Формирование у детей речевых навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования:
Определение влияния специально подобранных дидактических игр на развитие речи детей.
Проверить эффективность использования этого методического приема в процессе занятий с дошкольниками.
Объектом исследования является организация речевого воспитания старших дошкольников на занятиях по «Ознакомлению детей с природой», включая специально подобранные словесные (дидактические) игры.
Цель предопределила следующие задачи исследования:
Выявить и проанализировать психолого-педагогические основы успешного развития речи дошкольников.
Разработать методические приемы развития речевой деятельности дошкольников.
Проверить опытно-экспериментальным путем методические приемы в практике и сделать методические выводы.

Содержание

Введение. Актуальность Глава 1.
Общие сведения о развитии речи ребенка
Проблемы развития связной речи в процессе обучения дошкольников родному языку
Словесная (дидактическая) игра как методический прием формирования речевых навыков дошкольников
Глава 2.
2.1 Опытно - экспериментальные исследования по формированию речевых
навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр

Вывод
Использованная литература Приложение А Приложение Б

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

     Проанализировав и рассмотрев работу детей можно  обратить внимание на невысокий уровень речевого развития. Словарный запас детей недостаточен; различая звуки речи на слух, дети часто делают звуковую замену (например, звуки 3 и С). Исследуя слуховую дифференциацию звуков, некоторым детям они кажутся одинаковыми, поэтому они в дальнейшем неизбежно будут затрудняться при выборе соответствующим этим звукам букв во время письма. При описании картинок многие дети используют существительные и глаголы, мало употребляя прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы, которые должны присутствовать в словаре ребенка.

 

     

      30

Высокий-21 чел.

Средний - 3 ребенка,

Низкий - 1 человек.

Из полученных данных составим таблицу № 3 и диаграмму  № 2. 

                        Таблица № 3  
      Уровни Задание 1

      %

      Задание 2 % Задание 3 % Задание 4 % Задание 5

      %

      Высокий
        84
        92
        96
        76
        84
      Средний
        16
        8
        4
        16
        12
      Низкий
        8
        4
        10<Н

        ол  I/

      мр  
          Диаграмм
      а№2  
          80-Г

          601 401 201

      Ш ♦♦♦Ж|| ♦♦♦«мя». —

      ♦♦♦Ч&

        Н^&г? ►Яе1|&         1   ^ А ^ лтпммаНг:     1    
       
      задание 1 задание 2 задание 3 задание 4 задание 5
       
        □ высокий [Передний В  низкий  

Результаты  опытно - экспериментальной работы показали (см. диаграммы № 1 и 2), что  использование дидактических игр  в этой работе наиболее эффективней  помогает понять и осмыслить сведения о животных и растениях, что позволяет расширить запас лексики у детей.   Задача  воспитателя   состояла  в  том,   чтобы   в   результате

Использованная  литература. 

  1. Быстрова  С.П. Цицерон о понятии речи. Рукопись депонирована в ИНИОН РАН, 2000, № 56044 – 1,5 п.л.
  2. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учеб. пособие. – 2-е изд. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. – 160 с.
  3. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. Старший школьник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с.
  4. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука.    Под ред. А.И. Подольского /Вступ. ст. А.И. Подольского – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 480 с.
  5. Гербова В. Развитие речи  на занятиях с использованием сюжетных картинок//Журнал «Дошкольное воспитание». 1998. № 2. С.21.
  6. Гербова В.В. занятия по развитию речи  в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1994. – 175 с.
  7. Е.А. Аркин. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова; Москва: «Просвещение», 1988.
  8. Запорожец А.В. Психология действия. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 736 с.
  9. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127с.
  10. Леонтьев А.А., Выготский Л.С. Кн. для учащихся 9-11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.: ил. – (Люди науки).
  11. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Под редакцией Рузской А.Г. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 – 384 с.
  12. Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1999. – 143 с.: ил.
  13. Максаков А.И. Правильно ли говорит Ваш ребенок: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1998. – 159с.: ил.
  14. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 488 с.
  15. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995. – 160 с.
  16. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / под ред. М.И. Лисиной; Науч. – исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. – М.: Педагогика, 1995. – 208 с., ил.
  17. Поэтика. Риторика. Аристотель. Изд-во Азбука – классика, 2007
  18. Популярная психология для родителей. Под редакцией А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 400 с.
  19. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности: Пер. с венг. – М.: Педагогика, 1983. – 160 с. ил.
  20. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. – Переработанное и дополненное издание пособия: Т.А. Ратанова, Л.И. Золотарева, Н.Ф. Шляхта «Методы изучения и психодиагностика личности» – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 1264 с.
  21. Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 88 с.
  22. Седов  К.Ф.  «Речь  и  мышление»  в  отечественной психологии (Л.С. Выготский и Н.И. Жинкин) // научно-методический журнал «Мир Психологии». 1999, № 1.
  23. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / под ред. Н.Н. Поддьякова. – М.: Педагогика, 1980. –  216с.
  24. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1967. – 389 с.
  25. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева – СПб.: «Дельта», 1997. – 384 с., ил.
  26. Ушакова О. Развивайте речь дошкольника // журнал «Дошкольное воспитание». 1992. № 3 – 4, С. 4.
  27. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
  28. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя дет. сада. – 4-е изд., М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 320 с.
  29. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
  30. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 416 с.

Информация о работе Формирование у детей речевых навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр