Формирование индивидуального стиля педагога ДОУ как целевая функция управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:58, аттестационная работа

Описание работы

На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития нашего общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический и нравственный прогресс российского общества в будущем. В связи с этим все более нетерпимыми становятся недостатки и ошибки в учебно-воспитательной работе ДОУ, в управлении образованием и в самой педагогической науке.

Работа содержит 1 файл

ТЕМА.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

    Не секрет, что молодых педагогов сейчас волнуют трудности самораскрытия в педагогической среде и неудовлетворенность работой, всевозможные проверки и недостаточный уровень заработной платы – все это способствует росту тревожности у молодых педагогов, что в свою очередь, отрицательно сказывается и на профессионализме педагога. И повезет молодому педагогу, которому будет оказана своевременная методическая помощь, у кого рядом окажется опытный педагог, желающий передать свои знания и опыт, помогающий молодому специалисту адаптироваться в новой роли, в ДОУ, к его традициям. И еще, как бы ни были важны для молодого воспитателя в профессиональном и человеческом плане проблемы адаптации, ему важно помнить, что специфическим объектом  его труда являются дети. От характера вступления в профессию зависит благополучие нескольких поколений дошкольников.

          Вот потому, особого внимания со стороны руководителя, педагогического коллектива требует начинающий педагог. «Руководство их профессиональным ростом, формированием личной творческой индивидуальности, имеет большое значение для педагогического коллектива, так как это создает предпосылки к объединению всех его членов, к созданию единой педагогической платформы, к повышению творческого потенциала педагогов и воспитанников» («О современных проблемах образования в Российской Федерации: Вопросы и ответы. Сост. Соломина И.А, Филатова Л.И, под ред. Болотова В.А, М. 1993).

          Цель деятельности руководителя ДОУ в данном направлении: привлечение молодых специалистов к совместному поиску путей профессионального совершенствования.

         При организации работы с молодыми педагогами администрация ДОУ и коллеги помогают молодым специалистам:

1.       Определить приоритетные направления, цели и содержание самообразовательной работы по совершенствованию их профессиональных знаний и умений.

2.       Выявить и оценить вместе с педагогом возникающие трудности, причины их проявления, определить меры по преодолению и устранению этих трудностей.

3.       Найти наиболее оптимальные действия в различных педагогических ситуациях при решении нестандартных педагогических задач.

4.       Включиться в систему взаимоотношений с коллегами, детьми и родителями воспитанников.

5.       Обеспечить условия для роста и раскрытия их  потенциальных возможностей.

         Как же строится взаимодействие с молодыми  педагогами в ДОУ?

       

     При первых же встречах и беседах с молодыми воспитателями прежде всего знакомимся с некоторыми особенностями мотивации профессиональной деятельности, то есть с историей их профессионального выбора, с перспективой, что позволяет прогнозировать возможное развитие мотивации педагогической деятельности. В этом контексте важна ознакомительная персональная беседа:

       Что особенно ярко запомнилось из Вашего детства?

       Расскажите о том, как вы учились в школе, о Ваших поступках, достижениях (в том числе и в общественной деятельности).

       С какой целью вы  получили педагогическое образование?

       Есть ли у Вас среди родственников педагоги?

       Был ли у вас любимый учитель, и чем он был замечателен?

       Чего бы вы хотели достичь на педагогическом поприще?

       Каковы Ваши личные, профессиональные интересы?

       Чем бы вы хотели увлечь детей?

       Нуждаетесь ли вы в индивидуальной помощи?

       Есть ли у Вас какие-либо идеи, предложения, которые хотели бы реализовать в детском саду?

       Каковы условия вашего проживания?

       Есть ли любимая педагогическая тема, над которой хотели бы работать и со временем представить ее как опыт?

       Что Вам больше нравится: думать, сочинять, играть, петь, рисовать, заниматься спортом, музыкой, читать художественную литературу, драматизация или что-нибудь другое?

       Чем на ваш взгляд Вы могли быть полезны детям?

      В конце беседы молодому педагогу рассказывается о традициях, климате, отношениях, ценностях и достижениях детского сада (для ознакомления предлагаются: «Летопись детского сада», «Книга Почета», фото и видеоматериалы из опыта работы ДОУ).

        Следующий момент, на котором акцентируется внимание:  молодые педагоги нередко используют дистанцию в общении, считая, что это помогает им утверждать себя как педагога; из-за отсутствия профессиональных навыков начинающие прибегают и к другим негативным формам общения: общение-заигрывание, общение-устрашение. Убеждаем молодых воспитателей в поиске собственной возможности коммуникативной деятельности, обосновываем, почему владение целостной технологией общения, его процедурой помогут педагогу уверенно ощущать себя в любой конкретной ситуации. Обретение педагогом собственного стиля общения с детьми, с коллегами, с родителями воспитанников – процесс сложный, тесно связанный с формированием педагогической индивидуальности в целом. Все это необходимо увидеть, ненавязчиво подкорректировать, сгладить, а далее -  подсказать и научить. Первую помощь в этом оказывают коллеги, опытные педагоги. 

         Для адаптации молодого педагога, повышения его профессиональной компетентности,  выявления его индивидуальности в ДОУ действует «Школа молодого специалиста». Занятия в «школе» проводят специалисты своего дела – опытные воспитатели (стажисты, имеющие высокий уровень квалификации), старший воспитатель, заведующий ДОУ. Формы работы – интерактивные, в ходе которых у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Для эффективности работы в «школе» особенно важно создание микроклимата доверия и взаимовыручки.

     Используется в работе с молодыми педагогами и разработка индивидуального плана профессионального становления. В него включается: назначение наставника, педагогическое самообразование, участие в мероприятиях («В гости к педагогу», «Площадка успешности»), работе методического объединения, занятия в «Школе молодого педагога», школе передового педагогического опыта.

Необходимым и обязательным условием наставничества считается согласие и выбор его самим молодым педагогом. Наставник и подопечный взаимодействуют столько времени, сколько им вместе полезно и интересно. В работе наставника, считает автор, важно не допустить излишней опеки. Для этого разработана памятка наставнику:

       Вместе с начинающим воспитателем проанализируйте программу воспитания его группы.

       Помогите составить календарный план, обратив внимание на подбор дидактического и иллюстративного материалов.

       Оказывайте помощь в подготовке к занятиям и другим мероприятиям в первые дни.

       Посещайте его мероприятия с последующим анализом, приглашайте его на сои занятия, совместно обсуждайте их.

       Помогайте в подборе методической литературы для самообразования и его организации.

       Делитесь опытом.

       Помогайте своевременно, терпеливо, настойчиво.

       Отмечайте положительное в работе!

       Подскажите, направьте, ободрите!

    Главное значение в профессиональном становлении имеет и самовоспитание и самообразование молодого педагога, как основная форма самосовершенствования.

Самовоспитание рассматривается как:

- «высшая форма самосовершенствования духа человека, при которой функции воспитателя он выполняет сам» (И.А. Кочетов);

- сознательная, продолжительная, систематическая  работа над собой в целях «формирования, укрепления ценных личностных качеств и преодоления недостатков» (Е.А. Климов).

Без самовоспитания невозможно узнать себя, других. Радостей жизни, ее сложностей. Без работы над собой не преодолеть трудностей, не достичь желаемого.

Самообразование направлено на удовлетворение  потребностей в самореализации, на повышение культурного, образовательного, профессионального уровня. Профессионального самосовершенствования от педагога требует сама жизнь, поэтому без самовоспитания и самообразования он просто не состоится. Именно эта работа повышает уровень осознанности себя и становится значимой силой в процессе развития и самосовершенствования.

       Данная деятельность тесно связана с инноватикой. Инновационная суть самообразования заключается в открытии новых знаний. Постоянная работа педагога над своим собственным развитием чрезвычайно важна в силу особенности, специфики деятельности, основного ее предмета – развивающегося ребенка.

    Важным условием успеха в профессиональном самосовершенствовании является, как подчеркивает автор, овладение средствами и способами самовоспитания и самообразования. К ним относятся: работа с книгой; выполнение специальных упражнений; решение педагогических и психологических задач; педагогическая саморегуляция.

    Позитивное влияние на эти процессы оказывает и коллектив дошкольного учреждения, в котором царит творческая атмосфера, педагоги увлечены общей  деятельностью, всесторонне направленной на повышение качества дошкольного образования.

     Следующие факторы, которые  играют существенную роль в профессиональном становлении молодого специалиста ДОУ, - информационное обеспечение его деятельности (консультации, участие в работе «школ», семинаров, методических объединений) и психолого-педагогическая поддержка (организация ситуаций успеха; поддержка и оценка успешной деятельности, в том числе и материальное поощрение; постоянная помощь в тех пределах, в которых он нуждается). Стараемся все крупицы нового, интересного, полезного в деятельности молодого специалиста, донести до всего коллектива – это моральное стимулирование. Кроме того, практика работы с молодыми воспитателями показывает и убеждает, что поддержку начинаний педагога обязательно нужно сочетать с требовательностью и вдумчивым анализом его ошибок, что позволяет избежать как чрезмерного захваливания, так и критики. Это связано с тем, что педагог в первом случае может перестать оценивать свои действия и теряет профессионализм, во втором случае резко снижается профессиональный тонус. В результате, через 2-3 года возникает такая связь: я уже понимаю, понимая – делаю; делая, критически отношусь к сделанному - критичнее отношусь к себе, больнее переживаю неудачи; переживая неудачи - внимательнее всматриваюсь в опыт наставника;  внимательнее всматриваюсь - больше понимаю;  понимая - делаю и все сначала.

    Совместно с группой творчески работающих педагогов, наставниками молодых педагогов в ДОУ выработаны ориентиры руководства профессиональным становлением молодых педагогов. В их основу положены высказывания выдающихся педагогов:

       Первые годы работы молодого специалиста определяют многое в его профессиональной и человеческой судьбе.

       В работе с начинающими важно выявить и поддержать его сильные стороны.

       Похвала должна соответствовать достижению, быть основой для расширения круга обязанностей.

       Не случайные удачи определяют успех, а кропотливый поиск, анализ того, что делаешь.

       Путь к самовоспитанию и самоопределению каждый должен найти в себе самом.

       Работа с детьми и взаимоотношения в коллективе – это среда, в которой формируется педагог. Поэтому важно, чтобы жизнь ДОУ строилась по законам педагогической этики.

       Содержание деятельности дошкольного учреждения – это  разносторонние знания, богатая умственная жизнь, широта кругозора, постоянный поиск и  интеллектуальный рост каждого. Через три-пять лет после окончания учебного заведения педагог должен знать в три, пять, десять раз больше, чем он знал в первый год работы.

       Вместе мы умнее, чем каждый из нас.

  

       Личность проявляется в индивидуальном способе самовыражения. Молодым педагогам необходимо искать свой неповторимый почерк, собственные решения проблем. И необходимо сделать так, чтобы на пути решения этих проблем, молодые чувствовали поддержку и помощь общества, как в лице опытных педагогов, так и в лице администрации ДОУ.

       Дошкольное учреждение сегодня должно стать важнейшим фактором формирования и становления личности в быстро меняющемся мире (важно не упустить творческую искру в коллективе молодых), а начавшаяся модернизация образования невозможна без участия энергичных молодых педагогов. По убеждению автора, решить проблему повышения качества образования можно –  путем подготовки и формирования педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни.

 

Результат.

 

Анализируя взаимодействие молодых специалистов с педагогическим коллективом,

родителями, воспитанниками, затрудняюсь назвать примеры, когда молодой педагог не вписался бы в коллектив, хотя без шероховатостей не бывает. На сегодняшний день в коллективе успешно трудятся: 2 выпускника Каменского педагогического колледжа (стаж работы 3 месяца), 4 педагога со стажем работы до 10 лет. Текучесть кадров сведена до минимума.

(ПРИЛОЖЕНИЕ № 7 «Кодекс профессиональной этики педагога ДОУ», консультация «Функции педагогической деятельности и требования к личности педагога, вытекающие их них»).

 

 

           


 

 

 

      

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Формирование индивидуального стиля педагога ДОУ как целевая функция управления