Формирование творческих способностей у детей разного уровня психического развития в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:22, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: исследовать индивидуально-психологические особенности творческих способностей у детей разного уровня психического развития младшего школьного возраста.

Содержание

Введение

Глава 1.Творческие способности, как необходимое условие
современной жизнедеятельности детей
1.1.Психологическая характеристика творческих способностей
1.2.Анатомо-физиологические и психические особенности детей
младшего школьного возраста
1.3.Условия развития творческих способностей у младших
школьников

Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по исследованию
взаимозависимости уровня психического развития
и уровня развития творческих способностей детей младшего
школьного возраста
2.1.Методы и ход исследования
2.2.Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Формирование творческих способностей у детей .doc

— 292.50 Кб (Скачать)

-в-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы цель немного превосходила возможности ребенка. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.

Воспитывая творческие способности детей, нужно развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которых самые благоприятные задатки и способности не дадут результат.[4;171]

Стремясь развивать творческие способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к себе, умение критически относится к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности, превосходстве над другими, не следует чрезмерно восторгаться способностями детей, захваливать их, противопоставлять их другим детям. Наоборот, нужно внушать способному ребенку, что он вовсе не исключительный человек, что другие дети тоже обладают способностями, и если он превосходит товарищей в одном, то они превосходят его во многом другом. Особенности функциональной деятельности мозга и  вообще особенности строения организма имеют несомненное значение для развития творческих способностей человека.

Поскольку человек является общественным существом, определяющее значение в развитии его способностей имеют социальные факторы. Социальная среда может оказывать влияние на развитие способностей ребёнка только через активную деятельность самого ребёнка.

Попав в благоприятную для развития творческих способностей среду, ребёнок может развивать творческие способности в том случае, если будет проявлять своё творчество. Пассивное же пребывание в данной среде или деятельности, направленной вразрез с положительными сторонами среды, не может содействовать развитию желаемых способностей.

Таким образом, личность, как носитель определенных психических качеств, имеет потенциальные возможности для развития творческих способностей. Способности разных детей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру, благодаря индивидуальному своеобразию психических качеств и сочетаний.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что необходимо развивать творческие способности у каждого ребенка с целью формирования всесторонне гармонически развитой личности. Опыт многих педагогов убедительно показывает, что если правильно организовать занятия искусством, творчеством, то у любого ребенка творческие способности можно развить до высокого уровня, что детей, абсолютно ни к чему неспособных нет. Главное, ребенку нужны благоприятные моральные условия. Мы понимаем, что далеко не все родители в силах руководить творческим развитием ребенка. Но есть другое, не менее важное условие того, чтобы раскрылись его творческие способности. Это благожелательный интерес и уважение к его творчеству. И это условие может и должно быть обеспечено ребенку в каждой семье.

Таким образом, младший школьный возраст – это сензитивный период для творчества. Именно в это время процесс развития творческих способностей идет максимально высокими темпами. Но следует помнить о том, что творческая деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, интерес и удовольствие.

Отсюда следует, что необходимо развивать творческие способности у каждого ребенка с целью всесторонне развитой личности. Если правильно организовать занятия творчеством, то у  любого ребенка можно развить творческие способности.

Следует помнить о том, что степень проявления творческих способностей у всех детей различна. Степень проявления творческих способностей у детей разного уровня психического развития представлена в опытно – экспериментальной  части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию взаимозависимости уровня психического развития и уровня творческих способностей детей младшего школьного возраста

 

2.1. Методы и ход исследования

 

Для исследования уровня развития творческих способностей детей разного уровня психического развития были использованы следующие диагностики:

1.Диагностика на выявление уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста.[10;59]

Цель данной диагностики: выявить взаимозависимость уровня психического развития и уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста.

Ход эксперимента: исследуемой  группе были выданы листочки бумаги, предлагалось придумать и нарисовать что-то необычное. На выполнение задания отводилось 3 минуты. Далее оценивалось качество рисунка по приведенным критериям (приложение 1). На основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка. В данной диагностике выделяются 3 уровня развития воображения (приложение 1).

2. Диагностика на исследование активности мышления.

Цель данной диагностики: выявить взаимозависимость уровня психического развития и уровня активности мышления младших школьников.

Ход эксперимента: испытуемому предлагалось за 1 минуту нарисовать рисунок с использованием определенных элементов. Данные элементы (линии, круг, треугольник, квадрат и т.д.) могут быть изменены по размеру, быть повернуты, использоваться в одном рисунке несколько раз. Рисунок должен изображать что-то конкретное, а не являться набором абстрактных фигур. После выполнения задания экспериментатор должен уточнить у испытуемого: что изображено на рисунке, где именно сокрыты задающие элементы. Далее оценивается качество рисунка по приведенным критериям (приложение 2), а также качество правильных ответов испытуемого и делается вывод об особенностях активности мышления по 3 уровням (приложение 2).

 

2.2. Анализ результатов исследования

Основной задачей нашего эксперимента являлась попытка проследить взаимозависимость между уровнем психического развития и уровнем развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

База практики: МОУ СОШ с УИОП п. Лебяжье, 1 «Б» класс.

Возрастной состав испытуемых 7-8 лет.

Общее количество испытуемых составило 9 человек, из них 5 девочек и 4 мальчика.

Форма проведения эксперимента – групповая и индивидуальная.

Обработка полученных данных по проведенным экспериментам проводилась в 2 этапа: первичная обработка данных, было сделано количественное описание индивидуальных результатов в баллах, затем все показатели были занесены в отдельные по каждой диагностике таблицы и составлены соответствующие гистограммы, сделаны  выводы по исследуемой группе в целом, составлены диаграммы.

Проводимые диагностики позволили нам дать описание каждого отдельно взятого учащегося, как с точки зрения уровня его психического развития, так и с точки зрения уровня его творческих способностей на данный период. Результаты получились следующие:

Елена

Девочка слабо развита. На уроках пассивна, очень часто отвлекается, тем самым отстает от других ребят и учителя. Диагностика на развитие воображения дала результат, что уровень развития воображения у девочки низкий. Она нарисовала лишь отдельные детали. Рисунок получился непонятным. Вторая диагностика показала, что у девочки средний уровень активности мышления. В рисунке использовала практически все элементы из данных, но не все детали до конца проработаны. Девочка не точно ответила, что у нее на рисунке и назвала не все элементы, которые использовала.

Юлия

Девочка способная, развитая. На уроках очень активна. Часто высказывает свое мнение, предлагает что-либо новое и интересное. Первая диагностика показала высокий уровень воображения девочки. Она придумала и нарисовала достаточно оригинальный, эмоциональный, красочный и необычный рисунок, что свидетельствует о ее незаурядной фантазии, богатом воображении. Вторая диагностика показала также высокий уровень активности мышления. Нарисовала нечто оригинальное, использовала все данные элементы, рисунок получился эмоциональным. Девочка четко назвала, что у нее нарисовано и где скрыты заданные элементы.

Александр

Мальчик спокойный, очень старательный и работоспособный. На уроках активен, отвечает всегда четко и ясно. По результатам диагностики на развитие воображения у него вывялен высокий уровень. За сравнительно короткий промежуток времени нарисовал нечто новое, необычное, что говорит о том, что мальчик творчески способен, просматриваются элементы творческой фантазии, рисунок красочный, неплохо проработаны детали. По второй диагностике выявлен также высокий уровень активности мышления. На рисунке были использованы все заданные элементы. Справился с заданием за короткий промежуток времени. Без труда назвал все заданные элементы на своем рисунке и где они скрыты.

Елена 2

Девочка способная, активная на уроках, но не всегда может дать верный ответ, часто торопится. Первая диагностика показала средний уровень развития воображения. Она придумала и нарисовала рисунок, который в целом не является новым, но несет в себе элементы творческой фантазии. Детали рисунка не до конца проработаны, рисунок не совсем закончен. Диагностика, выявляющая уровень активности мышления, показала также средний уровень. Девочка использовала не все элементы, не совсем  точно назвала, что нарисовала и где в рисунке  скрыты элементы.

Илья

Мальчик слабо развит, на уроках пассивен, часто отвлекается. По результатам первой диагностики выявлен средний уровень развития воображения. За отведенное время нарисовал рисунок, где видны элементы творческой фантазии. Детали рисунка проработаны средне, рисунок не достаточно красочный, эмоциональный. По результатам второй диагностики выявлен низкий уровень активности мышления. Нарисовал отдельные, абстрактные линии, фигуры, не смог сказать, что нарисовал и хотел нарисовать.

  Алена

Девочка средне развита, на уроках мало активна. Диагностика на развитие воображения выявила средний уровень. Девочка нарисовала целый сюжет, пытаясь проявить свое творчество, но рисунок обычный, не совсем красочный и эмоциональный. Вторая диагностика показала также средний уровень активности мышления. Девочка использовала не все элементы, но точно ответила,  что нарисовала.

Артем

Мальчик способный, активный на уроках, старается быть в числе первых, лучших. Первая диагностика показала, что уровень развития воображения высокий. Рисунок получился необычный, просматриваются элементы творческой фантазии. Рисунок яркий и красочный. По результатам второй диагностики выявлен средний уровень активности мышления. Мальчик нарисовал рисунок, который в целом не представляет что-либо конкретное, использовании не все элементы из заданных, используемые в рисунке элементы назвал все.

Анастасия

Девочка способная, очень активна на уроках, очень старательная. Первая диагностика показала, что у девочки высокий уровень развития воображения. Нарисовала рисунок, который несет в себе элементы творческой фантазии, оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Вторая диагностика выявила также высокий уровень активности мышления. Девочка использовала все заданные элементы, очень быстро справилась с заданием. Четко прозвучал ответ, что нарисовано и где скрыты заданные элементы.

Иван

Мальчик слабо развит. На уроках пассивен, часто отвлекается. Диагностика по развитию воображения показала низкий уровень воображения. Мальчик пытался что-то нарисовать, в итоге получились только отдельные детали. Вторая диагностика выявила средний уровень активности мышления. Мальчик нарисовал рисунок, где использовал практически все заданные элементы, но детали проработаны не до конца. Затруднился ответить, что нарисовал, заданные элементы назвал не все.

Все эти данные были обработаны количественно и занесены в таблицы, представленные далее.

Сведения об уровне психического развития этих детей были представлены педагогом этого класса – Щвецовой Наталией Ивановной, выявленные и изученные ею ранее. Данные результаты об уровне психического развития детей  на момент проведения эксперимента представлены в таблицах.

Исследование уровня развития творческих способностей у детей разного уровня психического развития для исследуемой группы дали следующие результаты.

В диагностике на развитие воображения оценка результатов проводилась по количеству полученных баллов за отведенное время по определенным критериям. Диагностика использовалась в группе. В данной диагностике результаты, показывающие уровень развития воображения, представлены в таблице.

Таблица 2.1.

N п\п

Имя испытуемого

Уровень психического развития

Уровень развития воображения

Количество полученных баллов

1

Иван

низкий

низкий

2

2

Елена

низкий

низкий

2

3

Илья

низкий

средний

5

4

Алена

средний

средний

6

5

Елена 2

средний

средний

6

6

Артем

средний

высокий

8

7

Александр

высокий

высокий

9

8

Юлия

высокий

высокий

9

9

Анастасия

высокий

высокий

9

Информация о работе Формирование творческих способностей у детей разного уровня психического развития в младшем школьном возрасте