Особенности мотивации персонала на предприятиях социально-культурного сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 17:43, дипломная работа

Описание работы

Решающим причинным фактором повышения результативности деятельности людей является их мотивация. Поэтому целью данного дипломного исследования является изучение вопросов теории механизмов управления персоналом, и разработка рекомендаций по применению современных мотивационных систем на предприятиях сервиса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические вопросы и современную практику мотивации персонала.
2. Изучить систему мотивации и стимулирования персонала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА ……...… 7
1.1 Понятие мотивации и стимулирования ……………………………... 7
1.2 Виды мотивирования к труду ……….…………………..……......…21
1.3 Особенности мотивации персонала на предприятиях социально-культурного сервиса ……………………………………………………….. 27
Выводы по главе 1 ………………………………………………..………... 37
2 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ ………………...… 40
2.1 Проблемы мотивации на современных предприятиях …………… …40
2.2 Пути и методы совершенствования системы мотивации …………… 48
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы мотивации сотрудников организации ……………………………...………………….. 58
Выводы по главе 2 ………………………………………...……………….. 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………… 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Методы управления мотивацией персонала……..… 74

Работа содержит 1 файл

Диплом готов.doc

— 352.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2009

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3

1 теоретические аспекты мотивирования персонала на предприятиях социально-культурного сервиса ……...… 7

1.1             Понятие мотивации и стимулирования ……………………………... 7

1.2             Виды мотивирования к труду ……….…………………..……......…21

1.3             Особенности мотивации персонала на предприятиях социально-культурного сервиса ……………………………………………………….. 27

Выводы по главе 1 ………………………………………………..………... 37

2  основные методы совершенствования системы мотивации сотрудников организации ………………...… 40

2.1 Проблемы мотивации на современных предприятиях …………… …40

2.2 Пути и методы совершенствования системы мотивации …………… 48

2.3 Рекомендации по совершенствованию системы мотивации сотрудников организации ……………………………...………………….. 58

Выводы по главе 2 ………………………………………...……………….. 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. 66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………… 70

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Методы управления мотивацией персонала……..… 74

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение стимулов и потребностей, на которые  может опереться система стимулирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины о соотношении отдельных аспектов мотивационной  сферы сотрудников сегодня и наиболее эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.

Эффективность той или иной мотивационной системы в практической деятельности во многом зависит от органов управления, хотя за последние годы  сделаны определенные шаги к повышению роли самих предприятий к разработке собственных систем мотивации, которые на конкретном отрезке времени позволяют претворять в жизнь стоящие перед предприятиями цели и задачи в условиях рыночных отношений.

Мотивация является основополагающим фактором побуждения работников к высокопроизводительному труду. В свою очередь функционирование систем мотивации, их разработка преимущественно зависят от работников аппарата управления, от их квалификации, деловых качеств и других качественных характеристик. Вместе с тем как в период до перехода России к рыночным отношениям, так и в настоящее время, проблема мотивации остается самой актуальной и, к сожалению, самой неразрешенной в практическом плане проблемой.

              Проблеме мотивации персонала в нашей стране всегда традиционно уделяли мало внимания, но при этом ответственные за это люди исходили из двух взаимно противоположных предпосылок. Одна из них, идеологическая, рецидивы которой практически постоянно встречаются в реальной практике предприятий, заключается в том, что все работники, как сознательные и ответственные члены общества, должны трудиться с максимальной отдачей сил. Вторая, силовая, которая также до сих пор популярна среди руководителей, заключается в том, что если сотрудники не работают как надо, то их можно заставить силой. В современной реальной действительности и то и другое не более чем противоположные грани одной и той же утопии, которая заключается для руководителей в представлении работников в виде нерассуждающих исполнителей, «винтиков», которые «вращаются в нужном направлении». Однако жизнь в лице реальных, вполне самостоятельных и творческих работников, эти утопические представления опровергает. Соответственно, улучшения в процессе мотивации завоевывают все новые круги приверженцев, практическая деятельность которых подтверждает правильность выбранного пути.

              Актуальность темы состоит в том, что развитие и успех рыночных отношений невозможен без развития новых современных форм мотивации и стимулирования труда. Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.

Мотивация трудовой деятельности - это процесс удовлетворения работниками своих потребностей и ожиданий в выбранной ими работе, осуществляемый в результате реализации их целей, согласованных с целями и задачами предприятия, и одновременно с этим как комплекс мер, применяемых со стороны субъекта управления для повышения эффективности труда работников.

              Объектом дипломной работы является понятие мотивация, как процесс активизации мотивов работников и создания стимулов для их побуждения к эффективному труду. В этой связи как синонимичные термину мотивация используются также термины стимулирование и мотивирование. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом.

              В основе современных теоретических подходов к мотивации лежат представления, сформулированные психологической наукой, исследующей причины и механизмы целенаправленного поведения человека. С этих позиций мотивация определяется как движущая сила человеческого поведения, в основе  которой находится взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека.

              Предметом изучения являются методы совершенствования систем мотивации на современных предприятия социально-культурного сервиса.

Проблема мотивации персонала довольно широко рассматривается сегодня в научной и публицистической литературе. Однако попытки приспособить классические теории мотивации к современности во многом не систематизированы, что затрудняет практическое использование технологий и методов мотивации. Сложность практической организации системы мотивации персонала определяется так же слабой изученностью особенностей мотивации работников, занятых в отдельных отраслях экономики и видах производства. Определенную помощь в изучении структуры мотивов и стимулов персонала руководителям могут оказать проводимые социологические исследования по особенностям и тенденциям развития мотивационной сферы трудовой деятельности сегодня.

Одна из главных задач предприятий различных форм собственности и сфер деятельности – поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора и достижение наилучших производственных результатов.

Решающим причинным фактором повышения результативности деятельности людей является их мотивация. Поэтому целью данного дипломного исследования является изучение  вопросов теории механизмов управления персоналом, и разработка рекомендаций по применению современных мотивационных систем на предприятиях сервиса.

Для достижения поставленной цели  необходимо решить следующие задачи:

1.                 Рассмотреть теоретические вопросы и современную практику мотивации персонала.

2.                 Изучить систему мотивации и стимулирования персонала.

3.                 Охарактеризовать современные методы совершенствования системы мотивации на предприятиях

4.                 Разработать предложения по совершенствованию системы мотивации.

В основу работы легли исследования по проблемам мотивации, таких авторов как А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. МакКлелланда, В.Врума, А.Н. Леонтьева и других, так же были проанализированы методы по улучшению мотивации людей.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что сформированные в результате исследования выводы и предложения могут быть востребованы в практической деятельности предприятий индустрии сервиса.

 

 

 

 

 

 

 

1. теоретические аспекты мотивирования персонала на предприятиях социально-культурного сервиса

 

1.1.           Понятие мотивации и стимулирования

 

Исследование развития теоретических представлений о содержании и регулировании мотивационных процессов в сфере труда позволяет определить, что по мере социально-экономического развития общества менялось направление вектора мотивационных воздействий. От первоначальной ориентации строго на повышение производительности труда, то есть стимулирование физической активности, мотивация постепенно стала ориентироваться на повышение качества труда, стимулирование творческой активности, инициативы и на закрепление работников на предприятии.

Менеджмент, или управление предприятием, - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации посредством воздействия на других людей [14].

Мотивация - одна из основных функций деятельности любого менеджера, и именно с ее помощью оказывается воздействие на персонал предприятия.

Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив предприятия в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы воздействия активизируют работу субъектов управления, повышают эффективность всей системы управления предприятием, организацией.

Сущность мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, сообразуясь с принятыми управленческими решениями.

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить возглавляемая им организация, кто, как и когда, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников.

Главная задача с точки зрения мотивационного процесса работников - это сделать их не столько обладателями средств производства, сколько владельцами своей собственной рабочей силы [24].

Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. Люди, трудящиеся в современных организациях, обычно гораздо более образованны и обеспечены, чем в прошлом, поэтому мотивы их трудовой деятельности более сложны и трудны для воздействия. Эффективность мотивации, как и другие проблемы в управленческой деятельности, всегда связана с конкретной ситуацией.

В классической зарубежной и отечественной литературе по менеджменту мотивация имеет различные определения:

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации [14].

Мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей [14].

Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности [22].

Таким образом, мотивация персонала является основным средством обеспечения  оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Необходимо рассмотреть основные понятия, поясняющие сущность мотивации и стимулирования труда.

Существует два смысла слова «мотивация». С одной стороны, мотивацию рассматривают как систему внешних воздействий, призванных побуждать человека к работе с высокой отдачей. Организация использует в отношении своего персонала самые разнообразные стимулы: деньги, награды, статус, повышения по службе, ожидая при этом, что работники в ответ будут усердно трудиться. Эта система может включать и набор негативных стимулов и наказаний: штрафы, депремирование, понижение в должности, увольнение.

Информация о работе Особенности мотивации персонала на предприятиях социально-культурного сервиса