Управление демографическими процессами

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Параметры социально-демографической ситуации любого государства формируются как результат взаимодействия разнообразных общественных явлений и процессов, протекающих в его отдельных административно-территориальных единицах. Поэтому всесторонний экономико-статистический анализ состояния и результатов развития социально-демографической обстановки на региональном уровне вызывает огромный научный и практический интерес, особенно с позиций перспективного роста как конкретных федеральных субъектов, так и страны в целом.

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

       В феврале 2009 г. по телеканалу «Россия» многие телезрители услышали от Тихона Шевкунова – наместника Сретенского монастыря удручающие факты: оказывается, только 40 % выпускников наших школ доживут до пенсионного возраста, тогда как в Англии - 90 %.

       Начиная с 2000 года в Российской Федерации отмечается некоторый рост рождаемости. Вместе с тем этот уровень рождаемости пока еще недостаточен для обеспечения воспроизводства населения. На рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15 процентов), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов). Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. Если в 1992 году численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 19,3 процента всего населения, то в 2006 году - 20,4 процента. По пессимистическому варианту прогноза предположительной численности населения Российской Федерации, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000 - 2005 годах без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, население России сократится к 2015 году на 6,2 млн. человек (4,4 процента) и составит 136 млн. человек, а к 2025 году -124,9 млн. человек.

       Ожидаемая продолжительность жизни уменьшится до 64,5 года, более чем на 18 процентов  уменьшится численность женщин репродуктивного  возраста, увеличится доля граждан  старше трудоспособного возраста.? Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет. Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

       Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются: - сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин; - сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; - сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов; - повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей; - укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; - привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.? К 2025 году предполагается: обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек; увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет; увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза; обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно[11].

       Сегодня, властями и публицистами игнорируется проблема вымирания русского населения. На это, в частности, обращает внимание А.И. Корешкин, обстоятельно исследовавший этот вопрос. В своей книге он пишет: «Согласно опубликованным данным, на январь 1998 года численность населения РФ? составила 147,6 млн. человек, а в начале разразившейся депопуляции, в январе 1992  года, равнялась 148,7 млн. человек. Отсюда вместо 4,7 млн. (общий итог ежегодных публикаций сведений Госкомстата за 6 минувших лет) сообщается об убыли населения России всего в 1,1 млн. человек. Расхождение составляет 3,6 млн. Частично это следует отнести за счет прироста нерусских этнических общностей (примерно на 1,0-1,2 млн. человек), но главным образом – за счет притока русских беженцев из ближнего зарубежья. Этот слабо регистрируемый приток составляет минимум 1,5-3,0 млн. человек. В итоге и получаем: численность русского этноса сократилась не на 4,7, а на 7-9 млн. человек. Это за 6 лет. За два дополнительных года, то есть к январю 2000 года продолжающийся теми же темпами процесс депопуляции русского населения Российской Федерации довел эти потери ориентировочно до 8-10 млн. человек, что не меньше потерь нашей армии в 1941 – 1945 годах, также общих потерь в 1914 – 1922 годах».

       Серьезным кризисом охвачена и система народного  образования.

С начала реформ и по настоящее время наибольшие потери понесли: дошкольное образование, общее образование, начальное профессиональное образование.

       За 1990-2006 гг. число дошкольных образовательных  учреждений и их воспитанников уменьшалось  в 2 раза. Число дневных общеобразовательных учреждений сократилось за этот период на 12%, а численность учащихся в них на 29%.

       Число учреждений начального профессионального  образования? уменьшилось на 26%, а  число учащихся в них на 24%. Число  средних специальных учебных  заведений и студентов в них несколько увеличилось. Выпущено специалистов из средних специальных учебных заведений в 2006г. на 10% больше чем в 1990г.

       В системе высшего образования  за годы реформ возникла парадоксальная ситуация: число высших учебных заведений и численность студентов выросло более чем в 2 раза, а выпущено специалистов из них – более чем в 3 раза, что значительно превышает потребности рынка. Это явление можно объяснить рядом причин. Среди них на первое место можно поставить желание богатых людей иметь высшее образование ради престижа. Модным стало стремление получить второе высшее образование. И, наконец, перепроизводство специалистов в области экономики, юриспруденции. Но самая общая причина – состояние хаоса в экономике, социальной сфере, в системе народного образования.

       Национальная  идея, которую со времен Ельцина  ищут в России, - есть, прежде всего, русская идея спасения русского народа от вымирания и геноцида. Спасем русский народ – защитим Россию в геополитическом плане. А начать нужно, прежде всего, с заботы о детях и школы, в которой заложено наше будущее, «оплот государства и наше бессмертие», - по словам поэта В. Луговского.

       Когда началась Великая Отечественная война, в Правительстве возникла растерянность, но оно все-таки успело издать постановление об отправке в тыл, в первую очередь детей из прифронтовых областей. Так, в течение месяца из Ленинграда было вывезено 300 тысяч детей, из Москвы и пригородов – 500 тысяч, эвакуировано в тыл 2 тысячи детских домов, 715 ФЗО и ремесленных училищ. Даже в самый отчаянный блокадный год Ленгорсовет принял решение об открытии двух детских домов. По «Дороге жизни» было эвакуировано 38 080 детей. Уже в 1943 г. для детей погибших создается 17 суворовских и 3 нахимовских училища. Альберт Сперанский, Председатель Совета общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы» справедливо ставил вопрос: «случись сейчас такая беда, смогло бы совершить подобное современное правительство? Вряд ли». В своей яркой публицистической статье он приводит массу тому подтверждений. К примеру, 1 сентября 2007 г. в Республике Тыва 300 ребят не смогли пойти в школу: у них не оказалось даже обуви и одежды. Общественность бросила клич, всем миром стали снаряжать бедолаг на учебу. По данным ЮНЕСКО в России не посещают школы 2,5 млн. детей.

       После Великой Отечественной войны  в СССР было 700 тыс. беспризорных детей. За короткий период эта проблема была решена. Сейчас малолетних бродяг даже пересчитать никто не может. Одни называют два миллиона, другие –  три. На фоне всего этого не очень убедительным является закон, принятый Государственной Думой об обязательном одиннадцатилетнем образовании. Закон, принятый в советское время подкреплялся и материально, и морально. Борьба шла за каждого ученика. Учеников кормили бесплатно? завтраком и обедом, для отдаленных сел и деревень создавались школы-интернаты. Сейчас сотням тысяч родителей, особенно из разоренных деревень, стало не под силу нести расходы по обучению детей. Ликвидированы, по сути дела, начальные и малокомплектные школы, недостаточно транспорта для подвозки школьников из дальних деревень. Эксперты ООН отмечают крайне слабое развитие российской глубинки: оно «ниже среднего», а ведь в беднейших регионах проживает 74% населения.

       Еще одним фактором стабилизации общества, выхода из нынешнего и предупреждения будущего кризиса является интеллектуальный ресурс, вернее сказать сохранение научного потенциала. Факты и примеры говорят о тревожной ситуации сложившейся в России. Только за последние 15 лет Россию покинули более 500 тысяч ученых и программистов - около трети интеллектуального потенциала страны. Ежегодные потери от утечки отечественных высококлассных специалистов составляет от 50 до 60 млрд. долларов (газ. «Россия» от13-19 октября 2005 г.) Посмотрите с чего начинает президент США борьбу с кризисом- с инвестирования в сферу образования, с помощи обездоленным, прежде всего инвалидам, безработным и другим малозащищенным слоям населения[12].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
  1. Анализ  демографической ситуации в Акбулакском районе
    1. Органы местного самоуправления
 

       Органы  местного самоуправления муниципального образования Акбулакский район  сформированы согласно устава муниципального образования Акбулакский район, в соответствии с Федеральным  законом №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».  Структуру органов местного самоуправления муниципального образования Акбулакский район составляют представительный орган муниципального образования Акбулакский район, глава муниципального образования Акбулакский район, районная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

       Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определена уставом муниципального образования Акбулакский район.

         Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

         Представительный орган муниципального  образования Акбулакский район  избирается на  муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и состоит из 25 депутатов районного Совета депутатов.

       Представительный  орган муниципального образования  может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов, т.е., если на выборах в районный Совет депутатов будет избрано не менее 17 депутатов.

       Уставом муниципального образования Акбулакский  район определяется правомочность  заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

         Вновь избранный представительный  орган муниципального образования  Акбулакский район собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

       В исключительной компетенции представительного  органа муниципального образования  находятся:

       1) принятие устава муниципального  образования и внесение в него  изменений и дополнений;

       2) утверждение местного бюджета  и отчета о его исполнении;

       3) установление, изменение и отмена  местных налогов и сборов в  соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах и сборах;

       4) принятие планов и программ  развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

Информация о работе Управление демографическими процессами