Управление демографическими процессами

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Параметры социально-демографической ситуации любого государства формируются как результат взаимодействия разнообразных общественных явлений и процессов, протекающих в его отдельных административно-территориальных единицах. Поэтому всесторонний экономико-статистический анализ состояния и результатов развития социально-демографической обстановки на региональном уровне вызывает огромный научный и практический интерес, особенно с позиций перспективного роста как конкретных федеральных субъектов, так и страны в целом.

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

       Рисунок 1 Структура занятости, 2002 год 

       На  данном рисунке представлены данные о сферах деятельности, сколько процентов населения участвуют в той или иной сфере.

       Обозначенные  процессы в движении рабочей силы, с одной стороны, интенсифицировали  ее переливы, а, с другой, в условиях низкого ввода рабочих мест, усиливали  риск роста безработицы, поскольку  на протяжении всего периода ухудшались возможности трудоустройства. Если в 1995 г. 3/4 желающих трудоустроиться на новом рабочем месте смогли получить или сменить место работы, в 1996 г. - 2/3, то в 1997 г. - менее половины. В результате за этот период нереализованное предложение рабочей силы увеличилось с 5,5 до 12,4 млн. человек (в годовом измерении).

       В результате оживления российской экономики  в 1999-2000 гг. обозначился процесс восстановления спроса на рабочую силу. Впервые  за годы рыночных преобразований, по данным Госкомстата, выросла численность занятых в экономике более, чем на 1 млн. человек за 2 года.

       Статистические  данные о приеме и выбытии рабочей  силы по крупным и средним предприятиям в течение 1999-2000 гг. свидетельствуют  об активизации обоих процессов (табл. 1). Так, в целом за 1999 г. прием работников составил 24,2% от среднесписочной численности, выбытие - 24,5%, а в 2000 г. соответствующие показатели выросли до 26,9% и 27,8%.

Пока  недостаточно данных для того, чтобы  рассматривать активизацию оборота  кадров на крупных и средних предприятиях как результат позитивных изменений в экономике. Тем не менее сильное сближение этих показателей в отличие от 90-х гг. (когда абсолютно доминировало выбытие), можно рассматривать как одно из положительных следствий социально-экономической ситуации[6].

       В настоящее время на рынке рабочей  силы возникает множество проблем, значительная часть которых связана  с миграцией населения. Процесс  перелива рабочей силы зачастую способствует расширению неформальной занятости, теневой  и криминальной экономики. Эти проблемы становятся актуальными не только для России, но и приобретают особую значимость в экономически развитых странах. Так, несмотря на строгие меры по ограничению иммиграции, принятые во многих странах Западной Европы, США, Канаде, Австралии, численность трудящихся - мигрантов постоянно увеличивается, что усиливает нагрузку на национальный рынок труда. Негативные последствия миграции проявляются также в значительном увеличении среди мигрирующих доли высококвалифицированных специалистов, а также миграции интеллектуального труда.

       Острота этих проблем в современных условиях подчеркивается влиянием нарастающей  открытости национальных экономик и  глобализации мирохозяйственных связей на занятость и безработицу. Это  выражается и в свободе перемещения  рабочей силы, которая может осуществляться негативными способами. Все это свидетельствует о необходимости разработки различных форм контроля и применения протекционистских мер для защиты национального рынка труда.

      Таким образом, в настоящее время существует целый комплекс нерешенных теоретических и практических вопросов, связанных с развитием рынка рабочей силы в зависимости от демографической и миграционной ситуации.

       В централизованной экономике, где государство  осуществляет обширный круг функций  управления социальными процессами, имеет место разделение воздействия государства на демографические процессы и трудовую занятость на две категории.

       К первой категории относится государственное  управление и финансирование процессов  подготовки и переподготовки трудовых ресурсов, их распределения и использования, осуществляемое в масштабах экономики страны, отраслей народного хозяйства, регионов.

       Ко  второй категории воздействия относится  анализ и прогнозирование, основанное на них частичное регулирование  роста общей численности населения: процессов рождаемости, смертности, миграции; возрастной структуры населения; качественных параметров: физического, психического и социального здоровья людей, морально-нравственных критериев и норм поведения.

      В условиях социально-экономических рыночных преобразований, осуществляемых в нашей стране возможности планирования образовательных процессов, связанных с подготовкой и переподготовкой трудовых ресурсов, распределения выпускников учебных заведений, создания новых и ликвидацию устаревших рабочих мест, ограничения безработицы, переселения рабочей силы, а также государственного регулирования демографической ситуации резко сузились.

       Это связано в первую очередь с  недостаточностью финансовых ресурсов государственного бюджета, которые  могут быть использованы в качестве рычагов управления.

       Резко ограниченные ресурсы не дают возможности  решать проблемы государственного управления социально-демографическими процессами, занятостью, безработицей в требуемой  степени. С нашей точки зрения следует использовать ограниченные бюджетные ресурсы, чтобы осуществлять необходимое эффективное государственное планирование и регулирование процессов и отношений, характеризующих социально-демографическую политику. Для этих целей рекомендуется применять следующий арсенал инструментов государственного управления и регулирования:

       - целевые программы обеспечения  занятости трудоспособного населения  и ограничения безработицы;

       - принятие государственного и  муниципального бюджетов с учетом  необходимости решения на бюджетной основе наиболее острых проблем демографической и миграционной политики;

       - использование выделенных средств  бюджета таким образом, чтобы  расширить круг взаимосвязанных  задач, сочетая например, социальную  помощь безработных с их переподготовкой,  переквалификацией.

       Кроме этого, государству необходимо осуществлять регулирование деятельности коммерческих организаций, позволяющее в максимально  возможной мере привлечь их средства и направить их усилия на способствование  решению проблем роста народонаселения и обеспечения занятости. К числу подобных регулирующих воздействий относится:

       - способствование развитию систем  негосударственного образования  и государственного платного  образования, обеспечивающих высокое  качество учебной подготовки  с привлечением средств самих обучающихся при одновременном переходе на систему государственных заказов в образовании;

       - применение методов, средств,  рычагов побуждающих осуществлять  предприятия подготовку и переподготовку  кадров, включая административно-распорядительное  воздействие со стороны государства;

       - развитие системы морального  поощрения, использование социально-психологических  методов для улучшения ситуации  в области создания и поддержания  института семьи, увеличения рождаемости,  улучшения здоровья населения  страны и т.д.

Предлагаемая  система мер, конечно не исчерпывает  всего диапазона средств государственного регулирования демографических  процессов и трудовой занятости  населения, но может способствовать решению важных проблем в этой области.

       Управление  социальными процессами включает два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами управления социальными процессами являются:

  • административно-государственное (политическое) управление,
  • управление социально-культурной сферой (духовным производством),
  • управление материальным производством[8].
 
    1. Социально-демографические  проблемы в управлении
 
 

       Если  мировой экономический кризис и  его последствия в России стал неожиданностью, то кризис в социальной сфере в нашей стране продолжается уже более 15 лет.

       РОССТАТ не дает подлинной картины социальных изменений в стране. Чаще всего  берется «среднестатистический  человек»: суммируются доходы богатых  и бедных, делят сумму на количество работающих в стране и социальная справедливость торжествует, «жить стали лучше, жить стали веселее». А ведь доходы 10% наших самых богатых, по оценке независимых экспертов, превышают доходы бедных почти в 30 раз.

       «Материнский  капитал», который можно пустить  в оборот по достижению ребенком трех лет, больше направлен на пропаганду, нежели на оказание существенного влияния на экономическое положение молодой семьи. Министерством финансов предусмотрены особые виды расходов, к примеру, оплата учебы ребенка (в советский период образование было бесплатным) и улучшение жилищных условий. В 1981 г. без громких пропагандистских акций женщины стали получать по уходу за ребенком среднемесячную зарплату. К тому же, в течение полутора лет; и даже если они не работали, зачитывался непрерывный трудовой стаж. Рождаемость в РСФСР в эти годы стала рекордной – 2,4 – 2,5 млн. человек в год. Сейчас всего 1,5 млн.

       По  данным А.А. Лиханова, число детей  в России сократилось с 1992 по 2003 год, за 10 лет реформ, на 11,5 млн. человек. Если сегодня их всего-то 30,5 млн., то сокращение, как вы видите, составило треть.  Из 30,5 млн. детей, 4 млн. 323 тыс. рождены вне брака. Сейчас в России 709 тыс. сирот. После войны было 678 тыс. По приведенным официальным данным население России за 16 лет реформ сократилось на 3,7%. Фактически намного больше. В частности, некоторое снижение численности населения к 2001 году, можно объяснить, тем, что в 1995 году миграционный прирост составил 3,5 млн. чел. и в значительной мере компенсировал естественную убыль населения. Влияние этого фактора распространяется и на рост населения трудоспособного возраста. В числе мигрантов преобладает эта категория людей[9].

       Ожидаемая продолжительность жизни - число  лет, которое в среднем предстоит  прожить поколению родившихся при  условии, что на всем протяжении жизни этого поколения при переходе его из одного возраста в другой, смертность будет равной современному уровню смертности населения в отдельных возрастных группах. За годы реформ ожидаемая продолжительность жизни населения сократилась на 6 %, в том числе мужчин с 63,7 лет до 58 лет, женщин с 74,3 до 72. Количество родившихся сократилось с 13,4 до 10,4 чел. на 1000 населения, количество умерших возросло с 11,2 до 15,2 чел. Если же сравнивать эти показатели с другими дореформенными, то различие будет еще большим. Так в 1985 году на каждую тысячу населения родилось 16,6 чел., а умерло 11,3  чел. и естественный прирост составил 5,3 чел. По данным того же источника численность русского населения сократилась за 1989-2002 гг. с 119 866 тыс. чел. до 115 889 тыс. чел.

       При анализе этих данных следует обратить внимание на их значимость: каждый процент  прироста населения, увеличения продолжительности  жизни потребовал в свое время  больших усилий всего общества. Необходимо также учитывать, все эти достижения были ликвидированы в мирное время и в относительно короткий срок. Институт народно-хозяйственного прогнозирования РАН отметил, что рост числа умерших за 1990-1995 годы только на 18% обусловлен вхождением в пожилые возраста многочисленных поколений, родившихся во время подъема рождаемости второй половины 20-х годов и относительно слабо затронутых войной. Остальные 82% смертей обусловлены исключительно ростом повозрастных видов смертности. Так, наибольший рост смертности от неестественных причин с 1990 года по 1996 год наблюдался от отравлений алкоголем - в 2,1 раза, от убийств - в 1,9 раза, от самоубийств - в 1,5 раза. По сравнению с западноевропейскими странами смертность от убийств в России больше у мужчин в 20 раз, а у женщин - в 13 раз. По данным МВД России за 1991-1995 годы в дорожных авариях погибли 171,2 тыс. человек и получили увечья 943,8 тыс. человек. Особенностью динамики смертности населения России в 90-е годы является также значительный ее рост от инфекционных и паразитарных заболеваний - в 1,7 раза с 1990 год по 1995 год. Таким образом, спецификой смертности населения России 90-х годов является резкий рост смертности от социальных причин, отражающий рост социальной напряженности в обществе.

       С целью преодоления негативных тенденций в демографическом развитии РФ была разработана «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351)». В ней констатируется, что «современная демографическая ситуация в Российской Федерации в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX веке . С 1992 года началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения). В течение последних 15 лет в России ежегодно умирали более 2 млн. человек, что в расчете на 1000 человек в 2 раза больше, чем в европейских странах и США, в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире, а ежегодно рождались в этот период 1,2 - 1,5 млн. человек. По показателю ожидаемой продолжительности жизни населения, особенно мужчин, Россия все больше отстает от экономически развитых стран: в 2007 году ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации составила в среднем 67,5 года, в том числе мужчин - 61,4 года, женщин - 73,9 года. Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Российской Федерации является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 процентов из них - мужчины. Смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы, составляющая 55 процентов общей смертности, в России в 3 - 4 раза выше, чем в европейских странах. Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю (более 30 процентов) составляют внешние факторы - случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи. Показатель младенческой смертности, рассчитанный по действующей в Российской Федерации системе, несмотря на его снижение с 18 на 1000 родившихся живыми в 1992 году до 10,2 в 2006 году, примерно в 2 раза выше, чем в развитых европейских странах, Канаде и США (по расчетам в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения).

Информация о работе Управление демографическими процессами