Формирование индивидуального стиля педагога ДОУ как целевая функция управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:58, аттестационная работа

Описание работы

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический и нравственный прогресс российского общества в будущем. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.

Работа содержит 1 файл

ТЕМА.doc

— 189.50 Кб (Скачать)


Кузнецова Е.А., МДОУ «Детский сад № 15»

 

 

 

 

 

 

ТЕМА:

 

«ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГА ДОУ КАК ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

 

 

из опыта работы

 

КУЗНЕЦОВОЙ ЕЛЕНЫ АНАТОЛЬЕВНЫ,

 

заведующей муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 15 «Ладушки»

города Камень -на- Оби Алтайского края

 

ПЕРЕЧЕНЬ МОДУЛЕЙ:

  1. Теоретическая интерпретация опыта  (Управление – как условие формирования и развития индивидуального стиля педагога ДОУ).
  2. Диагностика – основа управленческой деятельности.
  3. Методическая работа в современном детском саду как  условие повышение профессионального мастерства педагогов.
  4. Передовой педагогический опыт.
  5. Работа с молодыми педагогами как путь формирования их  индивидуальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

Опыт формировался на базе МДОУ «Детский сад № 15 «Ладушки» города Камень –  на - Оби Алтайского края.

       ДОУ  комбинированного вида 2 категории, с общей численностью детей – 105, функционируют 6 групп, 2 из которых – для детей, имеющих речевые нарушения.

       В ДОУ работают 11 воспитателей и 5 специалистов – музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, психолог (старший воспитатель), два учителя-логопеда.   Из 17 педагогов ДОУ аттестовано 15 (88 %), из них 4 (23 % ) имеют высшую квалификационную категорию, 8 (47 % ) первую квалификационную категорию, 3 (18 % ) вторую квалификационную категорию. Повысили свою квалификацию 88 % педагогов, готовятся к аттестации 2 человека.

    Образовательный уровень педагогических кадров: высшее образование – 5 человек (29%),   средне - специальное – 12(71%). Курсы повышения квалификации пройдены всеми педагогами ДОУ. Стаж работы педагогов в данном учреждении: до 5 лет -2 (12 %), от 5 до 10 лет – 4 (23%), 10-15 лет -2 (12%), свыше 15 лет – 9 (53%)

       В 2006 учебном году в коллектив влились молодые кадры -2 человека, окончившие с отличием Каменский педагогический колледж ( 1 из них продолжает обучение – заочно поступила в БГПУ)

      Педагоги ДОУ № 15 награждены : отраслевыми наградами – 2 (18%), почетными грамотами комитета администрации Алтайского края - 9(53%), Почетными грамотами комитета по образованию – 11 (65%) .

            В ДОУ реализуются образовательные программы: «Детство», «Я, ты, мы» («Расти счастливым» - региональный аспект), «Речь и культура общения», «Старт», «Музыкальные шедевры», «Программа воспитания и обучения для детей ОНР и ФНР», «Программа экологического воспитания», «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.       ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА.

Управление – как условие формирования и развития индивидуального стиля педагога ДОУ.

 

     На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический и нравственный прогресс российского общества в будущем. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.

    Чтобы сломать сложившийся механизм торможения в ДОУ, необходимо найти те рычаги, с помощью которых можно преодолеть такие негативные явления, как формализм и  пассивность педагогов. Главными из этих рычагов являются активизация человеческого фактора, развитие творческого потенциала педагогов и педагогических коллективов дошкольных учреждений.

 

    Опыт актуален.

   

    Развитие российского образования и реформирование образовательной системы в целом происходит  в сложнейшей ситуации.

   С одной стороны, подчеркивается необходимость реализации направлений, отраженных в нормативных документах, «Федеральной программе развития образования» и «Национальной доктрине образования Российской Федерации», (указывается  на «Ответственность педагогических работников за качество обучения и воспитания»; создание условий для творческого роста, неуклонного повышения престижа и социального статуса работников сферы образования), а с другой стороны - ярко выступает констатация таких фактов:  тяжелый во всех отношениях педагогический труд; унизительная заработная плата, отсутствие социальных гарантий; непрестижность профессии в глазах родителей и молодежи, -  с другой стороны.

    В данных условиях только педагог, обладающий высоким профессионализмом, думающий о судьбе подрастающего поколения и способный любить свое дело и, главное, имеющий тенденцию к постоянному самосовершенствованию, - может преодолеть вышеуказанные противоречия и успешно реализовать поставленные перед ним современным обществом  задачи.

    Администрация ДОУ,  по мнению автора, может найти выход из сложившейся ситуации только в одном – в формировании индивидуального стиля  педагога.

   

      Руководителю дошкольного учреждения необходимо выявить творческую индивидуальность каждого воспитателя, помочь ее раскрытию и найти этому применение в общей работе. А творческая индивидуальность педагога проявляется как раз в его педагогической деятельности, в организации творческой обстановки в группе детей.

   Без творчества невозможно выработать и педагогическое мастерство, которое является обязательной составляющей овладения педагогической профессией и ее совершенствования. Чем выше уровень овладения педагогической теорией и педагогическими навыками и умениями, их творческого осмысления, тем выше уровень педагогического мастерства и творчества. Кроме того, наличие в коллективе особой атмосферы, объединение педагогов общей целью, общей идеей, создание мотива, обеспечивающего активную творческую деятельность воспитателя, эффективная система теоретической подготовки, стимулирование профессионального роста – все это способствует реализации творческого потенциала педагога и рациональной организации образовательного процесса.

   Перспективность данного подхода к решению многих проблем создает именно умело организованное управление. Руководство коллективом незаурядных людей требует гибкого алгоритма, продуманной концепции, в основе которой – поощрение творческого отношения к делу, развитие индивидуальности педагога, обучение механизму самореализации.

   Вот потому, в современных условиях возросла роль научного управления дошкольным учреждением.  Это связано:

       с развитием вариативности содержания дошкольного образования;

       с расширением научных знаний в области воспитания, обучения детей и управления этими процессами;

         с повышением требований к уровню квалификации педагогических кадров.

  

   Без целенаправленного и научно обоснованного управления сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива ДОУ.

 

    Под управлением дошкольным образовательным учреждением ( по утверждению К. Белой, Т. Комаровой) понимают  целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность труда сотрудников; научно обоснованное воздействие на воспитателей, обслуживающий персонал, детей,  родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

 

   В управлении выделяют следующие основные функции:

       мотивационно-целевую,

       планово-прогностическую,

       организационно-методическую,

       контрольно-диагностическую и

       регулятивно-коррекционную.

Каждая функция несет в себе определенное содержание, которое определяется, в первую очередь, мотивационно-целевой функцией.

   Мотивационно-целевая функция выступает как процесс проектирования развития системы повышения профессиональной компетентности кадров в ДОУ.

 

    Главная задача руководителя дошкольным учреждением – создание условий, которые мотивировали бы воспитателей на профессиональное развитие. А основным мотивом, по мнению автора, является реализация педагога в профессиональной деятельности именно как творческой личности.

   Если личность – это определенная позиция человека в отношениях с другими людьми, то индивидуальность – это определение собственной позиции в жизни. Индивидуальность профессионала характеризуют не только свойства и качества. Её важным критерием выступает индивидуальный стиль работы.

  

     Индивидуальный стиль – это такой тип профессионального поведения, который позволяет максимально полно использовать сильные личностные и профессиональные стороны педагога, по возможности компенсируя слабые стороны его темперамента, характера, способностей и личности в целом. Индивидуальный стиль деятельности – это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)

 

   Опыт перспективен.

 

   На протяжении всего педагогического пути идет становление и совершенствование индивидуальности педагога, его индивидуального стиля педагогической деятельности параллельно и в одном русле с овладением компонентами педагогической деятельности через педагогическое восхождение, шлифовку и совершенствование педагогического мастерства, педагогических умений, составляя индивидуальность педагога.

   Становление индивидуальных различий происходит в ходе включения, интеграции педагога в педагогическую среду, сравнения себя с другими педагогами. Каждый воспитатель отличается от других выбором и комбинацией способов преподавания, отношения к детям, уровнем притязаний, характером ошибок и затруднений.

    Автор акцентирует внимание  на таких  периодах развития профессионализма педагога (выделенные В.И. Логиновой и П.Г. Самокрутовой), как:

       молодые педагоги;

       педагоги, умеющие многое в исполнении своей работы, стремящиеся овладеть искусством труда;

       педагоги-мастера педагогического труда.

    Помимо этого,  выделены еще два основных периода в становлении педагога (И.Ф. Харламовым):

         период приобретения и совершенствования – «период профессиональной умелости»,

       период выработки педагогического мастерства, овладение всеми видами педагогической деятельности.

      Высшим проявлением индивидуальности педагога выступает педагогическое творчество. Педагогическое творчество – это высшая мера профессионализма и мастерства, оно основано на интуитивном характере поиска оптимального соотношения целей, средств и результата с опорой на передовой инновационный опыт, достижения науки, свои находки в решении педагогических задач.

     И только творчески работающий коллектив педагогов, по мнению автора, способен обеспечить высокий уровень воспитательно-образовательной работы с детьми в рамках формирования современной личности ребенка-дошкольника. В этой связи,  от заведующего дошкольным учреждением требуется хорошее знание индивидуальных особенностей, возможностей и способностей каждого педагога -  «заведующий ДОУ должен:

- понимать мотивы поведения своих подчиненных;

- побуждать подчиненных к продуктивной работе, стимулировать их профессиональный рост;

- создавать в коллективе отношения, максимально благоприятные для продуктивной работы;

- эффективно контролировать работу подчиненных;

- адекватно оценивать новых подчиненных, их возможности и интересы;

- предупреждать и разрешать конфликты в коллективе;

- строить деловое общение с подчиненными в соответствии с их индивидуальными особенностями и ситуациями» (Лазарев В.С. «Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. М, 1995).

 

   В современных условиях гуманизации образования, когда индивидуальность человека представляет собой высшую ценность, ее формирование у педагога становится важнейшей целью профессионального становления.

     

    Как утверждает В.С. Лазарев «приходя в организацию, люди ожидают, что она позволит им реализовать их интересы. Если этого не происходит, они либо уходят из неё, либо не вкладывают в работу того, что могли бы». Руководство – как одна из общих функций управления – призвано обеспечить заинтересованность всех участников образовательного

процесса, их удовлетворенность своим трудом, поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективе. А для того, чтобы осуществлять эффективное руководство, необходимо знать типы организационного поведения людей, уметь создавать мотивационную среду дошкольного учреждения, знать разнообразные способы оценки педагогических кадров, использовать различные (оптимальные для каждого сотрудника) формы поощрения и т.д.,  - важен индивидуальный подход во всем.

Информация о работе Формирование индивидуального стиля педагога ДОУ как целевая функция управления