Формирование индивидуального стиля педагога ДОУ как целевая функция управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:58, аттестационная работа

Описание работы

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический и нравственный прогресс российского общества в будущем. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.

Работа содержит 1 файл

ТЕМА.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

- позволяет создать систему профессионального адаптирования, становления, развития и саморазвития на основе распознавания, выявления индивидуальных различий педагогов в деятельности и корректировки ее содержания и результатов.

    В соответствии с требованиями к педагогической профессии в структуре личности выделены группы основных качеств, составляющих в ней общее, особенное и индивидуально неповторимое:

       профессиональные качества (теоретическая и методическая подготовка по специальности, психолого-педагогическая и практическая подготовленность);

       общепедагогические требования к личности (понимание причин и движущих сил развития, профессиональная направленность личности);

       индивидуальные психологические качества (развитость педагогического мышления, воображение и память, эмоциональная отзывчивость).

   И еще один важный аспект в данном направлении: проблема педагогического творчества.

   Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Важной задачей овладения педагогическим творчеством является познание собственной профессиональной индивидуальности. Поэтому, творческим может быть и начинающий педагог, пока не ставший мастером (пример: Семенова Екатерина Николаевна – молодой специалист нашего ДОУ, окончившая с «красным» дипломом КПК, победитель городского конкурса «Выпускник -2006 года», учитель-логопед Уварова Ольга Николаевна, победитель городского конкурса «Педагог года 2003 года» в номинациях «Педагог года», «Воспитатель года»). Уровень же педагогического творчества выше у того педагога, который в совершенстве владеет педагогической профессией, так как опыт и мастерство – важнейшие факторы развития творчества педагога. Нет мастерства без творчества (Есенкова Людмила Николаевна - музыкальный руководитель высшей квалификационной категории,  «Почетный работник образования», бессменный руководитель городского методического объединения для музыкальных руководителей; Курачева Тамара Александровна – воспитатель высшей квалификационной категории, «Отличник народного просвещения», победитель городского конкурса «Личность воспитывает личность», Иванова Тамара Ивановна – воспитатель коррекционной группы, высшей квалификационной категории, Рыжкова Наталья Геннадьевна – инструктор по физической культуре, высшая квалификационная категория, Нефедова Наталья Петровна – старший воспитатель 1 квалификационной категории, руководитель городского

методического объединения воспитателей).

      Диагностика педагогического творчества ориентирует автора, как руководителя ДОУ, на оценку определенных качеств творческой личности педагога, позволяет заметить проявление творческих черт и своевременно концентрирует внимание на использовании их в практической деятельности и дальнейшем развитии. Это определяет цели диагностико - коррекционной деятельности, создает условия для организации и развития педагогического творчества в педагогическом коллективе ДОУ

( ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 «Тест на креативность»).

       С целью коррекции и развития творческих начал, формирования нестандартности мышления, творческого воображения, интуиции, остроумия в ДОУ постоянно внедряются передовые педагогические технологии:

- детский сад одним из первых в городе внедрил в практику работы с дошкольниками технологию ТРИЗ, систему работы по социально-эмоциональному воспитанию дошкольников,

- инструктором по физкультуре Рыжковой Н.Г. разработана методика физических упражнений с использованием нестандартного оборудования – степ-досок, балансировочных полусфер,

- воспитателем коррекционной группы Ивановой Т.И. успешно применяется система закаливающих упражнений по методике йоги,

- высокие результаты достигнуты и  в развитии творческих способностей дошкольников с использованием театрализованной деятельности – воспитателями Курачевой Т.А, Топчиевой Т.Ф.,

- высокую оценку получил опыт работы с детьми по исправлению речевых нарушений средствами музыки Есенковой Л.Н, музыкального руководителя.

Аттестация в ДОУ организуется в форме  творческих отчетов педагогов о педагогической деятельности, ее результатах (традиционными стали «Площадки успешности», Дни открытых дверей «В гости к педагогам», родительские встречи-праздники «Влюбленные в профессию» - ВИДЕО ПРИЛОЖЕНИЯ). Оказывается постоянная помощь творчески работающим воспитателям в практическом осуществлении их педагогических идей (проводятся экспресс-анкетирования «Думаю, мечтаю, предлагаю», заседания группы ТРВ – творчески работающих воспитателей).

 

Таким образом, диагностика и коррекция профессиональной деятельности дает возможность на основе научнообоснованных показателей, разработать систему мер с коллективом, с отдельными педагогами, а поэтому коррекционно-диагностическая деятельность является фактором роста профессионального мастерства педагогов и условием перевода педагога в режим развития.

 

Результат

 

       разработана система диагностико-коррекционной деятельности (ПРИЛОЖЕНИЕ «Диагностическая профессиограмма мастерства и творчества педагога», тест «Ваш творческий потенциал»,  «Критерии оценки профессиональных и личностных качеств педагога», «Правила действенного делегирования»)

       повышение интереса членов педагогического коллектива к инновационным технологиям;

       развитие педагогического мастерства, создание творческой атмосферы в коллективе.

 

 

 

 

 

3. Методическая работа в современном ДОУ как  условие повышения профессионального мастерства педагогов.

  

      Современные реалии, объективные потребности совершенствования образования,

воспитания и развития детей дошкольного возраста обуславливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в ДОУ, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой.

      Петр Наумович Лосев подчеркивает «Проблема совершенствования методической работы в детском саду актуальна и потому, что в ней накопилось много такого, от чего надо решительно отказаться».

    В этой связи, внимание акцентируется на важнейших из недостатков, в контексте проблемы формирования индивидуальности педагога:

- администрация ДОУ недостаточно изучает возможности педагогов, не заботится о создании благоприятных условий для развития  их творческого потенциала, потенциала коллектива;

- формы организации методической работы слабо учитывают конкретные особенности разных педагогов, слабо активизируют творчество и инициативу каждого педагога.

       Для целенаправленной работы по управлению педагогическим коллективом, повышению его профессионализма требуется грамотная организация методической работы.   

    В качестве общих задач методической работы автором выделены следующие:

       управление образовательным процессом (ведущая);

       организация повышения квалификации педагогов;

       организация работы по взаимодействию с родителями.

     Из указанных задач методической работы наиболее значимой является управление образовательным процессом (целенаправленное воздействие на него для обеспечения оптимального функционирования и развития)

     Методическая работа в условиях муниципального дошкольного образовательного учреждения строится дифференцированно, при этом учитываются:

- педагогические затруднения воспитателей;

- программно-целевое планирование;

- вид образовательного учреждения;

- творческая активность и информационные потребности педагогов.

    Условиями эффективности методической работы, по мнению автора, являются:

1.       Взаимосвязь и интеграция всех звеньев методической работы, ее форм и методов.

2.       Систематичность и непрерывность в организации всех форм методической работы.

3.       Оптимальное сочетание теоретических и практических форм.

4.       Оценка результатов педагогического труда по конечным результатам (уровню образованности, воспитанности и развития детей).

5.       Своевременное обеспечение педагогических кадров научно-педагогической и учебно-методической информацией.

  Автором учитывается и  основной принцип совершенствования методической работы – индивидуальный подход и дифференциация ее форм и содержания (перед тем, как внедрить ту или иную форму работы с кадрами, тщательно изучаем ее необходимость с позиции здравого смысла).  « Очень важно, чтобы методическая работа велась логически обоснованно, ее формы соответствовали содержанию, а содержание вытекало из проблем, решаемых детским садом» (Л.А. Шмелева).

     Исходя из целей методической работы и требований к личности и деятельности воспитателя работа ведется в следующих направлениях:

- повышение социально-психологической культуры воспитателя;

- повышение педагогической культуры педагогов;

- совершенствование специальных умений и навыков воспитателей;

- знакомство с общечеловеческой и национальной культурой.

     Социологи выделяют типологические проявления особенностей личности педагога и определяют существование трех ступеней становления педагога:

- на 1-й ступени педагоги, готовые к овладению профессиональной деятельностью;

- на 2-й ступени – педагоги, находящиеся на репродуктивном уровне, у которых отсутствует стимул в повышении квалификации и высокая самооценка; и

- на 3-й ступени – педагоги, достигшие профессионального мастерства.

      В настоящее время наблюдается большая подвижность ступеней, что объясняется развитием образования и активным участием педагогов в аттестации. Вот для  того, чтобы обеспечить дифференцированный подход к повышению профессионализма, развить индивидуальный творческий стиль деятельности педагогов -  в ДОУ ведется разноуровневая методическая работа:

- становление начинающего педагога проходит через «Школу молодого специалиста», работа которой предусматривает коррекцию деятельности педагогов с учетом их индивидуальных особенностей; 

- через «школу» совершенствования педагогического мастерства обеспечивается анализ затруднений в деятельности воспитателей и специалистов, совершенствование самообразования, практическая обработка профессиональных умений и навыков, создание условий для накопления и развития педагогического опыта; а

- «школа» высшего педагогического мастерства способствует выявлению и развитию новых творческих идей педагога.

      Эффективно проходят в ДОУ встречи в «Школе молодого специалиста», где используется интерактивное обучение (прежде всего, это – диалоговое обучение, специальная форма организации той или иной деятельности, которая имеет ввиду достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей – в создании комфортных условий обучения, таких, при которых сам педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения). Использование активных приемов работы способствует росту заинтересованности педагогов.

    Ежегодно проводится конкурс (в рамках встречи с родителями) «Влюбленные в профессию», который направлен:

- на пропаганду приоритетов развития ДОУ;

- выявление и распространение передового педагогического опыта;

- формирование позитивного общественного мнения о профессии воспитателя и ее значимости для развития всесторонней и гармоничной личности ребенка, создания условий для развития интеллектуальных, физических и творческих способностей детей дошкольного возраста;

- создание условий для повышения квалификации, самореализации и раскрытия творческого потенциала воспитателей ДОУ.

    Широко используется такая форма работы, как методический семинар. Над темой семинара   работаем по «трехступенчатой методике»:

       первая ступень – это теоретическое исследование вопроса, изучение достижений педагогики и психологии по данному вопросу (используются такие формы методической работы  как – групповые семинары, методические оперативки, индивидуальные консультации, самообразовательная работа);

       вторая ступень – это время практического применения теории: апробация на практике, анализ того, какую практическую помощь воспитателям оказывают рекомендации семинаров (формы работы – открытые занятия опытных воспитателей – «Школа педагогического мастерства», посещений  педпроцесса администрацией и взаимопосещение мероприятий педагогами, педагогические советы);

       третья ступень – обобщение опыта работы над темой, выработка рекомендаций, подведение итогов (формы работы – Дни открытых дверей, «Площадки успешности», презентации, творческие отчеты, итоговая конференция).

   Ключевым подходом в организации методической работы является и диагностика. Благодаря ей:

- узнаем потенциальные возможности каждого педагога, что позволяет адресно планировать и повышение квалификации, и обобщение опыта, и индивидуальную работу;

Информация о работе Формирование индивидуального стиля педагога ДОУ как целевая функция управления