Формирование творческих способностей у детей разного уровня психического развития в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:22, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: исследовать индивидуально-психологические особенности творческих способностей у детей разного уровня психического развития младшего школьного возраста.

Содержание

Введение

Глава 1.Творческие способности, как необходимое условие
современной жизнедеятельности детей
1.1.Психологическая характеристика творческих способностей
1.2.Анатомо-физиологические и психические особенности детей
младшего школьного возраста
1.3.Условия развития творческих способностей у младших
школьников

Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по исследованию
взаимозависимости уровня психического развития
и уровня развития творческих способностей детей младшего
школьного возраста
2.1.Методы и ход исследования
2.2.Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Формирование творческих способностей у детей .doc

— 292.50 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

Педагогический факультет

Кафедра педагогики

 

Курсовая работа

 

 

Формирование творческих способностей у детей разного уровня психического развития в младшем школьном возрасте

 

 

 

                                                                              Выполнила студентка 4 курса   

                                                                                группы ПП-42 заочной формы     

                                                                      обучения специальности  

                                                                        Педагогика и психология    

                                                                                Холкина Юлия Александровна                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 

 

                                                                     Научный руководитель:

                                                   Ивутина Е.П.

 

 

 

 

Киров 2009

 

Оглавление

 

 

Введение

 

 

Глава 1.Творческие способности, как необходимое условие

современной жизнедеятельности детей

 

1.1.Психологическая характеристика творческих способностей

1.2.Анатомо-физиологические и психические особенности детей

младшего школьного возраста

1.3.Условия развития творческих способностей у младших

школьников

 

 

Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по исследованию

взаимозависимости уровня психического развития

и уровня развития творческих способностей детей младшего

школьного возраста

 

2.1.Методы и ход исследования

2.2.Анализ результатов исследования

 

 

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

         Введение

         Всякая деятельность  требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней   и    обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. В психологии эти  индивидуально психологические особенности называют способностями личности. Сущность способностей во взаимодействии природных и приобретенных психологических особенностей.

Деятельность человека, результатом которой является создание новых образов или действий будет принадлежать к роду творческого поведения. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Следует помнить, что каждый, в зависимости от своих возможностей, по-разному проявляет творческие способности. Индивидуальный подход в воспитании младшего школьника следует понимать, как бережное отношение к проявлению его творческого начала.

Актуальность выбранной темы в том, что активация человеческого фактора - необходимая предпосылка и условие повышения труда во всех областях деятельности людей, несомненно, и в творчестве. Это требует знания о психологических возможностях человека в творческой деятельности, и, прежде всего, о его творческих способностях.

Исходя из актуальности, возникла проблема: в каких условиях происходит развитие творческих способностей, и как они проявляются у детей разного уровня психического развития. Формирование всесторонне гармонически-развитой личности – одна из задач школы. Данная тема актуальна для педагогов учебных заведений.

Цель работы: исследовать индивидуально-психологические особенности творческих способностей у детей разного уровня психического развития младшего школьного возраста.

Объект исследования – психическое развитие детей.

Предмет исследования – творческие способности младших школьников.

Гипотеза – предполагаем, чем выше уровень психического развития, тем выше творческие способности и наоборот, низкий уровень творческих способностей имеют дети с низким уровнем психического развития.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1.Подобрать и изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по выбранной теме.

2.Раскрыть сущность понятий – способности, творческие способности, развитие и формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

3.Рассмотреть условия развития способностей, психическое развитие младших школьников.

4.Подобрать методики, провести диагностику исследования развития творческих способностей у детей разного уровня психического развития младшего школьного возраста.

5.Проанализировать, сделать выводы на основании полученных результатов.

Исследование данной темы проводилось с помощью методов: анализа литературы, наблюдения, беседы, психодиагностики, анализа продуктов творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Творческие способности, как необходимое условие современной жизнедеятельности детей

1.1.Психологическая характеристика творческих способностей

 

Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. В психологии эти индивидуально психологические особенности называют способностями личности.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее усвоения.

Необходимо отличать способности от знаний и умений. В основе последних лежат приобретенные и закрепленные системы временных связей в коре больших полушарий головного мозга.

Способности же – свойства личности, основанные на определенных особенностях высшей нервной деятельности.

Однако нельзя не связывать способности и знания. Между ними существует характерная зависимость: способности облегчают усвоение знаний, овладение знаниями содействует развитию способностей.

Способности всегда связаны с конкретным видом деятельности. Только в деятельности происходит становление, формирование и развитие способностей.

Способности тесно связаны с интересами и общим уровнем психического развития личности и проявляются особенно ярко только в тех видах деятельности, которые глубоко интересуют человека, захватывают собой всю его личность.

Многие способности связаны с такими видами деятельности, которые требуют определенных особенностей организма.

Анатомо-физиологические особенности организма, с которыми человек рождается на свет и которые облегчают развитие иных способностей, называются задатками. Они имеют большое значение для развития способностей, так как облегчают совершенствование человека в той или иной деятельности.

        Способности связаны с типами нервной системы. Они обусловлены процессами высшей нервной деятельности, вместе их можно развивать, совершенствовать и таким образом формировать в процессе жизни человека.

Различные виды деятельности, отличаясь своим содержанием, соответственно предъявляют различные требования к личности, к ее способностям.

Способностей столько, сколько существует различных видов деятельности.

Способности человека можно разделить на 2 группы: общие способности, т.е. такие, которые проявляются большинстве основных видов деятельности и специальные способности, которые проявляются только в отдельном специальном виде профессиональной деятельности. Как общие, так и специальные способности бывают сложными и элементарными.[11;135]

Одинаково ли проявляются способности у детей разного уровня психического развития, а в особенности – способности творческие? Рассмотрим сначала вопрос о том, что же такое творческие способности, в чем их сущность.

В психолого-педагогической литературе можно встретить обсуждение вопроса: возможно ли обучение творчеству? По мнению большинства психологов, такая постановка вопросов не имеет смысла, так как в само определение творческой деятельности входит ее неалгоритмический характер.

Творческой деятельностью называется такая деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.[2;68]

Но если прямое обучение творчеству невозможно, то вполне реально косвенное влияние на него за счет создания условий, стимулирующих или тормозящих творческую деятельность.

Условия или факторы, влияющие на течение творческой деятельности, бывают 2 видов: ситуативные и личностные. К последним относятся устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией. Примером может служить такая черта, как тревожность.

К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на творческие возможности человека, относятся: лимит времени, состояние стресса, состояние повышенной тревожности, желание быстро найти решение, слишком сильная или слишком слабая мотивация, неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами, а также страх, повышенная самоцензура и другие.

К личностным факторам, негативно влияющим на процесс творчества, относят: конформизм (соглашательство), неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильную уверенность (самоуверенность), эмоциональную подавленность, отсутствие склонности к риску, доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху, высокую тревожность, как личностную черту и ряд других.

Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах, доминирование эмоций радости, склонность к риску, отсутствие боязни показаться странным и необычным, хорошо развитое чувство юмора, наличие богатого по содержанию подсознания, любовь к фантазированию и построение планов на будущее и другие. Следует также отметить встречающуюся у творческих личностей детскость. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что секрет творчества в сохранении юности, а секрет гениальности – в сохранении детства на всю жизнь.

Действительно, детство – это сензитивный  период для творчества. Именно в это время процесс сотворения человеком своего образа мира идет максимально высокими темпами.

Многочисленные исследователи пытались сформулировать главное качество любой творческой личности, которое лежит в основе способности к творчеству. При всем разнообразии конкретных формулировок все говорят примерно об одном и том же: творческая личность – свободная личность, а свободная личность, это личность, способная быть самой собой, слышать свое «Я».[7;142]

В других источниках главным качеством творческой личности часто называют чувство самоидентичности. Творческий человек должен ценить свою уникальную и неповторимую личность, «не стыдиться» ее. Способность « творить» на виду у других людей относится к числу профессионально важных качеств личности.

Но главным условием появления творческих личностей является, конечно, соответствующая система обучения и воспитания. Если мы взглянем на поведение человека, на всю его деятельность, мы легко увидим, что в этой деятельности можно различить 2 основных вида поступков. Один вид деятельности можно назвать воспроизводящим, или репродуктивным, он будет связан с нашей памятью. Его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее создавшиеся и выработанные приемы поведения.

Следовательно, другой вид деятельности называется творческим. Человек самостоятельно ищет пути решения проблемы, создает нечто новое. Данный вид деятельности свойственен всем, но в большей или меньшей степени, что зависит от развития самой личности. Процесс развития творчества зависит от ряда факторов. Первым таким фактором всегда является потребность человека в приспособлении к окружающей среде.

Если окружающая жизнь не ставит перед человеком задачи, если привычные и наследственные его реакции вполне уравновешивают его с окружающим миром, тогда нет никакого основания для возникновения творчества. Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и , конечно, ничего не могло бы творить. Поэтому в основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления и желания.

Информация о работе Формирование творческих способностей у детей разного уровня психического развития в младшем школьном возрасте