Формирование у детей речевых навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования:
Определение влияния специально подобранных дидактических игр на развитие речи детей.
Проверить эффективность использования этого методического приема в процессе занятий с дошкольниками.
Объектом исследования является организация речевого воспитания старших дошкольников на занятиях по «Ознакомлению детей с природой», включая специально подобранные словесные (дидактические) игры.
Цель предопределила следующие задачи исследования:
Выявить и проанализировать психолого-педагогические основы успешного развития речи дошкольников.
Разработать методические приемы развития речевой деятельности дошкольников.
Проверить опытно-экспериментальным путем методические приемы в практике и сделать методические выводы.

Содержание

Введение. Актуальность Глава 1.
Общие сведения о развитии речи ребенка
Проблемы развития связной речи в процессе обучения дошкольников родному языку
Словесная (дидактическая) игра как методический прием формирования речевых навыков дошкольников
Глава 2.
2.1 Опытно - экспериментальные исследования по формированию речевых
навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр

Вывод
Использованная литература Приложение А Приложение Б

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

    Министерство образования Российской Федерации Уфимский заочный педагогический колледж

 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА

      по  методике «Развитие речи с логопедией»  на тему: «Формирование у детей речевых навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр»

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                  Выполнила: студентка 4 курса отделение «Дошкольное образование» гр. Октябрь 2004 Макшанова Г.М.

                Проверила: преподаватель            Н.А. Кудрявцева 
                 

Г. Салават 2008 г.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Актуальность Глава 1.

  1. Общие сведения о развитии речи ребенка
  2. Проблемы развития связной речи в процессе обучения дошкольников родному языку
  3. Словесная      (дидактическая)      игра     как     методический      прием формирования речевых навыков дошкольников

Глава 2.

2.1 Опытно - экспериментальные  исследования по формированию  речевых

   навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр  
 

   Вывод

Использованная  литература Приложение А Приложение Б

Введение. Актуальность

 

     Проблема владения языком издавна  привлекала внимание известных  исследователей разных специальностей. Сила красноречия ценилась людьми с античных времен. Еще до нашей эры (V-IV века) наблюдался бурный расцвет ораторского искусства – это было время широкого подъема политической и экономической жизни Древней Греции, расцвета ее науки. Большой интерес (и в настоящее время он не исчез) представляют работы выдающегося мыслителя Аристотеля, который дает глубокий анализ языка, стиля, построения речи ораторов. Вспомним его знаменитое изречение: «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» [17, с.21].

     Большого расцвета ораторское искусство достигло в Римской республике. Речи Марка Туллия Цицерона до сих пор служат образцом страстности и убедительности. Как замечательно он говорил о выборе слова: «В отношении слов, употребляемых в собственном значении, достойная задача оратора заключается в том, чтобы избегать затасканных и приевшихся слов, а пользоваться избранными и яркими, в которых обнаруживаются известная полнота и звучность» [1 с.45]. С падением Рима надолго приостановилось и развитие ораторского искусства.

     Примерно такое же положение,  когда риторика не требовала  глубокого содержания и убежденности  наблюдалось в XVII-XVIII веках и в России. Первые реформы русского языка связаны с именем М.В. Ломоносова. Он понимал роль развития речи для культуры людей, «которые красоту языка знают и наблюдают». Можно назвать много отечественных просветителей, которые боролись  за чистоту родного языка. Это и Д.И. Фонвизин, и автор учебников по риторике А.Ф. Мерзляков, и профессор Царскосельского лицея Н.Ф. Кошанский. И, наконец, XIX век – период величайшего расцвета русской литературы и русского языка.

     Это небольшое историческое вступление  мне понадобилось для того, чтобы  подчеркнуть значимость изучаемой  проблемы. Человеческое общество  овладело средством общения давно, и у его лучших представителей затем возникла мысль о создании науки о языке, которая в наше время достигла подлинного расцвета. Однако она не могла возникнуть сразу и на пустом месте, а лишь опираясь на исследования крупных языковедов.

     О проявлении у дошкольников большой чуткости к слову говорят многочисленные исследования и высказывания лингвистов, психологов, писателей и родителей (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и другие).

     Нужно отметить, что языковая способность непременно должна включать в себя  развитие чувства языка. Оно вступает в силу тогда, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывание. Подчеркнем, что это творческое комбинирование во всех смыслах. Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях. Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности.

     Совокупность развитых у ребенка  речевых умений и навыков и  составляют языковую способность,  которая позволяет ему понимать  и строить новые высказывания  в соответствии с речевой ситуацией  и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.   

     Учитывая исключительную актуальность  данной проблемы, мною была выдвинута  гипотеза: если использовать на  занятиях в старшей подготовительной  группе детского сада специально  подобранные дидактические игры, речевые ситуации и развивающие упражнения, то можно добиться видимых успехов в речевом развитии дошкольников.

     Цель данного исследования:

    Определение  влияния специально подобранных  дидактических игр на развитие речи детей.

    Проверить эффективность использования этого методического приема в процессе занятий с дошкольниками.

     Объектом исследования является  организация речевого воспитания  старших дошкольников на занятиях  по «Ознакомлению детей с природой»,  включая специально подобранные  словесные (дидактические) игры.

     Цель предопределила следующие  задачи исследования:

  1. Выявить и проанализировать  психолого-педагогические основы успешного развития речи дошкольников.
  2. Разработать методические приемы развития речевой деятельности дошкольников.
  3. Проверить опытно-экспериментальным путем методические приемы в практике и сделать методические выводы.

     Методы исследования: исследования  проводились в три этапа.

     На I этапе (сентябрь 2006 г.) изучалась  психологическая и методическая  литература по теме исследования, анализировалась программа дошкольного воспитания, определялась сущность и значение словесных (дидактических) игр в формировании речевых навыков и умений, изучался опыт воспитателей, старших воспитателей по проблеме использования дидактических игр.

     На II этапе (октябрь 2006 г.) анализировалась  работа воспитателя детского  сада, осуществляемая с детьми, выявлялся  уровень речевого развития старших  дошкольников в начале учебного  года.

     На III этапе (ноябрь 2006 г. – январь 2007 г.) проводилась опытно – экспериментальная работа по формированию речевых навыков и умений дошкольников посредством специально разработанных словесных (дидактических) игр экологического характера, проверялась эффективность специально – разработанного комплекса занятий с использованием игр.

     В исследовании принимали участие  25 детей старшей подготовительной  группы муниципального дошкольного  учреждения Центр развития ребенка  – детский сад № 28 «Родничок»  г. Ишимбая (МДОУ ЦРР – д/с  № 28 «Родничок»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1

    1. Общие сведения о развитии речи ребенка
 

    Речь маленького ребенка формируется  в общении с окружающими его  людьми. В процессе общения проявляется  его познавательная и предметная  деятельность. Овладение речью перестраивает  всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому также важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

     Программа воспитания в детском  саду предусматривает развитие  всех сторон устной речи: словаря,  грамматического строя, звукопроизношения.  Словарный запас языка – это  все слова, имеющиеся в нем. Грамматический строй определяет правило соединения слов в предложения. Любое слово, фраза находят свое выражение лишь с помощью тех или иных звуков. Словарь и грамматический строй совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильные звукопроизношения формируются у ребенка в основном к трем-пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного произношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей. [26, с.4]

     Речь не является врожденной  способностью человека, она формируется  постепенно, вместе с развитием  ребенка.

     Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка – слух, зрение, обоняние, осязание – были также достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физического и психическое развитие.

     Для развития речи имеет большое  значение психофизическое здоровье  ребенка – состояние его высшей  нервной деятельности, высших психических  процессов (внимания, памяти, воображения,  мышления), а также его физическое (соматическое) состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания – диспепсии, хронические пневмонии,  хронический тонзиллит, аденоиды и др. Они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность, подчас приводят к психофизическому инфантилизму и астенизации [2, с.15].

     Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в формировании  ее в этот период играет  четкая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребенка. Предметы  надо называть  правильно, не  искажая слова, не имитируя  слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметом, словарь (слова, которые он употребляет в своей речи). К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов. В это же время формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно к трем они усложняются. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500-3000 слов. Фраза удлиняется и усложняется,  улучшается произношение. При нормальном развитии речи к пяти-шести годам у ребенка спонтанно корригируется физиологические нарушения звукопроизношения.

     К семи годам ребенок правильно  произносит все звуки родного  языка, имеет достаточный активный  словарь и практически овладевает грамматически правильной речью.

     Воспитателю необходимо знать  закономерности нормальности развития  детской речи, активно и правильно  руководить этим процессом.

     В жизни современного человека  речь имеет громадное значение. Можно выделить три ее основные функции. В первом случае речь выступает как устная речь: монологи, диалоги, беседа нескольких лиц; во втором - речь протекает во внутреннем плане, в тесном переплетении и единстве с нагляднообразными и моторно-действенными компонентами, а в третьем – перед нами письменная речь, овеществленная в графических символах и знаках.

     Действительно, маленький ребенок  в конце первого года жизни  произносит свое первое слово,  обращенное к взрослому, а потом  на протяжении следующих нескольких лет овладевает способностью использовать вербальные средства при взаимодействии с окружающими людьми, сначала только со взрослыми, а после двух лет – и с другими детьми.

     Появление первых слов сразу  же оказывает внутри индивидуальный  эффект. Даже самые примитивные ранние вербализации детей перестраивают их чувственный опыт, позволяют достичь более высоких и качественных специфических уровней обобщения, что в свою очередь влияют на дальнейшее развитие речи.

     Психологи выделили в качестве  первого этапа внешнюю (диалогическую) речь ребенка. Второй этап составляет эгоцентрическая (монологическая) речь с особым, воображаемым собеседником. И лишь на третьем этапе, к концу дошкольного возраста, речь ребенка может полностью протекать целиком во внутреннем плане.

Информация о работе Формирование у детей речевых навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр