Формирование творческих способностей у детей разного уровня психического развития в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:22, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: исследовать индивидуально-психологические особенности творческих способностей у детей разного уровня психического развития младшего школьного возраста.

Содержание

Введение

Глава 1.Творческие способности, как необходимое условие
современной жизнедеятельности детей
1.1.Психологическая характеристика творческих способностей
1.2.Анатомо-физиологические и психические особенности детей
младшего школьного возраста
1.3.Условия развития творческих способностей у младших
школьников

Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по исследованию
взаимозависимости уровня психического развития
и уровня развития творческих способностей детей младшего
школьного возраста
2.1.Методы и ход исследования
2.2.Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Формирование творческих способностей у детей .doc

— 292.50 Кб (Скачать)

Психолог Рибо так говорил: «Каждая потребность, стремление или желание отдельно или же вместе с несколькими другими может служить импульсом к творчеству».[9;63]

Всякий изобретатель, даже гений, является всегда растением своего времени и своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы для него, и опираются на те возможности, которые существуют для него.

Также процесс развития творчества зависит от технического умения и традиций, от комбинаторской способности и упражнений в этой деятельности. Все эти факторы не менее важны.

Никакое «изобретение» не появляется раньше, чем создаются материальные и психологические условия, необходимые для его возникновения. Творчество представляет собой исторически преемственный процесс, где всякая последовательная форма определена предшествующими.

Творчество несет человеку большие радости. Есть у него и свои страдания, получившие крылатое выражение – «муки творчества». Творить трудно, потребность в творчестве не всегда совпадает с возможностями творчества, и отсюда возникает мучительное чувство страдания. Это явление открывает нам последнюю и самую важную черту воображения, без которой картина, нарисованная нами, была бы неполна в самом существенном. Эта черта – стремление воображения к воплощению, это и есть подлинная основа и движущее начало творчества. Всякое построение воображения стремится воплотиться в реальность. Воображение стремится в силу заложенных в нем импульсов стать творческим, то есть действенным, активным, преображающим то, на что направлена его деятельность.

У людей нерешительных и безвольных колебания не кончаются никогда или же решение остается без исполнения, неспособным осуществиться и подтвердиться практически. Творческое воображение стремится внешним образом подтвердить себя таким делом, которое существует              не только для самого творца, но и для всех других. Таким образом, воображение есть импульс к творчеству.[5;207]

Итак, творчество проявляется у каждого человека по-разному, что зависит от психического развития самого человека.

 

1.2. Анатомо-физиологические и психические особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – период от 6(7) до 10(11) лет. Младший школьный возраст начинается с кризиса 7 лет. Данный кризис заключается в смене ведущей деятельности, от игры к учебе, а также ребенок начинает осваивать новые социальные роли и основной его ролью является позиция ученика. Основные проявления кризиса: переоценка ценностей, обобщение переживаний, возникновение внутренней жизни ребенка, утрата детской непосредованности. Этот кризис называется рождением социального «Я» в ребенке.

Некоторые психологи определили, что начало обучения связывают не только с психическим кризисом 7 лет, но и с физиологическими кризисами, которые длятся на протяжении младшего школьного возраста. Это относительно спокойный возраст с равномерным развитием: увеличением роста и веса, мышечной системы и выносливостью. Происходит функциональное совершенствование мозга, развивается аналитико-синтетическое функционирование коры, развивается вторая сигнальная система. Изменяются процессы возбуждения и торможения. Наблюдается неравномерное психо-физиологическое развитие детей. Девочки опережают мальчиков. Именно этот возраст считается благоприятным для начала обучения.[1;172]

Социальная ситуация характеризуется тем, что ребенок переходит от существования свободного к обязательной общественно значимой деятельности: он обязан учиться.

Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом, а также в них происходит формирование как основных качеств личности ребенка младшего возраста, так и отдельных психических процессов. Учебная деятельность осуществляется сугубо индивидуально.

Эмоционально-волевая сфера характеризуется тем, что в этот период заново перестраивается мотивационно-потребностная сфера, что качественно меняет содержание притязаний на призвание. Мотивы поведения и деятельности насыщаются новым социальным содержанием. Младшие школьники начинают более сдержанно выражать свои эмоции.

В особенностях познавательной сферы можно выделить следующее: в этом возрасте все познавательные процессы становятся произвольными и осознанными, мышление приобретает абстрактный характер. В развитии памяти усиливается роль словесно0логического смыслового запоминания.

Основные новообразования в младшем школьном возрасте: возникновение внутреннего плана действия, закрепление произвольности,  устойчивых форм поведения и деятельности; формирование позиции школьника, развитие общественной нравственности; первоначальное складывание характера.

Восприятие младшего школьника отличается остротой и свежестью восприятий, любознательностью. Другая особенность  восприятия – тесная связь с действительностью ученика. Воспринять предмет для школьника – значит что-то с ним сделать, что-то в нем изменить. Характерная особенность восприятия – эмоциональность восприятия. Наглядное и яркое принимается лучше. В процессе обучения восприятие перестраивается. Оно поднимается на более высокую ступень, развивается. Благодаря обучению, восприятие углубляется, принимает характер наблюдений.

Возрастная особенность внимания – сравнительная слабость произвольного внимания. Лучше развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников. К возрастным особенностям внимания относится небольшая устойчивость. Они не умеют длительно сосредоточиться на работе, их внимание легко отвлекается. Произвольное внимание развивается вместе с развитием общественно значимых мотивов учения.

Основная тенденция развития воображения – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком. Воссоздающее воображение совершенствуется за счет более правильного и полного отражения действительности. Особенность воображения младших школьников – его опора на восприятие.

Мышление младшего школьника – нагладно-образное. Оно опирается на восприятие или представление. Словесно выраженную мысль школьникам понять трудно. В процессе обучения интенсивно развивается мышление, способность к словесно-логическому мышлению, рассуждениям, выводам.

В тесной связи с развитием мышления происходит и развитие речи. Увеличивается словарный запас, уточняются значения слов, они употребляются в правильном значении, развивается связная речь.

У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Учащиеся лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, лучше запоминается все яркое и интересное. Основное направление развития памяти младших школьников под влиянием обучения – это возрастание роли и удельного веса словесно – логического, смыслового запоминания и развития способности сознательно управлять памятью и регулировать ее проявления.

Таким образом, все психические процессы развиваются и совершенствуются в процессе учебной деятельности младших школьников.[8;197]

В младшем школьном возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности, закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения.

Возрастная особенность младших школьников – общая недостаточность воли: ребенок еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, не умеет всесторонне обдумывать свои решения и намерения. В младшем школьном возрасте довольно отчетливо можно наблюдать проявление всех 4 типов темперамента.

Характер младших школьников также отличается некоторыми возрастными особенностями. Прежде всего дети импульсивны. Младший школьник отличается бодростью, жизнерадостностью, они общительны, отзывчивы, доверчивы, справедливы.

Младший школьник очень эмоциональный, они не умеют сдерживать чувства, контролировать их внешнее проявление.  Под влиянием обучения и воспитания развиваются высшие чувства – чувство долга, чувство патриотизма. Именно в младшем школьном возрасте успешно происходит художественно-эстетическое развитие детей. Дети обычно интересуются рисованием, лепкой, музыкой. На основе соответствующей деятельности у них формируются эстетические чувства, задатки творческих способностей.[3;86]

          Итак, младшего школьника отличает любознательность, яркость воображения. Внимание относительно длительно и устойчиво, хорошо развита наглядно-образная память. Речь младшего школьника уже достаточно хорошо развита.

Однако у каждого ребенка младшего возраста способности проявляются по-разному. В первую очередь это зависит от психического развития самого ребенка. Известно, что у многих детей низкий уровень развития способностей связан с отклонениями в психическом развитии. 

Специальные исследования по изучению детей  с отклонениями в психическом развитии показали, что в составе неуспевающих учеников массовых школ имеется значительная часть таких, которые страдают теми или иными отклонениями в развитии и требуют строго индивидуально и дифференцированного подхода или создания специальных условий обучения. Такие дети сидят по нескольку лет в одном классе и не могут усвоить программу.

Внимательное изучение таких детей показывает, что они по своему составу очень неоднородны. Среди них есть такие, для которых усвоение программы обычной массовой школы является действительно недоступным. Но значительная часть их может успешно обучаться в массовой школе, если своевременно будет оказана соответствующая помощь со стороны учителя.

Поэтому учителю начальных классов необходимо усвоить хотя бы общие сведения о детях с отклонениями  в развитии, чтобы своевременно оказать помощь, дать советы родителям.

Каковы же могут быть причины низкого уровня психического развития ребенка? Как известно, на формирование организма оказывает влияние несколько факторов, среди которых решающую роль играют среда и воспитание. Немаловажная роль принадлежит и такому фактору, как наследственность. Это особенно касается передачи некоторых наследственных болезней. Установлено отрицательное влияние  на развитие ребенка поздних родов, большая разница в возрасте родителей, родственные браки и т.д. Опасные последствия дает алкоголизм обоих родителей.

Таким образом, учитель должен оказывать соответствующую помощь в развитии ребенка, заниматься с ним. Тогда ребенок станет более развитым.

 

1.3. Условия развития творческих способностей у младших школьников

Творческие способности, как и любые другие способности, формируются и развиваются в деятельности. Поэтому для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, заниматься лепкой, учатся правильно петь. С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность.

Одна из задач системы воспитания – всестороннее развитие способностей  у всех детей. Одностороннее развитие ребенка, когда он проявляет яркие способности в какой- либо одной области при глубоком равнодушии ко всему остальному, неправильно.

Учитель должен стремиться к всестороннему, гармоническому развитию личности ребенка, повышению его общей культуры и расширению кругозора. Только такое развитие обеспечивает подлинный расцвет творческих способностей. Каждый нормальный и здоровый в психическом отношении ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе, каждый способен получить среднее образование. Иногда ученик может оказаться неспособным к чему-либо. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, тех или иных проявлений темперамента. Помимо общих способностей, каждый ученик обладает возможностью развития и специальных способностей.[6;94]

Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то не было труду, обычно и не проявляет способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для развития творческих способностей. Следовательно, обучение и воспитание в школе, организующее деятельность детей, играет очень важную роль в развитии их творческих способностей.

Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней.

Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие творческих способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям:

-во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений, заниматься ею;

-во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей постоянно и систематически упражняться в написании рассказов и стихотворений.

Информация о работе Формирование творческих способностей у детей разного уровня психического развития в младшем школьном возрасте