Формирование у детей речевых навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования:
Определение влияния специально подобранных дидактических игр на развитие речи детей.
Проверить эффективность использования этого методического приема в процессе занятий с дошкольниками.
Объектом исследования является организация речевого воспитания старших дошкольников на занятиях по «Ознакомлению детей с природой», включая специально подобранные словесные (дидактические) игры.
Цель предопределила следующие задачи исследования:
Выявить и проанализировать психолого-педагогические основы успешного развития речи дошкольников.
Разработать методические приемы развития речевой деятельности дошкольников.
Проверить опытно-экспериментальным путем методические приемы в практике и сделать методические выводы.

Содержание

Введение. Актуальность Глава 1.
Общие сведения о развитии речи ребенка
Проблемы развития связной речи в процессе обучения дошкольников родному языку
Словесная (дидактическая) игра как методический прием формирования речевых навыков дошкольников
Глава 2.
2.1 Опытно - экспериментальные исследования по формированию речевых
навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр

Вывод
Использованная литература Приложение А Приложение Б

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

     Воспитатель не дает объяснения уже известной детям игры. Водящими могут быть сами дети. В младшей группе от начала до конца игры полностью проводит воспитатель. Игру лучше проводить в разных вариантах. Воспитатель должен заранее (для словесной игры) подобрать слова на случай затруднения детей.

 

 
 

Вывод 

      Данное исследование было посвящено  теме: «Формирование у детей речевых  навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр. Я взяла определенную тему, добавив игры экологического характера.

     Работая над темой, руководствовалась  задачами всестороннего развития  ребенка, что предполагает единство  нравственного, умственного, эстетического  и трудового воспитания.

     В существующих методиках по  развитию речи недостаточно публикаций  и разработок на эту тему. Мною  было высказано предположение,  что исходным звеном формирования  речи у детей является система  конкретных знаний о родном  языке. На этой основе можно сформировать у детей правильную устную речь.

     Дидактическая игра преследует  определенную цель, посредством  которой у ребенка формируется  быстрота мышления, умение сопоставлять  наблюдения реальной действительности.

      Мною проведено исследование, позволяющее сделать следующие выводы. Анализ психолого – педагогической литературы показал, что речевому развитию дошкольников способствуют дидактические игры экологического характера. Это возможно при соблюдении систематичности, последовательности, доступности предложенного комплекса занятий.

     Сравнительный анализ полученных  данных опытно – экспериментальной  работы свидетельствует о том,  что за время эксперимента  заметно улучшились все показатели  речевого развития детей, что  подтверждает выдвинутую нами гипотезу и тем самым доказывает, что процесс познания природы по средствам дидактической игры способствует пониманию и использованию связной речи различных грамматических категорий. Все навыки и умения детей сравнили по пятибалльной школьной системе, т.е. поставили оценки 3, 4, 5. Сравнив полученные данные по двум исследованиям (констатирующего и формирующего) выявили общий балл и составили таблицу - схему (таблица – схема № 1).

Таблица – схема № 1

 
 

      Оценивая результаты, которые занесены в таблицу – схему № 1, можно сказать, что дети продвинулись в умении общаться, в умении принимать оптимальные решения, анализировать, т.е. можно считать, что удалось добиться определенного усовершенствования их научно – деловой речи. Это отмечали методисты, воспитатели, родители, посещающие занятия. Безусловно, работа над развитием речи дошкольников должна быть продолжена в дальнейшем, но уже сегодня можно сказать, что проведенное исследование дало желаемый результат. 
 
 
 

 

                17

Глава 2

2.1 Опытно - экспериментальные исследования по формированию

речевых навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр

    Речь ребенка  развивается в единстве с формированием  его мышления.

   Дошкольный  возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем [23, с.4].

   Большой интерес для нас представляет исследование, посвященное развитию связной речи в процессе ознакомления детей с природой, которая разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности и самостоятельности мышления. Находя и определяя словом причинную и временную зависимость, взаимосвязь явлений природы, ребенок учится объяснять, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. А эти умения необходимы для формирования таких качеств связной речи, как доказательность, последовательность, четкость. Именно в процессе познания природы ребенок учится описывать, рассуждать, рассказывать.

  Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно, в той или иной форме соприкасаются с ней.

  Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир  человека, и, пожалуй, прежде всего, на ребенка -дошкольника, трудно переоценить. Практический опыт убедительно свидетельствует: детская душа раскрывается в общении с природой, развиваются способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание.

 

  

                18

  Рассмотрим  материалы опытного обучения с использованием дидактических игр экологического характера.

  Проблема  экологического воспитания рассматривается  в двух взаимосвязанных направлениях:

  • воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, выработка первоначальных практических навыков;
  • развитие экологического сознания, культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.

  Одна  из задач экологического воспитания и образования дошкольников -формирование у них элементарных представлений  о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.

   Задачи  обучения включают расширение лексического запаса дошкольников, у детей представлений о явлениях природы, о животном мире и т.д., умений отвечать на вопросы и пересказывать услышанное.

  В данном исследовании принимали участие 25 человек МДОУ ЦРР - д/с № 28 г. Ишимбая. Возраст испытуемых 5-6 лет (старшего дошкольного возраста) (Приложение А).

  Исследование  проводилось на протяжении 5 месяцев. На первом этапе изучалась и анализировалась учебно - методическая литература.

  На  втором этапе, в октябре, посредством наблюдения за деятельностью детей и давая специально подобранные задания определяли уровень развития речи и уровень экологической воспитанности.

   Вначале детям было предложено задание № 1. (Проверка словарного запаса детей).

   Детей попросили назвать предметы, относящееся к различным смысловым группам, для этого были заданы следующие вопросы:

  • Каких ты знаешь животных (домашних и диких)?
  • Каких ты знаешь птиц, рыб, насекомых?
  • Какие ты знаешь деревья, цветы?
  • Какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды?
  •  

                  19

  • Какую ты знаешь мебель?
  • Какую ты знаешь посуду?
  • Какую ты знаешь одежду, обувь?

  Результаты  этого задания позволили составить  самое общее представление о  богатстве и бедности словарного запаса детей: одни дети называли, например, множество разных животных, включая  и «экзотических», а другие ограничивались только «кошкой и собакой». То же самое и в отношении всех других смысловых групп предметов. В частности, из овощей дети нередко называли «картошку и морковь», а из птиц - ворону. Делая вывод, можно сказать, что в подобных случаях нужно немедленно приступать к обогащению словарного запаса детей, как бы наполняя конкретным содержанием каждое из названных обобщенных понятий.

  Далее было предложено задание № 2 на проверку правильности произношения звуков.

  Для проверки правильности звукопроизношения детей попросили самостоятельно назвать приведенные им картинки. Самостоятельность их называния важна потому, что при повторении этих же самых слов вслед за взрослым ребенок часто произносит звуки более отчетливо, что может привести к неправильному заключению о состоянии его звукопроизношения.

   Картинки  подобраны на наиболее сложные по артикуляции звуки, к числу которых  относятся свистящие (С, Сь, 3, Зь, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), а также звуки  Р, Рь, Л, Ль, Й. Каждый из этих звуков находится в трех положениях в слове: в начале, в середине и в конце, что позволяет составить более точное представление о правильности его произношения ребенком. Исключение составляют звуки 3 и Ж, которые в конце слов оглушаются. Приведем названия всех картинок:

    С - Сук, коСа, автобуС;

    Сь - Сетка, оСел, гуСь;

    3 - Зонт, коЗа;

    Зь - Земляника, обеЗьяна;

 

                20

    Ц - Цапля, кольЦо, огуреЦ;

    Ш - Шуба, ШиШка, дуШ;

    Ж - Жук, еЖи;

    Ч - Чайник, боЧка, клюЧ;

    Щ - Щетка, яЩик, клеЩ;

    Р - Рука, аРфа, тигР;

    Рь - Репа, гРиб, фонаРь;

    Л - Лук, воЛк, стоЛ;

    Ль - Лента, кошеЛек, соЛь;

   И - Яблоки, маИка, змей. Большинство детей  с заданием справились, но были дети, которые в процессе обследования делали звуковые замены. Вывод заключается  в том, что у таких детей  необходимо устранять такие замены. (Следует отметить, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее, чем к 5 - 6 годам). Поскольку в основе звуковых замен чаще всего лежит не различение этих звуков на слух, то и работу здесь нужно начинать с воспитания у ребенка слуховой дифференциации звуков. Во многих случаях дети, научившиеся различать звуки на слух, в дальнейшем на основе подражания самостоятельно овладевают и их правильным произношением. Если же этого не происходит, то нужно обратиться за логопедической помощью.

   Задание № 3 было предложено для проверки умения различать звуки речи на слух.

  Исследование  слуховой дифференциации звуков проводилось  по специально подобранным картинкам, названия которых различаются одним проверяемым звуком. Например, слова мищка и миска (относящиеся к названиям картинок и воспринимаемые ребенком на слух) он может различать только при условии четкой дифференциации звуков С и Ш, поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковы.

 

  

                  21

  Для    получения    правильного    результата    исследования    необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Картинки называет взрослый, а ребенок лишь молча на них показывает.
  2. Картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном падеже. Никаких дополнительных слов не допускается.
  3. Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же повторяется несколько раз подряд. Это лишает ребенка возможности ориентироваться на какой-то определенный порядок в показе картинок.
  4. Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном (листом бумаги), так как некоторые звуки (например, С и Ш, 3 и Ж), не различаемые ребенком на слух, могут быть указаны им по положению губ.
  5. Не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдаемые дети часто следят за направлением взгляда взрослого, что облегчает им выполнение задания.

      Задание № 4. Проверка сформированности грамматических систем. Для проверки детям предложили выполнить следующие задания:

1) образование множественного числа имен существительных.

    Детям предлагалось назвать приведенные им картинки по типу: ЛАМПА -ЛАМПЫ.

    2) по аналогии с предыдущим заданием образовать множественное число от 
    следующих имен существительных.

    СТУЛ - ЛОБ -

    ДЕРЕВО - ВЕТЕР -

    ГЛАЗ - ПЛАТЬЕ -

    ОКНО- УХО-

    ДЕНЬ - МЕДВЕЖОНОК -

      ПЕНЬ - БЕЛЬЧОНОК - 
согласование прилагательных с существительными.

 

      

              22

  Детям предложили добавить к каждому данному  существительному прилагательные ВЫСОКИЙ и ЗЕЛЕНЫЙ (по типу «МОРЕ СИНЕЕ и ГЛУБОКОЕ»):

Информация о работе Формирование у детей речевых навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр