Формирование фонетического чутья у дошкольников с нарушениями речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 14:00, доклад

Описание работы

Ключевые слова: фонетическое чутьё, общее недоразвитие речи, логопедическая работа
Статья посвящена проблеме формирования фонетического чутья у дошкольников с нарушениями речи. Приводится краткий обзор литературы, результаты экспериментального исследования, а также основное методическое содержание (цель, задачи, этапы и направления) работы по формированию фонетического чутья у дошкольников с ОНР.

Работа содержит 1 файл

''Москва.docx

— 22.99 Кб (Скачать)

Лутай Т.В.

Научный руководитель: к.п.н., доц. кафедры Дефо ЧГУ Леханова О.Л.

Формирование фонетического чутья 

у дошкольников с нарушениями речи

Ключевые слова: фонетическое чутьё, общее недоразвитие речи, логопедическая работа

Статья посвящена проблеме формирования фонетического чутья у дошкольников с нарушениями речи. Приводится краткий обзор литературы, результаты экспериментального исследования, а также основное методическое содержание (цель, задачи, этапы и направления) работы по формированию фонетического чутья у дошкольников с ОНР.

 

Базовым условием благополучного речевого развития детей является «чувство языка» или  «языковое чутьё», которое проявляется  на разных уровнях: фонетическом, семантическом, синтаксическом.

В лингвистике  и психолингвистике языковое чутье  является объяснительным принципом  владения и овладения языком, языковой способности (А.Н. Гвоздев, И.Н. Горелов, А.П. Журавлев, Н.П. Павлова, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович). Функционирование чувства языка на фонетическом уровне («фонетическое чутье») позволяет ребёнку контролировать правильность фонетического оформления речи, дифференцировать нормативное и ненормативное речевое звучание, догадываться о смысле и значении слов, исходя из их звучания. Сопоставление сведений о развитии речи в онтогенезе с данными фоносемантики позволяет говорить о том, что развитие фонетического чутья – основа для развития смысловой стороны речи.

Особенности языкового чутья у детей с недоразвитием речи описаны в работах Р.И. Лалаевой [1], О.Л. Лехановой [2], Н.В. Микляевой [3] и др. Р.И. Лалаева пишет о том, что у дошкольников с нарушениями речи, в отличие от их сверстников с нормальным речевым развитием, отмечаются трудности ориентировки в языковых отношениях: неспособность детей наблюдать и анализировать явления языка, незрелость формирования фонематических представлений [1]. Н.В. Микляева указывает на дефицитарность языковой способности, незрелость и слабую интегрированность ее компонентов [3]. В исследовании О.Л. Лехановой были получены сведения о том, что в условиях патологии речи спонтанного освоения фонетической значимости и установления ассоциативных связей «звук – образ – значение» не происходит  [2]. Автор отмечает слабую интеграцию элементов фонетического чутья с семантическим и синтаксическим компонентами.

Учитывая, противоречие между сензитивностью дошкольного возраста для развития фонетического чутья, необходимостью включения данного содержания в систему логопедической работы с одной стороны, и слабой методической разработанностью вопроса о возможности учёта состояния фонетического чутья у детей с ОНР, о путях и методах его формирования и развития в условиях дошкольных логопедических групп, с другой стороны, определили проблему и обусловили актуальность проведённого нами исследования.

 Исследование  было реализовано в рамках  ВКР, выполненной на кафедре дефектологического образования ГОУ ВПО «Череповецкий государственный  университет» в 2010-11 гг.

Методологической  основой исследования стали положения  о значении социальных факторов в развитии речи дошкольников (А.Н. Гвоздев, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин и др.); положения фоносемантики о наличии связи между категориями «звук – образ - значение» (А.П. Журавлёв; положение об общих и специфических закономерностях развития детей с сохранными и ограниченными возможностями здоровья (Л.С. Выготский); концепция Р.Е. Левиной об уровнях речевого недоразвития.

Констатирующий  эксперимент был осуществлён  осенью 2010 г. В нём приняло участие 10 детей с ОНР (общим недоразвитием речи) III уровня и 10 сверстников с нормальным речевым развитием. Возраст детей на момент обследования составил 6 лет. Для исследования были использованы описанные в работах О.Л. Лехановой [2] диагностические методики: «Найди и исправь ошибку», «Звук речи – цвет» (модифицированная методика А.П. Журавлева), «Рисунок несуществующего животного» (модифицированная методика И.Н. Горелова).

Полученные  в ходе констатирующего эксперимента данные подтвердили имеющиеся в  литературе сведения о недостатках  развития фонетического чутья у  детей с ОНР.

Таблица

Уровень развития фонетического чутья  у детей старшего дошкольного  возраста

 

Уровень

Дети с нормальным речевым развитием

Дети с ОНР(III уровень)

Высокий

20%

90%

Средний

50%

10%

Низкий 

30%

-


 

Как видно  из таблицы, большинство детей с  нарушениями речи демонстрируют  низкий и средний уровень сформированности фонетического чутья, для которых  характерно: несформированное чувство произносительной нормы, недоразвитие отношений «звук – смысл», трудности выдвижения гипотез о смысле слова по его звучанию.

Результаты  констатирующего эксперимента и  данные логопедической литературы позволили  определить цель и задачи работы по развитию фонетического чутья у  дошкольников с нарушениями речи.

В основу проводимой работы были положены как  базовые принципы логопедии, так  и положения лингвистики и  психолингвистики, позволяющие рассматривать  фонетическое чутьё как развивающееся  и взаимосвязанное с другими  компонентами образование, определяющее возможность замечать и исправлять дефектное или ненормативное  звучание слов, чувствовать их фонетическую значимость, строить догадки о  значении, исходя из звучания.

Дидактический маршрут был ориентирован на развитие понимания фонетической значимости слов и формирование взаимной интеграции фонетического, семантического и синтаксического компонентов языкового чутья. Реализация обучения предполагает прохождение двух этапов:

1. Подготовительный  этап. Он включает в себя работу  по  формированию чувства произносительной нормы. Подготовительный этап работы в основных своих проявлениях является традиционным и заключатся в формировании фонематических представлений, развитии фонетического слуха и формировании правильного звукопроизношения.

2. Основной  этап – развитие фонетического  чутья и формирование взаимной интеграции фонетического, семантического и синтаксического компонентов.

Основной  этап является нетрадиционным для логопедической работы и включает в себя работу по трем направлениям:

  • формирование ассоциативных связей между звучащей фонемой и зрительным образом;
  • интеграция фонетического и семантического компонентов;
  • интеграция фонетического и синтаксического компонентов.

Первое направление -  формирование ассоциативных связей между звучащей фонемой и зрительным образом. Работа основана на сопоставлении речевых звуков и их конвенциональных значений. С этой целью проводятся специальные упражнения и игры по насыщению звуков образами через семантические противопоставления. Далее идет «раскрашивание» звуковых образов. Итогом должно стать понимание детьми связи между звучанием речевых звуков и зрительно-осязательными образами (Игра «Угадай-ка», «4-ый лишний»).

Второе направление - формирование интеграции фонетического и семантического компонентов. Логопед создает условия для совмещения звуковой, ритмической и грамматической ориентировок.  Для этого используется изобразительная, музыкально-ритмическая деятельность, речевые игры. В итоге звуковая форма слов должна стать «поддержкой» понятийного содержания слова, помогая лучше усвоить словарное значение (Игра «Образы», «Как сказать по-другому»).

Третье направление - формирование интеграции фонетического и синтаксического компонентов. Приемами работы по формированию фонетического чутья на уровне текста являются ответы на проблемные вопросы, прослушивание квази-тестов, рисование, музыкально-ритмическая деятельность, придумывание собственных квази-слов и их включение в предложение и текст. В итоге должна наступить интеграция всех компонентов, что и является показателем успешности работы по развитию фонетического чутья.

Таким образом, развитие фонетического чутья может и должно быть включено в содержание работы логопедических групп ДОУ, что, в конечном счёте, будет способствовать достижению дидактических целей обучения языку и развития речи дошкольников с ОНР.

Литература:

  1. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. – СПб., 2006.
  2. Леханова О.Л. Особенности фонетических ориентировок у детей с речевой патологией// Актуальные проблемы механизмов и структуры  нарушений устной и письменной речи / Под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – С. 123-127.
  3. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование. – М., 2006.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование фонетического чутья у дошкольников с нарушениями речи