных средств рекламы: «директ - мейл», «паблик-рилейшнз», «интернет-реклама», позволяющие устанавливать тесный контакт с потребителями;

     ввести в широкое использование такие рекламные средства, как буклеты, рекламки, календари, брошюры и так далее ввиду их относительной дешевизны и высокой эффективности.

В магазине «Титаник» слабо развита работа по управлению и контролю над товарными запасами, также имеет место затоваривание на складе. В сезон не хватает необходимого количества товарных запасов, таких как радиаторы, системы обогрева, вентиляция, жалюзи, необходимых для поддержания бесперебойной торговли. Вместо этого на остатках «оседает» мебель для ванных комнат, непродуманно раздувается ассортимент по многим другим товарным группам. Предлагается поддерживать ассортимент исходя из сезонности продаваемого товара, так как эти товарные группы (жалюзи, радиаторы и системы обогрева) являются наиболее значимыми в структуре товарооборота.

Управление запасами на предприятии с помощью АВС-анализа представлено на рисунке 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С     

 

             

 

     В             

 

 

 

 

 

     А

 

 

 

Рисунок 6 -  Определение номенклатурных групп АВС [расчеты автора]

 

Можно сказать, что:

группа А – это важнейшие товары, на которые приходится большая часть вложений в запасы (72%), а именно сантехника, двери, обои, кафель и вентиляция;

группа В – это материалы, товары, которые являются второстепенными и требуют меньше внимания к себе, доля которых составляет 21%. К группе В относятся - карнизы, потолки, жалюзи и лепнина;

на группу С приходится наименьшая часть вложений в запасы (7%), сюда входят хозяйственная группа и лепнина [расчеты автора].

Для ресурсов группы А должны тщательно определяться размеры и точки заказов. В зависимости от условий размещения каждого из заказов должна пересматриваться величина затрат на оформление заказов, транспортировку и хранение материалов группы А, должен устанавливаться строгий контроль уровня запасов по данным позициям.

Для ресурсов, входящих в группу В, определяются экономичные размеры партий, момент выдачи повторного заказа. Относительно запасов осуществляется обычный контроль и сбор информации для обнаружения изменений и внесения корректировок.

По ресурсам группы С никаких расчетов не проводится, поставки планируются в общем объеме на 1 месяц, регистрируются пополнения запасов, но учет их уровня не ведется. Проверка наличия запасов производится методом инвентаризации один раз в 3 месяца.

Управление запасами на предприятии с помощью анализа XYZ предполагает оценку значимости материалов в зависимости от частоты потребления. Если рассматривать потребление отдельных видов материалов в течение длительного периода времени, то можно установить, что в их числе есть материалы, имеющие постоянный и стабильный спрос; материалы, расход которых подвержен определенным, например, сезонным колебаниям, и, наконец, материалы, расход которых абсолютно незакономерен, т. е. носит случайный характер. Для такой классификации используются символы X, Y, Z.

Магазин «Титаник» постоянно расширяет торговый ассортимент. С целью сокращения объема денежных средств, омертвленных в запасах, необходимо усилить контроль ассортимента с помощью анализа ХУZ. С этой целью необходимо:

а) Рассчитать вспомогательную таблицу для расчета коэффициента вариации спроса и разбиения товара на группы X,Y,Z.

б) Построить кривую ХYZ.

Расчет коэффициента вариации спроса и разбиения товара на группы ХYZ представлен в таблице 14 [51].

 

 

Таблица 14 -  Расчет коэффициента вариации спроса и разбиение товара на группы [расчеты автора]

Группы товаров

 

Товарооборот

за год

Средняя

величина

товарооборота

по каждой группе за месяц

Коэффициент вариации

Группа

Сантехника

10670

889,2

14,67

y

Двери

8245

687,1

4,92

x

Обои

6790

565,8

11,84

y

Кафель

5335

444,6

3,08

x

Вентиляция

3880

323,3

11,97

y

Карнизы

2910

245,5

5,26

x

Хоз. группа

2910

245,5

3,60

x

Потолки

2425

202,1

3,32

x

Жалюзи

2425

202,1

28,96

z

Люстры

1455

121,3

4,85

x

Лепнина

1455

121,3

42,38

z

Информация о работе Управление товарными запасами на предприятии розничной торговли