Формирование у детей речевых навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования:
Определение влияния специально подобранных дидактических игр на развитие речи детей.
Проверить эффективность использования этого методического приема в процессе занятий с дошкольниками.
Объектом исследования является организация речевого воспитания старших дошкольников на занятиях по «Ознакомлению детей с природой», включая специально подобранные словесные (дидактические) игры.
Цель предопределила следующие задачи исследования:
Выявить и проанализировать психолого-педагогические основы успешного развития речи дошкольников.
Разработать методические приемы развития речевой деятельности дошкольников.
Проверить опытно-экспериментальным путем методические приемы в практике и сделать методические выводы.

Содержание

Введение. Актуальность Глава 1.
Общие сведения о развитии речи ребенка
Проблемы развития связной речи в процессе обучения дошкольников родному языку
Словесная (дидактическая) игра как методический прием формирования речевых навыков дошкольников
Глава 2.
2.1 Опытно - экспериментальные исследования по формированию речевых
навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр

Вывод
Использованная литература Приложение А Приложение Б

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 352.00 Кб (Скачать)
  • Липа. Клен. Баобаб. Мандарин. Теперь быстро:
  • Слива. Осина. Каштан.
  • Кофе. Рябина. Плантан.
  • Дуб. Кипарис. Алыча.
  • Тополь. Сосна. Каланча.

    Четвертая неделя. Занятие № 3.

     «Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях».

     Цель: учить правильно отвечать на вопросы; активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты.

     Программное содержание. Дать детям представление о том, что лягушки - это обитатели сырых мест. Они часто встречаются вблизи пруда, озера, болота. Лягушки хорошо приспособлены передвигаться как по земле так и в воде. У них короткое компактное тело обтекаемой формы, голая, покрытая слизью кожа, длинные складывающиеся задние ноги,  между пальцами которых есть перепонки;  короткие

 

     

              47

передние  ноги. Такое строение позволяет им легко плавать в воде, а по земле  передвигаться прыжками. На голове у лягушки выпуклые глаза, ноздри, большой рот, в котором длинный липкий язык. Уши прикрыты барабанными перепонками, они незаметны. У лягушки маскировочная окраска кожи: на земле, в траве ее совсем не видно, если она затаилась. Лягушки питаются мошками, комарами: из воды или из травы они следят за их полетом, а топом «выстреливают» языком. Их модно встретить в теплое время года. С наступлением холодов они зарываются в иле на дне пруда, где и проводят всю зиму. Оживают весной с наступлением тепла, откладывают икру в воду. Из каждой икринки развивается головастик, который потом превращается в лягушонка.

     Ход занятия: проводится в форме беседы с детьми по картинкам 25, 26 учебного пособия «Картины из жизни диких животных».

    Используется  дидактическое пособие «Лягушка». Вариант № 1.

            Занятие № 4.

    «Где зимуют лягушки».

     Цель: закрепить представление детей о жизни лягушек в природе. Продолжать активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты.

    Дидактическое пособие «Лягушка». Вариант № 2.

     Программное содержание. Закрепить представления детей о жизни лягушек в разные сезоны. Показать приспособление лягушек к жизни в разных температурных условиях.

     Материалы к занятию: картины 25, 26 (из вышеуказанного пособия), книга «Экология в картинках» (рассказ «Где зимуют лягушки?»), игрушечная лягушка.

 

     

              48

      ДЕКАБРЬ Первая неделя.

            Занятие № 5.

    «Обитатели  нашего уголка природы»

     Цель: воспитывать умение задавать вопросы; воспитывать навыки культурного общения между детьми.

     Программное содержание. Уточнить виды растений и животных, которые имеются в уголке природы. Формировать представление: растения и животные - живые существа. У них есть потребности в определенных условиях: для растений это тепло, свет, вода, питательная почва; для животных - их пища, вода, место, где они строят гнездо, едят, отдыхают. Обитателям уголка природы условия жизни создают люди, они заботятся о них, ухаживают.

    Дидактическая игра «Природа - чудесница».

     Цель: поощрять попытки детей задавать вопросы, воспитывать навыки культурного общения.

    Вторая неделя. Занятие № 6.

    «Почему белые  медведи не живут в лесу».

     Цель: совершенствовать умения детей составлять рассказы по картинкам, представляющим сюжет в развитии; воспитывать умение подбирать слова, сходные по звучанию; активизировать словарь детей; совершенствовать слуховое восприятие.

     Программное содержание. Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни: крупные сильные животные, живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, зиму проводят в снежной берлоге, летом кочуют по льдинам Северного Ледовитого океана. У медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она сначала кормит своим молоком, затем рыбой.

 

     

              49

     Белые медведи приспособлены к жизни  в суровых северных условиях: у  них густая, теплая шерсть, в том  числе и на подошвах лап, - она их спасает от мороза, белая маскировочная окраска шерсти делает их незаметными в снегах; они умеют хорошо нырять и плавать.

     Материалы к занятию. Картинки 15, 16 из вышеуказанного пособия; книга «Экология в картинках» (рассказ «Почему белые медведи не живут в лесу?»); глобус, маленькие изображения животных: белые медведи; клей.

            Занятие № 7.

    «Беседа о  кроте».

     Программное содержание. Дать детям представление об особенностях внутреннего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни: короткое овальное тело, передние ноги, похожие на лопаты (ими крот роет подземные ходы), отсутствие ушных раковин, маленькие глаза, заостренный нос с короткими усами.

     Материалы в занятию. Картина «Кроты» из вышеуказанного пособия.

    Дидактическая игра «Подбери слово»

     Цель: продолжать учить детей составлять рассказы по картинкам, воспитывать умение подбирать слова, сходные по звучанию; активизировать словарь, совершенствовать слуховое восприятие.

            Третья  неделя

     Как и в ноябре проводятся наблюдения за сезонными явлениями природы на участке детского сада и работа с календарем.

     Детям также предлагается заучивание загадок, пословиц, поговорок, потешек и стихов.

    Цель: совершенствовать дикцию ребенка, развивать память.

 

            50

            Медвежонок

        Медведица ласково сына качает Малыш веселится, Малыш не скучает. Он думает: это смешная игра, Не зная, что спать медвежатам пора.

                  В. Берестов

На горе стоит лесок,

          Он не низок, не высок,

Удивительная  птица

Подает  там голосок.

          Удивительная  птица -

          Засвистит и притаится.

                                             А. Барто Можно  предложить детям отгадать загадки и сказать, какай звук есть в слове - отгадке - С или Ш. Вился, вился Белый рой. Сел на землю, Стал горой. (Снег)

В зимний день Среди ветвей Стол накрыли Для гостей. (Кормушка)

 

                  51

     Предложить  детям выучить стихотворения. Следить, чтобы они читали их выразительно, правильно и четко произносили звуки и слова.

              Лисята. Под кустом играют в прятки Шаловливые лисятки, А лиса для малышей Ловит в зарослях мышей.

                               Е. Александрова. Лягушата. Пять зеленых лягушат В воду броситься спешат -Испугались цапли! А меня они смешат: Я же этой цапли Не боюсь ни капли!

                                                                   А. Барто Дидактическая игра «Что? Когда? Почему?»

     Цель:   совершенствовать   умения   детей   отвечать   на   поставленные вопросы, используя как можно больше прилагательных и др. частей речи.

     Ход игры: на предложенной картинке нарисованы овощи (например, лук).

    Вопросы к  детям:

  • В какое время года лук прорастает лучше?
  • Как хранить лук зимой?
  • Что необходимо для роста лука и т.д. Четвертая неделя.

Идет цикл наблюдений за комнатными растениями. Проводится дидактическая игра «Что растет в родном краю»

 

                  52

         ЯНВАРЬ  Первая неделя.

    Продолжается  цикл наблюдений за комнатными растениями.

                           Вторая  неделя. Занятие № 8. «Где у саксаула листья»

    Цель: пополнять словарь детей частями речи и учить пользоваться ими.

     Программное обеспечение. Дать детям первоначальное представление о пустыне: большие пространства земли - песчаные или каменистые, где летом очень жарко и сухо, так как редко идут дожди. В пустыне мало растительности, там растут только засухоустойчивые растения: дерево саксаул, колючие кустарники.

     Обозначить  закон природы: все растения и  животные живут в тех местах, к которым они приспособлены, где они себя чувствуют как дома. Уточнить с детьми представления о приспособленности знакомых им животных: белого медведя, крота, лягушки.

     Материалы к занятию: Книга «Экология в картинках» (рассказ «Где у саксаула листья?»), глобус, картина «Караван верблюдов».

    Дидактическая игра «Земля и ее обитатели».

    Цель: уточнение и расширение знаний о животных.

    Занятие № 9.

    «Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения».

     Программное содержание. Сформировать у детей представления о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге.

     Расширять словарный запас детей. Учить  отвечать на вопросы развернутыми предложениями, употребляя как модно больше различных частей речи.

     Материалы к занятию. Два растения - типичные представители засухоустойчивой и влаголюбивой группы (например, бальзамин и алоэ).

              Третья  неделя.

 

                  53

     Продолжается  подкормка птиц. Ежедневно проводятся наблюдения за погодой и работа с календарем.

     Проводится  дидактическая игра «Кто назовет  больше признаков улучшения (ухудшения) погоды».

    Занятие № 10. «Беседа о  зиме».

     Цель: воспитывать навыки культурного общения; совершенствовать умения детей отвечать на поставленные вопросы, используя как можно больше прилагательных и др. частей речи; совершенствовать умения детей составлять рассказы по картинкам, представляющим сюжет в развитии.

 

     

90 т

АЛ

            24     < Диаграмма № 1
804 701

бо4

50 \

•    4|— \      I | ШГ~
40 4

зо|

А 

4         ■ -

  41—        
204 А "—"

'—[

 
    >^!!!!!|Н!
Г ршш;;шД~""   ;:п;;;|     шщ
 
 
 
 
   
1|11|| |
у      ж         Ж  
 
 
 
  1 1
10+ п  
 
 
 
|_ I
   
 
 
 
 
 
 
У  I                               I                               I                               I                               I                               I

задание задание задание задание задание 12             3             4             5

  | В высокий I ■ средний а низкий  

Информация о работе Формирование у детей речевых навыков и умений в процессе словесных (дидактических) игр