Формирование индивидуального стиля педагога ДОУ как целевая функция управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:58, аттестационная работа

Описание работы

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический и нравственный прогресс российского общества в будущем. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.

Работа содержит 1 файл

ТЕМА.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

-   определяем пути удовлетворения запросов по самообразованию педагогов;

- самоанализ деятельности педагогов и руководителя помогает совершенствовать личностные и профессиональные качества.

    

    Итак, методическая работа в ДОУ способствует творческому росту педагога – через ошибки, заблуждения, преодоление себя, сомнения и успехи. Это постоянный эксперимент, который идет не в искусственных условиях, не в лаборатории, а с людьми. Педагог учится работать на детях, которые никогда не станут снова детьми, чтобы можно было исправить ошибки. Устранить последствия педагогического несовершенства педагога, сформировать, развить неповторимость его педагогического стиля – задача всей методической работы в ДОУ.

   

     Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя. Продуманная методическая работа с кадрами сближает администрацию ДОУ с педагогическим коллективом, являясь одним из значимых звеньев в управлении и основным фактором обеспечения качества образования детей.

 

 

Результат:

       первым критерием результативности методической работы в ДОУ можно считать результаты развития детей, достижение оптимального уровня для каждого ребенка или приближение к нему за отведенное время без перегрузки детей ( адаптация детей в школе – успешная, успеваемость выпускников – преобладающе  на «хорошо и отлично», большинство выпускников продолжают свое развитие в музыкальных и спортивных школах города);

       второй критерий – соотношение возрастания мастерства воспитателей, затрат времени и усилий на методическую работу и самообразование, но без перегрузки педагогов этими видами деятельности (график);

       третий критерий заключается в том, что в коллективе наблюдаются улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов, деловой квалификации и их удовлетворенности результатами своего труда.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 («Анкета для педагогов ДОУ», «Анкета для педагогов о содержании методической работы в детском саду и необходимости ее проведения», «Анкета, выявляющая уровень мотивации у педагогов для участия в методической работе»)

 

 

 

 

 

 

4. Передовой педагогический опыт – как один из факторов стимулирования  индивидуальности педагога и его творчества .

 

         Управление человеком или коллективом людей осуществляется или директивно, путем прямого воздействия с помощью законов, приказов, норм, инструкций, предписаний и т.п., или опосредованно, главным образом через стимулирование. Творческая деятельность возможна только в результате стимулирования. Любому руководителю дошкольного учреждения необходимо осознавать, что по приказу, указанию, под давлением творческой атмосферы не возникает.

        Высшим проявлением педагогического творчества является новаторство, которое предполагает создание принципиально новых, высокоэффективных систем обучения, воспитания и развития дошкольников. Но в процессе анализа результатов преобразования детских садов выявлено противоречие: с одной стороны, создается много нового, прогрессивного, высокоэффективного в педагогической практике отдельных педагогов и целых педагогических коллективов, а с другой – это новое крайне медленно становится достоянием широких педагогических масс, и достижения педагогов-новаторов воспринимаются неоднозначно. Неустанные поиски нового, атмосфера творчества присущи самому педагогическому труду. В постоянно и быстро меняющихся ситуациях жизни детского сада на современном этапе возникает необходимость проявлять изобретательность, выбирать нужные действия, принимать нестандартные решения. Творческий подход должен проявляться и в том, что учебный, воспитательный и развивающий материал должен быть преподнесен и усвоен разными способами.

     Вот потому, большой, важной и очень сложной работой   для руководителя ДОУ является выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта, как  индивидуального стиля профессиональной деятельности.

     Систематизируя различные подходы к определению понятия, можно заключить, что -  передовой педагогический опыт – это результат творческого поиска педагога, приносящий лучшие (по сравнению с массовой практикой) результаты за счет эффективной и оптимальной организации процесса обучения и воспитания, модификации существующих форм, методов и приемов учебно-воспитательной работы, а также новаторство.

      Педагогический опыт как сложное социально-педагогическое явление имеет различные виды ( Ю.К. Бабанский):

- по содержанию (может носить комплексный, всесторонний характер или отражать преимущественно отдельные из основных направлений педагогической деятельности);

-широте круга участников (отдельный педагог или группа, или коллектив ДОУ);

- с точки зрения новизны (может носить репродуктивный характер, поисковый и исследовательский);

- по степени научной обоснованности (ППО может находиться на стадии научно-теоретической обоснованности);

- по длительности ( функционирует кратковременно и длительно).

   По мнению М.Н. Скаткина различают еще два вида ППО: педагогическое мастерство

(заключается в умелом, рациональном и комплексном использовании педагогом рекомендаций науки) и новаторство – опыт, содержащий собственные находки.  Именно на эту классификацию опирается автор.

   Для выявления, оценки и отнесения ППО к новаторскому или репродуктивному виду, автором учитываются критерии:

       наличие в опыте элементов новизны (от научного открытия – до идеи, нового метода осуществления уже известной идеи),

       высокая результативность (результаты должны быть выше массовых показателей),

       оптимальность (сокращение затрат времени на получение результатов, либо получение высоких результатов за счет рациональной организации педагогического процесса),

       стабильность (передовой опыт характеризуется устойчивостью хороших результатов воспитательно-образовательной работы);

       актуальность (высокая значимость и необходимость данного опыта, соответствие требованиям жизни, тенденциям развития общества, образования);

       научная обоснованность (соответствие достижениям науки);

       возможность творческого применения опыта другими (получение подтверждения в работе других педагогов, возможность повторения опыта);

       достаточная проверка опыта во времени (длительность функционирования).

 

Изучение и обобщение ППО включает в себя определенные этапы:

   

  1 этап. Введение в проблему.

Цель: обоснование темы, определение ее актуальности, продумывание плана описания опыта, определение сроков выполнения и форм подведения итогов планируемой работы.

Автором используются различные методы: наблюдение, анализ, знакомство с первичной документацией педагога, творческие работы детей, собеседования. Метод наблюдения при изучении опыта практически ничем не заменим, ибо интонация, мимика, смысловые оттенки, улыбка и даже паузы могут подсказать многое в замысле педагога. Кроме того, на данном этапе исключительную важность имеет изучение процесса создания опыта. Качество изучения повышается за счет привлечения к работе по изучению опыта творческой группы (из членов педагогического коллектива).

 

2 этап. Непосредственное изучение опыта, первичные умозаключения и выводы.

Цель: выявление положительных результатов, вычленение прогрессивного опыта из массовой практики.

Автором обязательно учитываются такие моменты: любой ППО на первых порах всегда индивидуален и таким может и остаться, если творческая сторона опыта определяется только личностными, неповторимыми качествами педагога, и если сущность опыта базируется на специфических местных условиях.

 

3 этап. Анализ и обобщение материала.

    Цель: выявление причинно-следственных связей в педагогическом процессе, отбор наиболее экономных и эффективных путей достижения поставленных целей.

     Автор подчеркивает, что необходимо непременно научно обоснованное обобщение, которое предполагает: определить главные идеи опыта, оценить его по критериям оценки ППО  и критериям педагогики, обозначить составные элементы опыта и раскрыть связи между ними, выделить объективные закономерности педагогики и психологии, которые лежат в основе опыта и определяют его высокую эффективность.

«На этом этапе руководитель ДОУ  должен осознать, что у ППО объективно существует целостная структура, а угадать, понять, почувствовать, увидеть эту структуру – большая исследовательская удача», - утверждает П.Н. Лосев.

С точки зрения управления выделена  следующая структура: программирование – планирование – организация – регулирование – контроль – анализ – стимулирование – коррегирование. В аспекте деятельностного подхода структура такова: мотивы – цель – содержание – формы – методы – условия – критерии – результаты.

   

    При обобщении ППО автором выделены периоды развития педагогического профессионализма у разных педагогов. Каждому периоду педагогического мастерства соответствует определенная степень новизны создаваемого опыта: репродуктивная, новаторская, исследовательская. Каждый конкретный опыт содержит признаки и

всеобщего, и особенного, частного, единичного. Всеобщее относится ко всем педагогам, работающим с различными возрастными группами детей; в нем заключена общепедагогическая и общедидактическая идея. Особенное в опыте педагога – то содержание, которое специфично для определенного возраста дошкольников и не может быть эффективно  использовано при изучении других разделов программ или при работе с другими возрастными группами. В передовом опыте всегда проявляется единичное, конкретное, индивидуальное, что обусловлено уникальностью, неповторимостью личности педагога.

 

4 этап. Распространение передового педагогического опыта.

Цель: пропаганда и внедрение ППО в практику работы.

  Чтобы передовой опыт стал достоянием педагогических масс, он нуждается в пропаганде – это прямая обязанность руководителя ДОУ. «Знание различий и специфичности видов ППО позволяет понимать и планировать все условия и возможности для  их внедрения в дошкольную практику», - подчеркивает П.Н. Лосев.

 

  С целью распространения опыта, в ДОУ используются различные формы: наглядная и устная печатная пропаганда, практические показы, творческие отчеты, презентации, защита опыта как системы. К каждому заседанию педагогического совета проводится панорама открытых мероприятий с детьми с целью показа идеи обобщенного опыта, его пропаганды.

 

    Таким образом, стимулирование педагогического творчества педагогов, обобщение и распространение передового педагогического опыта способствуют повышению профессионализма педагогов, их мастерства и творческих возможностей. Ведь именно от уровня педагогического мастерства зависит эффективность воспитания и обучения дошкольников. И только при наличии динамики профессиональной компетентности педагога можно делать вывод и  об эффективности управления в ДОУ.

 

Результат.

 

В ДОУ сформирован банк передового педагогического опыта,

педагоги принимаю активное участие в работе региональной образовательной выставки с пропагандированием своего опыта работы ( ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 – ППО МДОУ № 15)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Работа с молодыми педагогами.

   

     В начале трудовой деятельности молодой педагог чувствует себя полным сил, физически и морально здоровым. И очень бы хотелось, чтобы наше общество поставило перед собой  главную задачу -  сохранить  профессиональное долголетие педагогов, а проблема психологической адаптации молодых педагогов, усугубляющаяся в последние годы материальными трудностями и социальной напряженность в обществе, решалась бы как можно быстрее и безболезненно для педагогов.

    Счастлив человек, который утром с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней – источник достоинства, возможность реализации своих способностей, личностного потенциала, она дает широкий круг общения. Между тем, с сожалением приходится говорить о том, что достаточно большое количество педагогов испытывают неудовлетворенность своей деятельностью, в которой нередко преобладают негативные эмоции, накапливаются раздражение и горечь, нарастает физическая и эмоциональная усталость. Причины - низкий статус педагогической профессии, финансовые трудности, материальное положение.

Информация о работе Формирование индивидуального стиля педагога ДОУ как целевая функция управления