Управление товарными запасами на предприятии розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:52, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время логистика распространена во всех сферах экономики. Она создает необходимые условия для жизнедеятельности предприятий и организаций. Результаты, достигнутые в логистике как направлении экономической деятельности, создают источники рационализации и оптимизации, которые можно использовать в любой другой сфере хозяйствования. Это свидетельствует о том, что логистика представляет собой позитивный фактор, влияющий на развитие хозяйственной деятельности, и является одним из существенных направлений развития научно-технического прогресса.

Содержание

Введение….……………………………………………………………...………….3
1 Понятие и экономическая сущность товарных запасов …………..................6
1.1 Роль и сущность товарных запасов, цели и задачи управления ими на предприятии …………...………………………………………………………………….6
1.2 Классификация запасов. Системы и методы управления ими ……………17
1.3 Методика анализа управления товарными запасами на предприятии розничной торговли ………………………………………………….………………… 23
2 Анализ товарных запасов на предприятии (на примере магазина «Титаник»)…......................................................................................................................33
2.1 Технико-экономическая характеристика магазина «Титаник»…………….33
2.2 Анализ управления товарными запасами магазина «Титаник»…………………………………………………………………………….…..48
3 Рекомендации по совершенствованию управления товарными запасами магазина «Титаник»………………………………………………. ……………………57
Заключение……………………………………………………………………..…69
Библиографический список…………….………………………………………..71

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 633.00 Кб (Скачать)

Издержки заказа связаны с размещением заказов и прямо зависят от частоты, с которой они размещаются. Эти издержки включают расходы на ведение учетной документации, на подготовительно - заключительные операции, транспортные расходы по перемещению товаров между предприятиями и складами. Наиболее удобным, хотя и не наиболее точным методом определения расходов по подготовке, оформлению и подаче каждого заказа, является деление общих годовых расходов отдела закупок (заработная плата работников отдела, материальные и накладные расходы) на число подаваемых за год заказов. В литературе предлагается и другой способ определения издержек заказа, а именно - точный хронометраж и выборочное обследование в целях определения средних затрат времени на подготовку и подачу заказов.

Во-вторых, существуют издержки хранения, которые включают стоимость капитала, омертвленного в запасах, затраты на содержание товара на складе и другие издержки, связанные с физическим присутствием товаров. Вкладывая деньги в запасы, фирма, таким образом, отказывается от использования этих средств для других целей (например, для приобретения нового оборудования, разработки новых продуктов, размещения средств в краткосрочных ценных бумагах и т.д.).

Третий и последний вид издержек составляют издержки дефицита, возникающие, когда спрос на продукт превышает наличие его на складе. Существуют трудности с расчетом данного вида издержек. Они возникают тогда, когда покупатель намерен ждать следующей поставки требуемого товара, но не отражаются в документах. Хотя издержки дефицита трудно измерить, они оказывают сильное влияние на эффективность использования товарно-материальных запасов. Часто эти издержки приравнивают к недополученной прибыли, если покупатель принимает решение о покупке товара у конкурирующей фирмы. Более того, эти издержки могут быть еще более существенны в случаях, когда теряется значительная часть доброго имени фирмы. Одним из часто используемых показателей для контроля за издержками дефицита является уровень обслуживания. Он может быть рассчитан различными способами, например, как процент единиц товара (или заказов покупателей), отгруженных непосредственно со склада в общей сумме спроса на товар за период [3, с. 45].

Традиционный критерий оптимизации в задачах управления запасами - минимизация рассмотренных выше издержек.

Реализация задачи возможна при использовании экономико-математических расчетов и знаний в области теории управления запасами. Таким образом, задача выбора необходимых запасов материальных ресурсов имеет альтернативный характер и должна решаться оптимизационными методами.

1.2 Классификация запасов. Системы и методы управления запасами

 

Существует несколько признаков, по которым классифицируют товарные запасы:

а) По месту продукции в логистическом канале (цепи) и ее виду:

- запасы материальных ресурсов;

- запасы незавершенного производства;

- запасы готовой продукции;

- запасы тары;

- запасы возвратных отходов.

б) По отношению к базисным логистическим функциям:

- запасы совокупные;

- запасы в снабжении;

- запасы производственные;

- запасы сбытовые (товарные).

в) По отношению к комплексным логистическим функциям:

- запасы складские;

- запасы транспортные (в пути, транзитные);

- запасы грузопереработки.

г) По функциональному назначению:

- запасы текущие (регулярные);

- запасы страховые (гарантийные);

- запасы подготовительные;

- запасы сезонные;

- запасы продвижения;

- запасы спекулятивные;

- запасы устаревшие (неликвидные).

д) По отношению к звеньям логистической системы или логистическим посредникам:

- запасы у поставщиков;

- запасы у потребителей;

- запасы у торговых посредников;

- запасы у посредников в физическом распределении;

е) по времени.

Основные виды материальных запасов представлены на рисунке 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок  1 - Основные виды материальных запасов [36, с. 127].

По месту продукции в логистическом канале (цепи) и ее виду укрупненно можно выделить запасы сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции, тары и возвратных отходов.

По отношению к базисным логистическим активностям запасы подразделяются на запасы в снабжении, производственные запасы, сбытовые (товарные) запасы в системе дистрибьюции и совокупные товарно-материальные запасы.

Запасы в снабжении – это материальные ресурсы, находящиеся в логистических каналах (цепях) от поставщиков до материальных складов товаропроизводителя, предназначенные для обеспечения производства готовой продукции.

Производственные запасы – это запасы сырья, материалов и незавершенного производства, предназначенные для обеспечения производственной программы в пределах производственно-технологических подразделений фирмы.

Сбытовые (товарные) запасы – это запасы готовой продукции, находящиеся на складах фирмы-производителя и в дистрибутивной сети и предназначенные для удовлетворения спроса потребителей (продажи).

Снабженческие, производственные и сбытовые запасы составляют совокупные товарно-материальные запасы фирмы, являющиеся объектом оптимизации логистического менеджмента с позиции общих издержек.

По отношению к комплексным логистическим функциям можно выделить складские, транспортные и запасы грузопереработки.

Складские запасы – это запасы продукции, находящиеся на складах различного типа и уровня определенных звеньев логистической системы как внутрифирменных, так и логистических посредников.

Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) – это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессии транспортировки от одного звена логистической системы к другому или в пределах одного из них.

К специфическим складским запасам относятся запасы в процессе грузопереработки без логистической операции хранения (например, перевалка в одном транспортном узле с одного вида транспорта на другой, консолидация, сортировка и др.)

По функциональному назначению запасы подразделяются на текущие, страховые (гарантийные), подготовительные и сезонные [33, с. 50].

Текущий запас – основная часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для обеспечения непрерывности процесса производства (сбыта) между двумя смежными поставками.

Страховая, или гарантийная, часть запасов производственных и сбытовых предназначена для сведения к минимуму логистических и финансовых рисков, связанных с непредвиденными колебаниями спроса на выпускаемые товары, невыполнением договорных обязательств по поставкам сырья и материалов (нарушением сроков, объемов поставок, качества поставляемых ресурсов и т.п.), сбоями в производственно-технологических циклах и другими непредвиденными обстоятельствами.

Подготовительный запас – часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки сырья, материалов или готовой продукции к производственному или личному потреблению. Наличие данного вида запаса вызвано необходимостью выполнения определенных функций по приемке, оформлению, погрузке-разгрузке, дополнительной подготовке (растариванию, чистке, рихтовке и т.д.) к потреблению.

Сезонные запасы – это запасы сырья, материалов и готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса и характера производства.

Запасы продвижения готовой продукции формируются и поддерживаются в дистрибутивных каналах для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику продвижения товара на рынок, обычно сопровождаемую широкомасштабной рекламой в СМИ. Эти запасы должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на товары фирмы.

Спекулятивные запасы сырья, материалов, полуфабрикатов обычно создаются фирмами в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов.

Устаревшие (неликвидные) запасы, как правило, образуются, когда товары не находят сбыта. Задачей логистического менеджмента является предотвращение возможности появления таких запасов [12, с. 97].

 

 

 

Классификация запасов по времени представлена на рисунке 2.

Объем

заказа                        Максимальный желательный запас

 

                                                                    Пороговый уровень

 

                                                                                                     Текущий запас

                                                                                                                         Гарантийный запас

                                                                                                                                                                     Время

 

Рисунок 2 -   Виды запасов по времени учета [13, с. 90]

Максимальный желательный запас - определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различный системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.

Пороговый уровень запаса - используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.

Текущий запас - соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным уровнем, пороговым уровнем или гарантийным запасом.

Гарантийный (страховой) запас - предназначен для непрерывного снабжения потребителей в случае непредвиденных обстоятельств.

Существует несколько систем управления запасами, в зависимости от характеристики заказа:

1) Система управления запасами с фиксированным размером заказа. Размер заказа строго зафиксирован и не меняется ни при каких условиях работы системы. Определение размера заказа является, поэтому первой задачей, которая решается при работе с данной системой управления запасами. Критерием оптимизации должен быть минимум совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа.

Расчетными параметрами системы являются:

- гарантийный запас, шт;

- пороговый уровень запаса, шт;

- максимальный желательный запас, шт.

Гарантийный (страховой) запас позволяет обеспечивать потребность на время предполагаемой задержки поставки. При этом под возможной задержкой поставки подразумевается максимально возможная задержка. Восполнение гарантийного запаса производится в ходе последующих поставок через использование второго расчетного параметра данной системы - порогового уровня запаса.

Пороговый уровень запаса (другое название - точка заказа) определяет уровень запаса, при достижении которого производится очередной заказ. Величина порогового уровня рассчитывается таким образом, что поступление заказа на склад происходит в момент снижения текущего запаса до гарантийного уровня. При расчете порогового уровня задержка поставки не учитывается.

Третий основной параметр системы управления запасами с фиксированным размером заказа - максимально желательный запас. В отличие от предыдущих двух параметров он не оказывает непосредственного воздействия на функционирование системы в целом. Этот уровень запаса определяется для отслеживания целесообразной загрузки производственных мощностей и площадей с точки зрения критерия минимизации совокупных затрат.

2) Система с фиксированным интервалом времени между заказами. В системе с фиксированным интервалом времени между заказами - заказы делаются в строго определенные моменты времени, которые отстоят друг от друга на равные интервалы, например, один раз в месяц, один раз в неделю, один раз в 14 дней и т. п.

Исходные данные для расчета параметров системы следующие:

-  потребность в заказываемом продукте, шт.;

-  интервал времени между заказами, дни;

-  время поставки, дни;

-  возможная задержка поставки, дни.

Расчетными параметрами системы являются:

-   гарантийный запас, шт;

-   максимальный желательный запас, шт;

-   размер заказа, шт.

Гарантийный (страховой) запас, как и для случая, о котором говорилось выше, позволяет обеспечивать потребность на время предполагаемой задержки поставки (под возможной задержкой поставки также подразумевается максимально возможная задержка). Восполнение гарантийного запаса производится в ходе последующих поставок через пересчет размера заказа таким образом, чтобы его поставка увеличила запас до максимального желательного уровня.

Максимально желательный запас определяется в ходе мониторинга поддержания целесообразной загрузки площадей с точки зрения минимизации совокупных затрат.

Информация о работе Управление товарными запасами на предприятии розничной торговли