Формирование умений монологической речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение научных основ и методики проведения формирования монологической речи на базе анализа методической литературы по данной теме, изучение методики обучения монологической речи на начальном этапе изучения немецкого языка, с учетом характерных черт монологического высказывания.
Предметом исследования является процесс формирования навыка монологической речи.
Объект исследования - монологическая речь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………2
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические особенности
обучения монологической речи.
1.Сущность понятия монологическая речь... …………….4
2.Готовность младших школьников к обучению
говорению на иностранном языке……..……………………..10
3.Психолого-педагогический аспект обучения
монологической речи на начальном этапе ……….………….13
ГЛАВА 2. Методика формирования умений
монологической речи.
1.Обучение монологическому высказыванию…………...16
а) Монологическое высказывание как объект обучения
б) Этапы работы над монологическим высказыванием
в) Опоры, используемые при формировании
умений монологической речи.
2. Речевое умение, речевые упражнения
и обучение монологическому высказыванию………………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………31
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………….42

Работа содержит 1 файл

курсовая работа формирование умений монологической речи.doc

— 424.92 Кб (Скачать)

          Подготовка курсовой работы убедила меня в большой важности дальнейшей работы, направленной на формирование умений монологической речи. Именно в умении коммуникативно - мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме и заключается во многом смысл овладения иностранным языком.

           Для того чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, упражнения по формированию монологического высказывания должны быть разнообразными, интересными, увлекательными. В педагогической работе мною используются различные упражнения по формированию монологической речи. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в работе по развитию монологической речи. 
     
     
     
     
     
     
     
     

  
 
 
 
 
 

Литература 

  1.     Алхазишвили А.А. Психология обучения устной речи на иностранном языке. - М., 1988.
  2.       Артемов В.А. «Психология обучения иностранным языкам». М., 1969.
  3.      Бим И.Л. «Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе» М., 1988.
  4.      Жинкин Н.И. «Психологические особенности спонтанной речи» М., 1990.
  5.        Заремская С.И.,  Слободчиков А.А. «Развитие инициативной речи учащихся», М., 1983.
  6.         Зимняя И.А. «Психология обучения иностранным языкам в школе», М., 1991.
  7.          Ляховицкий М.В. «Методика преподавания иностранных языков» М., 1981.
  8.          Методика/ Под ред.А.А. Леонтьева.- М., 1988.
  9.          Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цейтлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М., 1987.
  10. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М., 1988.
  11. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М., 1989.
  12. Рогова Г.В. «Методика обучения английскому», Л., 1995.
  13. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. - М., 1988.
  14. Скалкин В.Л. Английский язык для общения. - М., 1995.
  15. Скалкин В.Л. Обучение монологическому высказыванию: Пособие для учителей. - Киев, 1983.
 
 
 

Приложение 1

Упражнения и методические приемы для обучения монологической речи

Обучение монологической речи на базе текста 

  1. Определите тематическую принадлежность текста
  2. Скажите, кому адресован текст
  3. Определите характер текста(описание, повествование, сообщение, репортаж, рассуждение, воспоминание, изложение  или монтаж разных структурных типов текста: диалог с читателем и др.)
  4. Определите стиль текста (общественно-политический, научный, научно-популярный, художественный, документальный, разговорный, инструктивный и их варианты).
  5. Просмотрите текст (используйте приемы просмотрового чтения) и определите, чем интересен  текст для составления монологического высказывания по изучаемой теме, по определенному плану, с определенной направленностью, ориентацией на определенного собеседника или определенную аудиторию.
  6. Прочтите текст и найдите предложение, в котором сформулирована тема.
  7. Ответьте на вопросы к тексту.
  8. Разбейте текст на смысловые части и озаглавьте их.
  9. Расположите пункты плана, данного на доске, в соответствии с логикой изложения материала в тексте.
  10. Сформулируйте главную мысль текста.
  11. Сформулируйте и запишите тему, основные мысли (мысль каждой смысловой части) и главную мысль (основной смысл) данного текста.
  12. Просмотрите текст и назовите слова, которые употребляются для обобщения сказанного или указывают на заключение, выводы.
  13. Выпишите из текста слова, которые указывают на переход от одной законченной мысли к другой.
  14. Найдите в тексте слова и выражения, которые указывают на авторское отношение к сообщаемым фактам и событиям.
  15. Просмотрите текст и выберите ключевые слова для передачи его основного содержания.
  16. Выпишите из текста предложения, которые передают основное содержание текста.
  17. Составьте тезисы, передающие основные мысли (основной смысл) текста.
  18. Расположите данные на доске предложения из текста в нужной последовательности и употребите необходимые связующие средства.
  19. Просмотрите план и подберите материал из текста, раскрывающий пункты плана.
  20. Просмотрите приведенные утверждения и подберите иллюстрирующие их предложения из текста.
  21. Выберите из текста ключевые слова к каждому пункту плана.
  22. Соотнесите группу слов с пунктами плана.
  23. Подберите к каждому пункту плана предложения с ключевыми словами.
  24. Сформулируйте пункты плана, которые можно было бы еще включить в план.
  25. Скажите, какие важные мысли не отражены в тезисах к тексту.
  26. Скажите, какая информация, необходимая для вашего высказывания, есть в тексте, а какую необходимо найти.
  27. Соотнесите план целевого монологического высказывания с возможностями данного текста.
  28. Отметьте известную вам и новую  информацию в тексте.
  29. Просмотрите список предложений и фраз, оформляющих монологическую речь (вводные фразы, средства обращения к адресату, средства связности и т.д.) и подберите подходящие к каждому пункту плана или тезису высказывания.
  30. Расширьте данное на доске высказывание, используя текст.
  31. Разверните данный на доске тезис (пункт плана), найдите для этого соответствующий содержательный и речевой материал в тексте.
  32. Просмотрите два первых абзаца текста и кратко расскажите о … .
  33. Скажите, что вы знаете о … ,  используя план, данный на доске.
  34. Расскажите только о том, что подтверждает следующую мысль.
  35. Составьте план к рассказу о … ,  используя материал двух прочитанных текстов. Подумайте, где уместно ввести сведения о … ,  чтобы не нарушить логику изложения.
  36. Расскажите о …, используя при этом рабочие материалы (наброски будущего высказывания, план, а также слова, словосочетания и целые предложения, отражающие ход развития мысли, служащие для связи, как отдельных предложений, так и целых смысловых частей).
  37. Расскажите о поведении персонажа и выразите свое отношение к приводимым в тексте фактам  и событиям.
  38. Скажите, как бы поступил персонаж А, если бы персонаж Б поступил бы следующим образом: ….
  39. Составьте рассказ по картинке . (Картинка связана с темой текста).
  40. Составьте письменный пересказ текста. Выберите для этого 7-8 предложений, передающих основное содержание текста. Добавьте к ним фразы речевого оформления монологического высказывания.
  41. Составьте сжатый пересказ основного содержания текста своими словами.
  42. Передайте содержание текста. Используйте для этого замены слов и перефразирование.
  43. Истолкуйте выводы, изложенные в тексте, своими словами, приводя доказательства из текста и добавляя свои.
  44. перескажите изложенную в тексте информацию, добавляя известную вам ранее.
  45. Составьте избирательный пересказ текста, отражая одну или ряд взаимосвязанных мыслей.
  46. Составьте пословный, портретный пересказ текста, адресуя его определенной группе лиц и оформляя средствами монологической речи.
  47. Составьте план монологического высказывания по определенной теме (проблеме), подберите к нему информацию из текста. Недостающую информацию подберите из дополнительных текстов.
  48. Дополните дополнение материала одного и того же текста необходимыми речевыми средствами монологического характера для сообщения его содержания разным лицам с учетом их интересов к подробной информации, осведомленности в данной проблеме, возраста, опыта, характера, профессии.
  49. Подготовьте развернутое монологическое высказывание с использованием текстовых  материалов для определенной ситуации общения.
  50. Используя тексты и справочно-информационные материалы, подготовьте целевые тематические (проблемные) сообщения для организации учебно-речевого общения, дискуссии, пресс-конференции, круглого стола”).
 

    Обучение монологической речи на ситуативной основе

    I Уровень фразы 

  1. Послушайте предложение и повторите его вслух.
  2. Покажите предмет и назовите его.
  3. Прослушайте предложения и дополните их собственным подходящим по смыслу предложением.
  4. Прочтите предложение и продолжите выраженную в нем мысль.
  5. Назовите свои действия.
  6. Назовите действия других.
  7. Рассмотрите картинки и согласитесь со следующими утверждениями или отвергните их.
  8. Прослушайте утверждения и отвергните неверные.
  9. прослушайте утверждения и скажите, прав ли преподаватель.
  10. Возразите преподавателю.
  11. Выслушайте просьбу товарища, выполните указанное действие и назовите его.
  12. Выполните просьбы учителя, соблюдая их последовательность; назовите свои действия.
  13. Расширьте предложения, данные на карточках.
  14. Опишите картинки.
  15. Скажите, что полученное сообщение не соответствует действительности и объясните почему.
  16. Сравните два утверждения и докажите преимущества одного из них.
  17. Скажите, что вы сделали то же.
  18. Скажите, что вы не согласны с мнением преподавателя.
  19. Приведите контраргументы.
  20. Скажите, что вы хотите что-то сообщить (добавить, выразить свое мнение, возразить, обратить внимание).
  21. Скажите, что вы поддерживаете собеседника.
  22. скажите, что вы пришли к определенному выводу ( заключению).
  23. скажите, что, по вашему мнению, следует сделать, чтобы … .
  24. Скажите, что собеседнику следует (не следует) делать.
  25. Поблагодарите друзей за внимание ( помощь, доброжелательность, гостеприимство).
  26. Обратитесь к разным собеседникам с просьбой.
  27. Скажите, что вы надеетесь, что вас понимают.
  28. Скажите, что вы разделяете высказанную точку зрения.
  29. Спросите, понятно ли вы излагаете свои мысли (позицию, выводы).
  30. Спросите, согласны ли ваши товарищи с вами.
  31. Попросите товарищей учесть, что … .
  32. Попросите проанализировать факты.
  33. Предположите свое решение.
  34. Пригласите собеседника к размышлению (рассуждению, дискуссии).
  35. Сошлитесь на авторитеты, источник.
  36. Сделайте вывод (заключение).
  37. Дайте оценку поступка персонажа (своего товарища).
  38. Ответьте на реакцию собеседников.
  39. Задайте риторический вопрос, соответствующий ситуации.
  40. Сошлитесь на собственную информированность, осведомленность.
  41. Сошлитесь на осведомленность слушателей.
  42. Перефразируйте, прокомментируйте, истолкуйте свое утверждение.
  43. Обратитесь с вопросом к собеседнику.
  44. Отреагируйте на реплику или жест собеседника.
  45. Скажите, что вы предпочитаете что-либо сделать ( в чем-то убеждены, настаиваете на чем-либо).
 
 

II Уровень сверхфразового единства. 

  1. Расскажите о …,  используя данную на доске логико - синтаксическую схему.
  2. Расположите предложения на карточках в логической последовательности.
  3. Добавьте к написанному на доске предложению несколько других, подходящих по смыслу. Выберите их из приведенных на доске.
  4. Расскажите о… , используя выражения, данные на доске.
  5. По указанным на карточках ключевым словам расскажите о … .
  6. Сократите высказывания данные на карточках, передайте их содержание в 2-3 фразах.
  7. Составьте ситуацию по цепочке путем добавления каждым учащимся одного или нескольких предложений.
  8. Расширьте высказывание, используя картинку.
  9. Расскажите о …, используя картинку- схему (картинку с неразвернутой ситуацией).
  10. Опишите свою комнату (комнату своего друга).
  11. Составьте ситуацию, используя данную пословицу, поговорку.
  12. Расскажите о …, докажите правильность своих суждений.
  13. На основе тезиса, утверждения и ключевых слов составьте высказывание к определенной ситуации общения.
  14. На основе описания ситуации и ключевых слов составьте высказывание.
  15. Докажите правильность следующего утверждения.
  16. Прослушайте рассказ и дайте свою концовку.
  17. Составьте высказывание по определенной теме (проблеме) для последующего использовании в дискуссии.
  18. Составьте небольшое сообщение о каком-либо событии.
  19. Опишите картинку.
  20. Расскажите в повествовательной форме эпизод из вашей жизни в качестве  иллюстрации к теме разговора.
  21. Разверните реплики в диалоге дог сверхфразового единства (монолога в диалоге).
  22. Приведите ваши аргументы или контраргументы по теме высказывания.
  23. Посмотрите предлагаемые текстовые материалы и дайте развернутый ответ на поставленный вопрос.
  24. Дайте развернутые ответы на поставленные вопросы, используя факты, аргументы.
  25. Составьте высказывание на основе ситуации, тезиса, ключевых слов, коммуникативной задачи с учетом характера предполагаемого собеседника.
  26. Составьте типовые монологические высказывания для ситуации по теме.
 

III Уровень текста. 
 

  1. В соответствии с планом развернутого монологического высказывания и ситуации общения постройте в необходимой последовательности сверхфразовое единство.
  2. В соответствии с планом развернутого монологического высказывания и ситуации общения используйте фрагменты предлагаемого текста, дополните их речевыми средствами, выражающими коммуникативную направленность на предполагаемого собеседника.
  3. В соответствии с планом расположите краткие монологические высказывания в логически содержательной последовательности, заполняя их стыки необходимыми предложениями и средствами текстуальной связности.
  4. Выступите с кратким сообщением о…, используя логико-синтаксическую схему, данную на доске.
  5. Расскажите о …, используя приведенный на доске план.
  6. Расскажите о …, используя следующие ключевые слова.
  7. Передайте сюжет диа-, эпи-, или кинофильма от имени одного из персонажей.
  8. Кратко изложите содержание диа-, эпи-, кинофильма.
  9. Опишите серию картинок по схеме.
  10. Составьте свой вариант рассказа по картинке, схеме (используется картинка с неразвернутой ситуацией).
  11. Представьте себе ситуацию, связанную с приездом в чужой город, и расскажите о ….
  12. Прокомментируйте следующие пословицы.
  13. Составьте небольшие рассказы, используя следующие поговорки.
  14. Разверните данный тезис в связное высказывание. Докажите правильность своей позиции.
  15. Составьте монологическое высказывание по теме с учетом определенной ситуации и характера собеседников.
  16. Разверните диалогические реплики в монологические высказывания.
  17. Подготовьте развернутые монологические высказывания к дискуссии по теме.
  18. Подготовьте развернутое монологическое высказывание к пресс-конференции.
  19. Подготовьте развернутое монологическое высказывание к деловой игре по теме.
  20. Подготовьте выступление по теме к круглому столу”.
  21. Ответьте на вопросы, заданные вам во время пресс-конференции (экскурсии), и аргументируйте ответы.
  22. Расскажите о городе (о человеке) по плану с учетом ситуации и характера собеседников.
  23. Модифицируйте и адаптируйте в соответствии с конкретными условиями общения текстовой материал для устной темы, дополните его походящими средствами связности и адресованности собеседнику.
  24. Составьте устное (письменное ) сочинение по теме.
  25. Составьте высказывание в форме рассуждения по теме к типовой ситуации общения.
  26. Составьте описание для использования в заданной ситуации общения.
  27. Подготовьте сообщение о событиях к ситуации общения.

Информация о работе Формирование умений монологической речи